Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ

О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ

В части улучшения налогового администрирования 10.11.2008Российский налоговый портал

Вносится депутатами

Государственной Думы ФС РФ

Морозовым О.В., Хором Г.Я, Макаровым А.М.

Проект №122143-5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 1. Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1. Абзац первый пункта 4 статьи 76 дополнить предложениями следующего содержания:

«О приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации уведомляется прокурор. Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

2. В статье 88:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)».

2) дополнить новым пунктом 9.1 следующего содержания:

«В случае, если до момента составления акта по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении других мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.».

3. Абзац второй пункта 4 статьи 101 изложить в следующей редакции:

«При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были получены налоговым органом за пределами установленных настоящим Кодексом сроков по вине налогоплательщика, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.

В ходе рассмотрения материалов проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста».

4. Абзац третий пункта 7 статьи 101.4 дополнить предложениями следующего содержания «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были получены налоговым органом за пределами сроков установленных настоящим Кодексом сроков по вине налогоплательщика, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.».

Статья 2. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1 В пункте 1 статьи 146:

1) подпункт 2 дополнить словами следующего содержания «, за исключением строительно-монтажных работ для собственного потребления»;

2) исключить подпункт 3.

2. Подпункт 7 пункта 1 статьи 150 изложить в следующей редакции::

«7) технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;».

3. В статье 159:

1) исключить из наименования статьи слова: «и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления»;

2) исключить пункт 2

4. В статье 161:

1) Дополнить пункт 3 абзацем следующего содержания:

«При реализации (передаче) на территории Российской Федерации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества (за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи), а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления имущественных прав, налоговым агентом признается покупатель (получатель) указанного имущества, имущественных прав (организация или индивидуальный предприниматель). При этом налоговая база определяется как стоимость указанного имущества, имущественных прав с учетом налога. Налоговый агент обязан исчислить, удержать из средств, уплачиваемых при приобретении указанного выше имущества, имущественных прав, соответствующую сумму налога и уплатить эту сумму налога в бюджет».

2) в пункте 4 после слов «конфискованного имущества» дополнить словами «имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации)»;

3) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.»;

5. В подпункте 3 пункта 1 статьи 165:

1) исключить абзац четвертый;

2) дополнить абзацами следующего содержания:

«В порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой налогоплательщиком может быть представлен :

- специальный реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацем первым настоящего пункта;

- специальный реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацами вторым, третьим и шестым настоящего пункта».

6. В пункте 4 статьи 166 слова: «в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146» заменить словами: «в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146».

7. В статье 167 исключить пункт 10.

8. Второй абзац пункта 4 статьи 168 исключить.

9. В статье 171:

1) В абзаце третьем пункта 3:

после слов «(работы, услуги)» дополнить словами «, имущественные права»,

слова «удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика» заменить словами «уплатил налог в соответствии с настоящей главой».

2) исключить третий абзац пункта 6.

10. В статье 172:

1) пункт 2 статьи 172 признать утратившим силу,

2) исключить абзацы второй и третий пункта 5.

11. В статье 174:

1) в первом абзаце пункта 1:

слова «в соответствии с подпунктами 1 – 3 пункта 1», заменить словами: «в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1»;

слова «не позднее 20-го» заменить словами: «не позднее 28-го»,

2) в первом абзаце пункта 4 слова «не позднее 20-го» заменить словами: «не позднее 28-го»;

3) в пункте 5 слова «не позднее 20-го» заменить словами: «не позднее 28-го».

12. Абзац четвертый пункта 3 статьи 176 изложить в следующей редакции:

«Одновременно с этим решением принимается:

1) решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

2) решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

3) решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.».

Статья 3

1. Положения пунктов 3 и 5 статьи 2 настоящего Федерального закона применяются при отгрузке товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав, осуществляемой начиная с 1 января 2009 года.

Положения пункта 8 статьи 2 настоящего Федерального закона применяются к решениям, принимаемым по итогам камеральной проверки налоговых деклараций, представленных в налоговые органы после 1 января 2009 года.

2. При осуществлении с 1 января 2009 года товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

3. Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении до 1 января 2009 года строительно-монтажных работ для собственного потребления, и не принятые к вычету до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат вычетам в порядке статьи 172 НК РФ, в той ее редакции, которая была до внесенных настоящим Федеральным законом изменений.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2009 года.

Президент

Российской Федерации

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Проектом федерального закона предусмотрено внесение ряда изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования, касающихся регламентации контрольных полномочий налоговых органов и некоторых прав налогоплательщиков при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.

Часть первая Налогового кодекса РФ достаточно подробно регламентирует порядок осуществления контрольных мероприятий налоговыми органами. К числу полномочий налоговых органов, призванных обеспечить защиту фискальных интересов государства в налоговой сфере, относится право налоговых органов приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов). Статья 76 НК РФ достаточно четко формулирует основания для приостановлений операций в банке. Таких основания всего два: вынесение в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) решения о взыскании налога и непредставление налогоплательщиком налоговой декларации. В то же время, налоговые органы далеко не всегда следуют жестким требованиям статьи 76 НК РФ и зачастую приостанавливают операции по счетам без наличия предусмотренных данной статьей оснований. В этой связи, представляется необходимым о каждом вынесенном решении о приостановлении операций по счетам уведомлять прокурора. Это позволит осуществлять органам прокуратуры эффективный надзор за исполнением налогового законодательства налоговыми органами, но в то же время в отличии о санкционирования действия простое уведомление не будет затруднять работу налоговых органов.

Поправки в статью 88 НК РФ призваны устранить имеющиеся неясности в регламентации порядка проведения камеральной проверки. Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006 года была предпринята попытка четко определить процедуру камеральной проверки. В частности, было установлено, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. На практике выяснилось, что не понятно, с какого момента необходимо исчислять трехмесячный срок проведения проверки – с даты представления документов или с даты представления документов, прилагаемой к налоговой декларации. Предлагаемые поправки в статью 88 НК РФ предлагают исчислять трехмесячный срок проверки с момента представления налоговой декларации.

Налоговый кодекс РФ определяет процедуру проведения мероприятий налогового контроля и сбора доказательств, на основании которых налоговый орган устанавливает наличие или отсутствие налогового правонарушения. Эффективность налогового администрирования может быть обеспечена только в том случае, если предусмотренные Налоговым кодексом РФ контрольные мероприятия будут осуществляться в строгом соответствии с требованием закона. Законопроектом предлагается закрепить существующую в Конституции и во всех процессуальных кодексах норму о недопустимости доказательств, собранных с нарушением федерального закона. Это обеспечит законность на стадии проведения мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации (п. 2 ст. 159 НК РФ). То есть налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий строительно-монтажные работы, обязан обложить свои собственные затраты еще и налогом на добавленную стоимость, что не соответствует самой природе налога, поскольку на этом этапе «добавленной стоимости» не создается. Впоследствии, если строительно-монтажные работы были проведены в ходе строительства объекта, используемого в операциях, облагаемых налогом, то уплаченный налог принимается к вычету, в общем порядке. Наличие в перечне объектов налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления не приводит к появлению дополнительного дохода федерального бюджета, поскольку впоследствии уплаченный налог принимается к вычету, уменьшая тем самым налог, исчисленный по другим основаниям.

Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, в настоящее время освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, обоснованность такой льготы в настоящее время неоднозначна. Предлагается уточнить данное освобождение, распространив его только на то технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Это обеспечит техническое перевооружение экономики России и вместе с тем, не будет нарушать интересы отечественных производителей технологического оборудования.

Предлагается уточнить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами. Уточняется порядок удержания налога организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары (работы, услуги) от имени иностранных организаций на основе договоров поручения и комиссии. Кроме того, действующий порядок участия налоговых агентов при аренде имущества, находящегося в государственной собственности, предлагается распространить на все операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также имущественных прав, продавцом которых выступает органы государственной власти (органы местного самоуправления). Подобная поправка необходима, поскольку после перехода на казначейское обслуживание бюджетных учреждений последние лишены возможности самостоятельно осуществлять перечисление налога в бюджет. Предлагается возложить обязанность налогового агента на покупателя товаров (работ, услуг).

Законопроект предлагает внести изменения в пункт 1 статьи 165 НК РФ, регламентирующий порядок обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товара в режиме экспорта.

Действующий порядок обоснования нулевой ставки предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа (п.п.3 п.1 статьи 165 НК РФ). Для многих налогоплательщиков, особенно для тех, которые осуществляют большое количество экспортных поставок, представление копий таможенных деклараций сопряжено со значительными административными издержками, связанными с большим объемом документацией. В то же время для эффективного налогового контроля налоговым органам необходимо получить информацию только лишь о дате фактического вывоза товара в режиме экспорта. Такая информация может содержаться в реестре таможенных декларациях. Право представлять специальный реестр таможенных деклараций в настоящее время предусмотрено абзацем четвертым пункта 3 статьи 165 НК РФ, однако это право предусмотрено только для налогоплательщиков, вывозящих определенные виды товаров, и такой реестр представляется дополнительно к представленным таможенным декларациям, не освобождая налогоплательщиков от представления собственно таможенных деклараций.

В этой связи, предлагается всем налогоплательщикам, осуществляющим вывоз товара в режиме экспорта, разрешить представлять в налоговые органы не сами таможенные декларации (или их копии), а специальный реестр таможенных деклараций, заверенный таможенным органом. В данном случае речь идет о праве налогоплательщиков, которое может быть реализовано по желанию самого налогоплательщика. Эта поправка снизит административные издержки налогоплательщиков, осуществляющих экспорт товаров.

С 2006 года порядок принятия к вычету налога, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), предусматривает метод начисления, то есть право на вычет не зависит от фактической оплаты товара (работ, услуг). Вместе с тем, с 2007 года в Налоговом кодексе РФ появилась предусмотренная п.4 статьи 168 НК РФ обязанность налогоплательщиков, осуществляющих неденежные расчеты, в обязательном порядке перечислять друг другу денежные средства в объеме налога на добавленную стоимость. Использование денежного перечисления налога при неденежных формах расчета в условиях метода начисления по налогу на добавленную стоимость, лишено какого-либо смысла. В соответствии с положениями главы 21 НК РФ размер налога, подлежащего уплате в бюджет, не зависит от денежных операций, совершаемых налогоплательщиками. В то же время, неденежные формы расчета – распространенная форма построения хозяйственных связей (не имеющая ничего общего с попыткой уклониться от уплаты налогов), любые ограничения подобных расчетов (в том числе и налоговые) недопустимы.

Предлагается изменить срок представления налоговой декларации по НДС, унифицировав его со сроком подачи отчетности по НДС и подачи налоговой декларации 28 число месяца, следующего за налоговым периодом. Подобное изменение необходимо, поскольку в ряде случаев сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, напрямую зависит от исчисленного налога на прибыль и наоборот. Унификация сроков представления отчетности и уплаты налогов снизит административную нагрузку на налогоплательщиков, которые смогут одновременно сдавать отчетность по двум этим налогам, и позволит сократить количество уточненных деклараций по НДС.

Поправки в статью 176 НК РФ предлагают закрепить за налоговым органом право по итогам проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, выносить два самостоятельных решения – одно в отношении той, суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа нет спора, и в отношении той суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа имеется спор. Это позволит налогоплательщику своевременно получать возмещение налога по тем суммам, по которым у него нет спора с налоговым органом.

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации

А.М.Макарову

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

На № МАМ-197 от 30 июля 2008 г.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

на проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую

и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый

в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.В.Морозовым, Г.Я.Хором и А.М.Макаровым

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. В частности, предлагается:

обязать налоговые органы уведомлять прокурора о каждом вынесенном решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации;

уточнить порядок исчисления трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки;

ввести норму о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации;

освободить от обложения налогом на добавленную стоимость выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, а также технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;

уточнить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг от имени иностранных организаций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров;

возложить обязанность налогового агента на покупателя федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также имущественных прав, продавцом которых выступают органы государственной власти (органы местного самоуправления);

разрешить всем налогоплательщикам, осуществляющим вывоз товаров в режиме экспорта, для подтверждения права на получение возмещения при применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость представлять в налоговые органы специальные реестры таможенных деклараций, заверенные таможенным органом, вместо таможенных деклараций;

отменить денежное перечисление налога на добавленную стоимость при безденежных формах расчетов.

Предложения авторов законопроекта в основном поддерживаются. Вместе с тем имеется ряд замечаний.

Не поддерживается освобождение от налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления. Представляется целесообразным по этим работам установить порядок исчисления и возмещения налога в одном налоговом периоде.

Дополнительного рассмотрения требует вопрос о целесообразности освобождения от налога на добавленную стоимость ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

В то же время необходимо доработать предложения об обязанности налоговых органов уведомлять прокурора о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций в банках, о порядке проведения камеральной налоговой проверки при представлении налогоплательщиком в ходе такой проверки уточненных налоговых деклараций (расчетов), о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации, а также уточнить порядок применения налоговых вычетов при безденежных формах расчетов.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки.

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации -

Министр финансов Российской Федерации А.Кудрин

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 09.10.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп

  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг


Вся судебная практика по этой теме »