Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 8 октября 2009 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 8 октября 2009 г. N 03-08-05
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2009 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения на территории Российской Федерации доходов литовских организаций от осуществления международных автомобильных перевозок грузов для российской организации, а также от услуг по организации таких перевозок и сообщает следующее.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации, признаются поступления от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса предусмотрено, что доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным, за исключением случаев, когда перевозки осуществляются исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Согласно положению вышеуказанного подпункта в доходы от международных перевозок не включаются доходы от оказания экспедиторских услуг и, следовательно, к ним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.
Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Если перевозку осуществляет иностранная организация - резидент государства, с которым у Российской Федерации действует международный договор по вопросам налогообложения, то согласно ст. 7 Кодекса положения международного договора имеют приоритетное значение при налогообложении доходов иностранной организации на территории Российской Федерации.
Так, в ст. 8 "Прибыль от международных перевозок" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29.06.1999 (далее - Соглашение) предусмотрено, что прибыль, полученная предприятием Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом Государстве.
Согласно пп. "g" п. 1 ст. 3 Соглашения термин "международная перевозка" для целей применения Соглашения означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, положения ст. 8 "Прибыль от международных перевозок" Соглашения не распространяются на осуществление международных перевозок автомобильным транспортом.
Кроме того, положения ст. 8 "Прибыль от международных перевозок" Соглашения не распространяются на прибыль предприятий от организации международных перевозок и экспедиторского обслуживания грузов.
Следовательно, налогообложение доходов, полученных иностранной организацией - резидентом Литовской Республики за осуществление автомобильных международных перевозок собственными силами, за организацию международных перевозок и экспедиторского обслуживания грузов, должно осуществляться в соответствии с нормами ст. 7 Соглашения, регулирующей налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
В соответствии с п. 2 ст. 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Учитывая вышеизложенное, при выплате дохода литовским компаниям, осуществляющим международные перевозки автомобильным транспортом собственными силами и организацию международных перевозок и экспедиторского обслуживания грузов, налоговый агент вправе не удерживать налог на доходы при соблюдении требований ст. 312 Кодекса при условии, что деятельность таких литовских компаний не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации.
Вместе с тем доходы литовской организации от осуществления перевозок автомобильным транспортом собственными силами и от организации перевозок и экспедиторского обслуживания грузов исключительно во внутрироссийском сообщении автомобильным транспортом, выплачиваемые ей в связи с оказанием таких услуг, подлежат налогообложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство такой иностранной организации в Российской Федерации. В этом случае в соответствии со ст. 246 Кодекса иностранная организация будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, связанных с осуществлением ею деятельности на территории Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
08.10.2009
- 16.07.2014 Налоговая служба разъяснила особенности администрования налога с доходов от источников в Российской Федерации
- 17.12.2013 Для подтверждения местонахождения резидента США апостиль на документах проставлять не нужно
- 22.06.2012 Иностранные организации не уплачивают налог на прибыль при определенных условиях
- 22.11.2011 Должны ли ритейлеры платить НДС с премий, получаемых от поставщиков
- 20.10.2011 Определение Верховного суда о взыскании убытков (сумм налоговых доначислений) с прежнего собственника компании
- 05.08.2011 Бонусы по договорам поставки между организациями РФ и Беларуси облагаются налогом в стране резидентства каждой из них
- 13.10.2014 Если резидентство подтверждено после выплаты дохода, но до проверки, пени не начисляются
- 03.03.2010 Налоговые проверки представительств иностранных организаций
- 20.02.2009 Обобщение практики арбитражных судов по налогу на прибыль
- 29.10.2018 Оформляем торговые операции: чем отличаются договор поставки, договор купли-продажи и договор розничной купли-продажи
- 29.11.2017 Если нарушены обязательства по договору поставки…
- 25.12.2015 Налогообложение НДФЛ при осуществлении операции по реализации ценных бумаг
- 22.11.2023
По результатам
камеральной налоговой проверки налоговым органом было принято оспариваемое решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неправомерном неудержании и неперечислении суммы налога на прибыль организаций с дохода, выплаченного иностранной организации.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество не исполнило обязаннос
- 05.04.2023
Налоговый орган
начислил налог на прибыль, пени, штраф ввиду неудержания налога с сумм выплаченных иностранным организациям доходов.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как иностранная организация право на применение нулевой налоговой ставки не подтвердила, налоговый агент при выплате ей дохода обязан был удержать соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.
- 17.12.2013
Положения НК РФ не
устанавливают обязательной формы документов, подтверждающих факт постоянного местонахождения иностранной организации в том государстве, с которым Российская Федерация имеет действующий международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Судебные инстанции обоснованно указали на неправомерность требования инспекции о необходимости проставления апостиля на Форме 6166 Службы внутренних доходов США. В соответствии с
- 25.01.2023
При заключении
договора между обществом и уполномоченным органом возникли разногласия по вопросу цены выкупа арендуемого имущества.Итог: стоимость выкупного имущества определена на основании заключения судебной экспертизы о размере его рыночной стоимости.
- 13.01.2016
Об урегулировании разногласий при
заключении договора купли-продажи нежилого помещения - 16.09.2011
Согласно абз. 2 п.
1 ст. 489 ГК РФ договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.
Комментарии