Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Скидки и бонусы. Плюсы и минусы

Скидки и бонусы. Плюсы и минусы

В целях стимулирования продаж, сохранения «старых» и привлечения новых клиентов продавцы используют различные приемы. Поговорим о том, к каким налоговым последствиям ведут широко распространенные в настоящее время скидки (или бонусы)

23.08.2010
«Бухгалтерия.ru»
Автор: С. Шестакова, редактор-эксперт

Четкого определения понятия «скидка» нет ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве. В хозяйственной жизни, согласно обычаям делового оборота, под скидкой понимается уменьшение продавцом ранее заявленной цены товаров при выполнении покупателем определенных условий. Изменение цены товара после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ). 

В различных словарях определения скидки в основном схожи и сводятся к следующим.
«Скидка — одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж».
«Бонусная скидка − уменьшение цены при регулярной продаже больших партий товаров».
«Бонус (от лат. bonus — добрый, хороший) — 1) дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия; 2) дополнительная скидка со стоимости (цены) товара, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями договора о купле-продаже или постоянным покупателям».

У продавца скидки могут менять цену товара, а могут и не менять. Самыми «удобными» для него являются скидки, предоставляемые в момент поставки, а «неудобными» − скидки, предоставляемые «задним числом», изменяющие цену отгруженного товара. В последнем случае налоговики требуют уменьшить налоговую выручку поставщика и сдать уточненные декларации.

При скидке без изменения цены единицы товара, когда продавец освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить часть приобретенных ценностей, продавец может отразить сумму скидки в налоговом учете в составе внереализационных расходов. Но здесь налоговики могут увидеть безвозмездную передачу части товаров. Это означает, что на стоимость таких товаров нужно начислить НДС, так как безвозмездная передача ценностей облагается налогом (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в ситуациях со скидками есть еще одна сторона, о которой нельзя забывать, − это покупатели. Для них тоже есть налоговые последствия при получении разного рода скидок. Вспомним и о них. 

Итак, как для продавца, так и для покупателя самым оптимальным вариантом является скидка, объявленная в момент отгрузки очередной партии товара. Покупатель приходует товары на основании документов, представленных продавцом. Если стороны не являются взаимозависимыми лицами, а действия продавца не отвечают признакам недобросовестности, то опасаться применения налоговиками статьи 40 Налогового кодекса не нужно.

В случае скидки «задним числом» (например, за объем закупок) изменяется цена товаров, отгруженных в рамках заключенного договора. Покупатель, получивший от продавца исправленные экземпляры отгрузочных документов, тоже вынужден внести изменения в бухгалтерский учет: сделать проводки, корректирующие с учетом скидки стоимость приобретенных товаров и относящегося к ним «входного» НДС. Затем придется внести изменения в книгу покупок, если по полученным ранее товарам «входной» НДС принят к вычету. Так же как и продавцу, покупателю придется подать уточненные декларации: по НДС – в любом случае, поскольку уменьшается сумма вычета, по налогу на прибыль – если в первоначальной декларации стоимость приобретенных товаров без учета скидки была включена в состав налоговых расходов (по прибыли возможны пени). 

При получении денежной премии (по результатам продаж, за вхождение в розничную сеть и т. д.) покупатель в бухучете отражает ее сумму в составе прочих доходов, в налоговом учете − в составе внереализационных доходов. Такие премии НДС не облагаются (письма Минфина России от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847, от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112). При получении бонусного товара (самый невыгодный вариант) его стоимость нужно учесть в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество. При дальнейшей реализации этих товаров списать их стоимость в уменьшение налогооблагаемой прибыли покупатель не сможет, так как отсутствуют фактические затраты на его приобретение (письмо Минфина России от 19 января 2006 г. № 03-03-04/1/44). Принять к вычету «входной» НДС тоже не получится (письмо Минфина России от 21 марта 2006 г. № 03-04-11/60). 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Налог на прибыль
Все новости по этой теме »

Торговля
Все новости по этой теме »

НДС
  • 10.08.2025  

    В адрес общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало

  • 10.08.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налоги на прибыль и имущество, взыскал пени и штраф ввиду создания схемы "дробления бизнеса" в виде перевода части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило обществу вывести часть своей выручки из-под обложения налогами по общей системе и неправомерно применять УСН. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество и контрагенты являлись взаимоза

  • 10.08.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы по сделкам с контрагентами, реальность которых не подтверждена. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты необходимыми материальными и техническими ресурсами для оказания услуг и выполнения работ не обладают, показатели налоговой отчетности не соответствуют заявленным оборотам, в отношении контрагентов в ЕГРЮЛ внесены записи о


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 10.08.2025  

    Налоговый орган указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году). 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен

  • 10.08.2025  

    В связи с непогашением в добровольном порядке задолженности по НДС и налогу на прибыль, начисленным на недоимку суммам пени и штрафов налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на транспортное средство налогоплательщика. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт уклонения от исполнения обязанностей по налогам и сборам подтвержден, залог возник в силу закона, имущество

  • 06.08.2025  

    Налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль и начислил пени ввиду выявления фактов получения обществом необоснованной налоговой экономии. 

    Встречное требование: О признании недействительными решений налогового органа. 

    Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии за счет


Вся судебная практика по этой теме »

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »