
Законодательство / Законопроекты / 2-ое чтение / О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ
О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ
Проект № 90832-5
во втором чтении
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона
«О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации»
(О внесении изменений в статьи 212 и 220 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации)
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; 2003, № 28, ст. 2879; 2004, № 34, ст. 3527; 2005, № 1, ст. 38; № 24, ст. 2312; 2006, № 31, ст. 3443; № 50, ст. 5286; 2007, № 31, ст. 4013; № 49, ст. 6045; Российская газета, 2008, 30 июля) следующие изменения:
1) подпункт 1 пункта 1 статьи 212 изложить в следующей редакции:
«1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением:
материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них.
Материальная выгода, указанная в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 220 настоящего Кодекса;»;
2) в статье 217:
а) абзац третий пункта 8 статьи 217 изложить в следующей ре-дакции:
«работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;»;
б) дополнить пунктом 171:
«171) доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет;»;
3) в пункте 2 статьи 219:
после первого абзаца дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
«Социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть также предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию, удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.»;
абзац второй считать абзацем третьим и во втором предложении слова «налогоплательщик самостоятельно» дополнить словами «, в том числе при обращении к налоговому агенту,»;
4) в пункте 1 статьи 220:
а) в подпункте 1 слова «125 000 рублей» заменить словами «в целом 250 000 рублей»;
б) в подпункте 2:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
«2) в сумме, фактически произведенных налогоплательщиком расходов:»;
дополнить новыми абзацами вторым - пятым следующего содержания:
«на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них;
на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них;
на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них.
При приобретении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом.»;
абзацы второй - одиннадцатый считать соответственно абзацами пятым - пятнадцатым;
абзац одиннадцатый считать абзацем пятнадцатым и изложить его в следующей редакции:
«расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.»;
абзац тринадцатый считать абзацем семнадцатым и изложить его в следующей редакции:
«Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов:»;
дополнить новыми абзацами восемнадцатым и девятнадцатым следующего содержания:
«по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израс-ходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них;
по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории Российской Федерации в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них.»;
абзацы четырнадцатый - шестнадцатый считать абзацами двадцатым - двадцать вторым;
дополнить новым абзацем двадцать третьим следующего содержания:
«при приобретении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, относящихся к приобретаемому жилому дому, или доли (долей) в них - документы, подтверждающие право собственности на земельный участок или долю (доли) в нем и документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем.»;
абзацы семнадцатый - двадцать первый считать соответственно абзацами двадцать четвертым - тридцатым;»;
5) в статье 226:
а) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.»;
б) в пункте 5:
после слов «агент обязан» дополнить словами «, если иное не установлено настоящим пунктом,»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Налоговые агенты, являющиеся кредитными организациями, при невозможности удержать исчисленную сумму налога с полученных клиентами кредитной организации (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) доходов в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса, обязаны в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором клиентами кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) получены указанные доходы, сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности.»;
6) подпункт 2 пункта 1 статьи 228 дополнить словами следующего содержания: «за исключением случаев, предусмотренных пунктом 171 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению»;
7) в пункте 2 статьи 230:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода, суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положения абзаца первого настоящего пункта не распространя-ются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении представления сведений о доходах, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.»;
дополнить новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:
«Налоговые агенты, являющиеся кредитными организациями, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах этого налогового периода, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса, и суммах начисленных и не удержанных налогов, в связи с невозможностью их удержания в этом налоговом периоде, ежегодно не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода.
Формы указанных сведений и порядок их представления в налоговый орган, утверждаются федеральным органом исполни-тельной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
абзац второй считать абзацем четвертым и изложить его в следующей редакции:
«Указанные сведения налоговыми агентами представляются в налоговые органы по месту их учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.»;
абзацы третий - пятый считать соответственно абзацами пятым - седьмым;
8) статью 233 признать утратившей силу;
9) пункт 1 статьи 263 дополнить подпунктом 91 следующего содержания:
«91) добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновение убытков страхователя в результате списания денежных средств клиентов в результате проведения третьими лицами транзакций с использованием поддельных, утерянных или украденных у клиентов банковских карт; на основании подделанных слипов или квитанций электронного терминала, подтверждающих проведение транзакций владельцем банковской карты, и иных незаконных операций с банковскими картами;".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, ….) следующие изменения:
1) статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8
В период приостановления действия абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установить, что при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
2) пункт 7 статьи 9 изложить в следующей редакции:
«7. Положения пункта 22 статьи 2, статьи 8 настоящего Феде-рального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года».
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.
3. Положения в пункта 2 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи
212 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроект направлен на оптимизацию ипотечного кредитования путем урегулирования вопросов налогообложения, возникающих в правоприменительной практике, связанной с ипотечным кредитованием, стимулирование налогоплательщиков, приобретающих жилые дома или доли в них совместно с земельными участками. В связи с этим предлагается:
распространить имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на суммы, израсходованные налогоплательщиком на приобретение земельного участка (доли земельного участка), в случае приобретения жилого дома (доли жилого дома) совместно с земельном участком (долей земельного участка);
распространить на проценты по займам (кредитам), полученным в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученных целевых займов (кредитов), режим налогообложения, установленный для процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. В настоящее время заемщики, обратившееся в банки для рефинансирования ранее полученных целевых ипотечных кредитов, теряют право на имущественный налоговый вычет по суммам, направленным на погашение процентов по ипотечным кредитам, что не имеет экономического обоснования, поскольку рефинансирующий кредит по своей сути остается целевым, то есть связанным с первоначальным предметом ипотеки, меняются лишь кредитор и процентная ставка по кредиту. При этом проценты по кредиту, полученному в целях рефинансирования (перекредитования) первоначального кредита, могут быть учтены только в суммах, фактически израсходованных на погашение первоначального кредита;
предусмотреть возможность включения в состав имущественного налогового вычета оплаченных налогоплательщиком расходов на разработку проектно-сметной документации для проведения отделочных работ в приобретенной квартире или комнате, так как сами расходы на проведение отделочных работ уже включены в состав имущественного налогового вычета. В настоящее время аналогичные расходы учитываются в составе имущественного налогового вычета при новом строительстве жилого дома либо его доли;
освободить от налогообложения материальную выгоду от экономии на процентах за пользование кредитными средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельного участка (доли земельного участка), при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации;
установить процедуру освобождения от налогообложения материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Предлагается ввести выдачу соответствующего подтверждения налоговым органом для последующего представления налоговому агенту;
установить порядок определения налоговой базы в отношении материальной выгоды по полученным заемным средствам без уплаты налогоплательщиком процентов за пользование такими средствами;
установить порядок, в соответствии с которым налоговый агент определяет налоговую базу в отношении доходов, полученных в виде материальной выгоды, по окончании налогового периода, а в случае невозможности удержания налога в месячный срок по окончании налогового периода передает сведения о соответствующих обстоятельствах в налоговый орган. При этом обязанность уплаты налога возлагается на самого налогоплательщика. За налогоплательщиком также сохраняется обязанность декларирования дохода.
Сумма имущественного налогового вычета, в пределах которого налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы при определении налоговой базы, не изменяется, остается в размере 1 000 000 рублей, в связи с чем реализация предлагаемых изменений не приведет к недопоступлению налоговых платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Темы: Налоговое право  Имущественные налоговые вычеты  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 12.05.2023 Граждане РФ получили налоговые вычеты на общую сумму 2,7 трлн рублей в 2022 году
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 24.10.2022 Уехавшие за границу граждане РФ могут потерять право на налоговый вычет
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 04.07.2023 Можно ли сократить доход от продажи квартиры на покупку нового жилья?
- 25.05.2023 Налоговый вычет за квартиру в 2023 году: условия, сумма, как оформить
- 05.04.2023 Названы случаи, когда самозанятые имеют право на налоговые вычеты
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 18.12.2024
Налоговый орган
сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д
- 12.10.2022
Определением должнику
отказано в исключении из конкурсной массы доли в праве собственности на квартиру-1, поскольку установлено, что должнику предоставлен имущественный иммунитет в отношении квартиры-2, в которой фактически проживает должник и его несовершеннолетний сын, и квартира-2 исключена из конкурсной массы, при этом она отвечает социальным нормам, в том числе учетной норме площади жилого помещения на одного человека, - 17.05.2017
Изменениями, внесенными
Федеральным законом от 08.06.2015 г. № 146-ФЗ в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков на получение имущественного налогового вычета при передаче средств (имущества) участнику в случае ликвидации общества. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2016 года, законодатель им обратной силы не придал. - 23.03.2017
Суды пришли
к выводу о том, что предприниматель в нарушение ст. 210 НК РФ необоснованно уменьшил доход, полученный от распределяемого имущества ликвидируемых обществ, на стоимость оплаченных вкладов в уставные капиталы обществ, что привело к занижению дохода на сумму 11 млн руб. и занижению НДФЛ.
Комментарии