Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Скидки и бонусы. Плюсы и минусы

Скидки и бонусы. Плюсы и минусы

В целях стимулирования продаж, сохранения «старых» и привлечения новых клиентов продавцы используют различные приемы. Поговорим о том, к каким налоговым последствиям ведут широко распространенные в настоящее время скидки (или бонусы)

23.08.2010
«Бухгалтерия.ru»
Автор: С. Шестакова, редактор-эксперт

Четкого определения понятия «скидка» нет ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве. В хозяйственной жизни, согласно обычаям делового оборота, под скидкой понимается уменьшение продавцом ранее заявленной цены товаров при выполнении покупателем определенных условий. Изменение цены товара после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ). 

В различных словарях определения скидки в основном схожи и сводятся к следующим.
«Скидка — одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж».
«Бонусная скидка − уменьшение цены при регулярной продаже больших партий товаров».
«Бонус (от лат. bonus — добрый, хороший) — 1) дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия; 2) дополнительная скидка со стоимости (цены) товара, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями договора о купле-продаже или постоянным покупателям».

У продавца скидки могут менять цену товара, а могут и не менять. Самыми «удобными» для него являются скидки, предоставляемые в момент поставки, а «неудобными» − скидки, предоставляемые «задним числом», изменяющие цену отгруженного товара. В последнем случае налоговики требуют уменьшить налоговую выручку поставщика и сдать уточненные декларации.

При скидке без изменения цены единицы товара, когда продавец освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить часть приобретенных ценностей, продавец может отразить сумму скидки в налоговом учете в составе внереализационных расходов. Но здесь налоговики могут увидеть безвозмездную передачу части товаров. Это означает, что на стоимость таких товаров нужно начислить НДС, так как безвозмездная передача ценностей облагается налогом (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в ситуациях со скидками есть еще одна сторона, о которой нельзя забывать, − это покупатели. Для них тоже есть налоговые последствия при получении разного рода скидок. Вспомним и о них. 

Итак, как для продавца, так и для покупателя самым оптимальным вариантом является скидка, объявленная в момент отгрузки очередной партии товара. Покупатель приходует товары на основании документов, представленных продавцом. Если стороны не являются взаимозависимыми лицами, а действия продавца не отвечают признакам недобросовестности, то опасаться применения налоговиками статьи 40 Налогового кодекса не нужно.

В случае скидки «задним числом» (например, за объем закупок) изменяется цена товаров, отгруженных в рамках заключенного договора. Покупатель, получивший от продавца исправленные экземпляры отгрузочных документов, тоже вынужден внести изменения в бухгалтерский учет: сделать проводки, корректирующие с учетом скидки стоимость приобретенных товаров и относящегося к ним «входного» НДС. Затем придется внести изменения в книгу покупок, если по полученным ранее товарам «входной» НДС принят к вычету. Так же как и продавцу, покупателю придется подать уточненные декларации: по НДС – в любом случае, поскольку уменьшается сумма вычета, по налогу на прибыль – если в первоначальной декларации стоимость приобретенных товаров без учета скидки была включена в состав налоговых расходов (по прибыли возможны пени). 

При получении денежной премии (по результатам продаж, за вхождение в розничную сеть и т. д.) покупатель в бухучете отражает ее сумму в составе прочих доходов, в налоговом учете − в составе внереализационных доходов. Такие премии НДС не облагаются (письма Минфина России от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847, от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112). При получении бонусного товара (самый невыгодный вариант) его стоимость нужно учесть в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество. При дальнейшей реализации этих товаров списать их стоимость в уменьшение налогооблагаемой прибыли покупатель не сможет, так как отсутствуют фактические затраты на его приобретение (письмо Минфина России от 19 января 2006 г. № 03-03-04/1/44). Принять к вычету «входной» НДС тоже не получится (письмо Минфина России от 21 марта 2006 г. № 03-04-11/60). 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Налог на прибыль
Все новости по этой теме »

Торговля
Все новости по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Налог на прибыль
Все статьи по этой теме »

Торговля
Все статьи по этой теме »

НДС
  • 09.09.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по сделкам, реальность которых не подтверждена. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты не обладают необходимыми для исполнения обязательств основными средствами, транспортом и иным имуществом, имеют признаки технических организаций, отражают незначительные показа

  • 09.09.2025  

    Проверкой налоговой декларации выявлено незаконное применение налоговых вычетов по сделкам, реальность которых не подтверждена. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленный контрагент необходимыми ресурсами для исполнения обязательств по договорам аренды автозаправочной станции и поставки топлива не обладает, данные в налоговой отчетности о заработной плате сотрудников отражены фо

  • 09.09.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по сделкам с аффилированными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов основные средства, производственные активы, необходимая штатная численность работников отсутствуют, фактическими исполнителями работ являлись физические и юридические лица, прим


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 07.09.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, указывая на создание между обществом и контрагентами формального документооборота, с целью минимизации налоговых обязательств в условиях, когда спорные контрагенты не являлись фактическими поставщиками товаров и услуг. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание обществом фиктивного документооборота для получения налог

  • 07.09.2025  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие между обществом и его контрагентами реальных финансово-хозяйственных операций, связанных с исполнением договоров поставки и подряда. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом фиктивного документооборота по взаимоотношениям со спорными контрагентами с целью необоснованного получения в

  • 07.09.2025  

    Налоговый орган начислил налог на прибыль и НДС, ссылаясь на искажение обществом сведений о фактах хозяйственной жизни в целях получения налоговой экономии. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено создание обществом с контрагентами формального документооборота в рамках договоров поставки и оказания услуг с целью необоснованного получения вычета по НДС и неправомерного формир


Вся судебная практика по этой теме »

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »