Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / 1-ое чтение / О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации

О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации

Проектом вносятс обширные изменения в порядок уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей. 07.03.2007 

Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.Б.Азаровой, В.И. Семеньковым, Г.Я.Хором, С.В.Широковым;
членами Совета Федерации С.Ю.Орловой, И.С.Пушкаревым


Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Таможенный кодекс
Российской Федерации

Статья 1

Внести в Таможенный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066, № 52 (ч.1), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711, № 34, ст. 3533, № 46 (ч.1), ст. 4494; 2005, № 30 (ч.1), ст. 3101) следующие изменения:
1) в статье 149:
в подпункте 2 пункта 1 слова «могут быть представлены после выпуска товаров» заменить словами «с разрешения таможенного органа могут быть представлены после выпуска товаров (п.5 статьи 131);»;
подпункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате при декларировании товаров, и (или) предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса в случаях, когда оно требуется.»;
2) статью 154 изложить в следующей редакции:
«1. По заявлению декларанта, если товары не изъяты в качестве вещественных доказательств или на них не наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или решение об изъятии (аресте) товаров отменено, по решению начальника таможенного органа, должностным лицом которого было возбуждено дело, товары могут быть выпущены в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса до завершения производства по делу. Заявление о выпуске товаров должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней, а в случае, если принятие решения об изъятии (аресте) товаров или отмена указанного решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции иных таможенных органов, указанный срок продлевается на время, необходимое для принятия указанного решения, но не более чем на 2 рабочих дня.
2. Если таможенная декларация изъята в качестве вещественного доказательства в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, для целей применения пункта 1 настоящей статьи декларантом может быть подана новая таможенная декларация с изменением обнаруженных недостоверных сведений.»;

3 ) статью 161 дополнить пунктом вторым следующего содержания:
« 2. В случае если декларантом не подтверждено соблюдение условий помещения товаров под таможенный режим или представленные документы и сведения не являются достаточными для подтверждения соблюдения указанных условий, таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта.»;
4) пункт 2 статьи 207:
дополнить подпунктом 2 следующего содержания:
«2) если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке является ремонт, осуществляемый на возмездной основе, сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как произведение специфической ставки на количество продуктов переработки пропорционально стоимости операций по переработке, определяемой в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;»;
подпункт 2 считать подпунктом 3;
5) в статье 214:
в пункте 2:
абзац второй и абзац третий изложить в следующей редакции:
«При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 212 настоящего Кодекса. При определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, производится зачет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 212 настоящего Кодекса. Декларант вправе указать на изменение таможенной стоимости товаров, в том числе на уменьшение, произошедшее вследствие естественного износа или естественной убыли товаров при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Уменьшение таможенной стоимости товаров может производиться, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию.
При этом оставшаяся часть суммы таможенной пошлины, налогов исчисляется исходя из процентной доли ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день выпуска товаров для свободного обращения, определяемой как оставшаяся часть в процентном соотношении от сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных или подлежащих уплате в соответствии с пунктом 2 статьи 212 настоящего Кодекса.»;
абзац шестой пункта 3 изложить в следующей редакции:
«При применении в отношении товаров частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в случае приостановления действия таможенного режима временного ввоза таможенные пошлины, налоги, предусмотренные пунктом 3 статьи 212 настоящего Кодекса, а также проценты, предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 статьи 214 настоящего Кодекса, за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.»;
6) пункт 2 статьи 278:
после слова «средства» дополнить словами «ранее временно ввезенного или вместе с которым такие запасные части и оборудование временно ввозятся,»;
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«В отношении замененных частей и оборудования подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, которые подлежали бы уплате, если бы запасные части и оборудование при их ввозе были выпущены для свободного обращения, за исключением случаев, когда указанные замененные части и оборудование вывезены с таможенной территории Российской Федерации применительно к таможенному режиму реэкспорта или приведены в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.»;
7) пункт 1 статьи 312 изложить в следующей редакции::
1. Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров.
Не менее 50 процентов суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки.
В случае подачи временной таможенной декларации после 20-го числа месяца, предшествующего месяцу поставки, либо в месяц поставки, вывозные таможенные пошлины уплачиваются в полном объеме не позднее дня принятия такой декларации.
Вывозные таможенные пошлины при подаче временной таможенной декларации уплачиваются по ставкам, действующим на день принятия временной таможенной декларации таможенным органом.
Если во временной таможенной декларации указан период поставки, превышающий один календарный месяц, исчисление сумм вывозных таможенных пошлин может осуществляться исходя из количества товаров, пропорционально соответствующего одному календарному месяцу поставки. При этом вывоз товаров в календарном месяце поставки в количестве, превышающем количество товаров, пропорционально соответствующее одному календарному месяцу, без подачи дополнительной временной таможенной декларации не допускается.
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки, уплачивается оставшаяся часть сумм вывозных таможенных пошлин, исчисляемая исходя из уточненных сведений о вывезенных товарах и ставки вывозной таможенной пошлины, действующей на 15-е число месяца поставки.
8) в статье 320:
первое предложение пункта 1 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
во втором предложении пункта 1 слова «является ответственным» заменить словами «несет солидарную с декларантом ответственность»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, на которое настоящим Кодексом и иными федеральными законами возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.»;
дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
«5. При ликвидации юридического лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации юридического лица, с учетом положений статьи 432 1 настоящего Кодекса.
6. При реорганизации юридического лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правоприемником (правоприемниками) по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.»;
9) статью 322 изложить в следующей редакции:
«Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Налоговой базой для исчисления таможенных пошлин является таможенная стоимость товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном тарифе и (или) их количество либо иные характеристики, используемые для установления ставок таможенных пошлин. Порядок определения налоговой базы по налогам устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации.»;
10) в статье 327:
в первом предложении пункта 2 слова «в качестве налоговой базы» исключить, слова «используемые для определения налоговой базы» заменить словами «используемые для установления ставок таможенных пошлин, налогов»;
в пункте 3:
первое предложение дополнить словами «, за исключением случаев, когда лицом, владеющим условно выпущенными товарами, выполнены требования, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 151 настоящего Кодекса.»;
во втором предложении слова «используемые для определения налоговой базы» заменить словами «используемые для установления ставок таможенных пошлин, налогов.»;
11) в статье 329:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.
При предварительном декларировании ввозимых товаров (статья 130) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска товаров.
При подаче периодической таможенной декларации (статья 136) и выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, применительно к порядку, установленному для внесения авансовых платежей (статья 330). При уточнении сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в таможенной декларации, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат уплаченных сумм осуществляется в порядке, установленном статьей 355 настоящего Кодекса.»;
первое предложение пункта 4 дополнить словами «, за исключением случаев, когда лицом, владеющим условно выпущенными товарами, выполнены требования, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 151 настоящего Кодекса.»;
в пункте 6 слово «сроки» заменить словами «особенности исчисления сроков», после слов «Российской Федерации» дополнить словами «, и в других случаях,», после слова «Кодексом» дополнить словами «и другими федеральными законами.»;
12) в статье 330:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации.»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. По истечении указанного срока суммы авансовых платежей перечисляются в федеральный бюджет.»;
13) в статье 331:
пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, уплаченные в иностранной валюте, учитываются таможенными органами в валюте Российской Федерации по курсу, действующему на день фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов либо внесения в кассу таможенных органов.»
пункт 3 исключить;
пункт 5 дополнить словами «, но не более чем за три года, предшествующие требованию.»;
14) в статье 337:
пункт 1 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
«5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
в пункте 3:
в первом предложении слово «обязан» заменить словом «может», после слова «генеральное» дополнить словами «или комплексное».
Второе предложение после слова «генеральное» дополнить словами «или комплексное», дополнить предложением третьим следующего содержания: «Таможенный орган, выявивший нарушение исполнения обязательства лица, влекущее обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, исполнение которой обеспечивается банковской гарантией, договором поручительства либо договором залога, вправе выступить в качестве кредитора (бенефициара), даже если в банковской гарантии, договоре поручительства либо договоре залога в качестве кредитора (бенефициара) назван иной таможенный орган.»;
15) пункт 3 статьи 338 изложить в следующей редакции:
«3. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 настоящего Кодекса, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как суммы таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.»;
16) пункт 2 статьи 343 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
«6) отсутствие убытков банков, кредитных организаций или страховых организаций в течение последнего календарного года по правилам бухгалтерского учета.»;
17) в абзаце шестом пункта 1 статьи 344 слова «одного года» заменить словами «трех лет»;
18) в статье 348:
в пункте 3:
первое предложение после слов «(статья 353)» дополнить словами «, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей,»;
пункт 4 после слова «предусмотренных» дополнить словами «пунктом 2 статьи 3511 и»;
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. При солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, требование об уплате таможенных платежей может быть направлено любому из этих лиц либо обоим этим лицам с указанием об этом в требовании. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.»;
пункт 5 считать соответственно пунктом 6;
пункт 6:
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«если меры (ни одна из мер) по принудительному взысканию не предприняты в течение одного года со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании, и плательщик не предпринимал попыток скрыться либо скрыть свои счета и иное имущество, либо в течение двух лет, - в иных случаях.»
абзац третий считать соответственно абзацем четвертым.
19) пункт 3 статьи 350 изложить в следующей редакции:
«3. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, если указанные обстоятельства выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при проверке достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении. Факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей должен быть зафиксирован должностным лицом таможенного органа в письменном виде. Днем обнаружения указанного факта является день составления акта таможенной ревизии, а в случае, если неуплата или неполная уплата выявлены при применении иных форм таможенного контроля - день утверждения рапорта должностного лица таможенного органа начальником таможенного органа либо его заместителем.
При нарушении условий и требований таможенных процедур (таможенных режимов) требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее шести месяцев после дня обнаружения указанных нарушений. Днем обнаружения нарушений условий и требований таможенных процедур (таможенных режимов) считается день, установленный как срок уплаты таможенных платежей, либо день истечения срока таможенной процедуры (таможенного режима), если на этот день лицом должны быть совершены действия в связи с завершением таможенной процедуры (таможенного режима), либо день составления протокола об административном правонарушении в области таможенного дела.
При выставлении требования после истечения сроков, установленных настоящим пунктом, пени и (или) проценты, подлежащие уплате, начисляются по день окончания этих сроков.»;
20) пункт 2 статьи 351 изложить в следующей редакции:
«2. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей, если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке на территории Российской Федерации.»;
21) дополнить статьей 3511 следующего содержания:
«С т а т ь я 3511. Обращение взыскания на обеспечение уплаты таможенных платежей

1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган вправе потребовать уплатить суммы денежных средств в размере неуплаченных таможенных платежей, включая пени и проценты, у гаранта, выдавшего банковскую гарантию, поручителя либо обратить взыскание на предмет залога.
2. В случае если лицо, ответственное за уплату таможенных платежей не установлено, таможенный орган вправе совершить действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, без выставления требования об уплате таможенных платежей.
3. При использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей денежного залога (статья 345) обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без бесспорного взыскания со счета плательщика в банке (статья 351), если обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом.»;
22) в статье 353:
в первом предложении пункта 2 слова «о взыскании» заменить словами «об уплате»;
23) в статье 355:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. Если таможенные пошлины, налоги были уплачены иным лицом в соответствии с пунктом 2 статьи 328 настоящего Кодекса, к заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий согласие этого лица на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов плательщику. При заявлении о возврате излишне уплаченных налогов плательщик должен подтвердить, что суммы налогов не заявлены им налоговому органу в качестве налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость или к вычету или возврату по акцизам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.»;
в пятом предложении пункта 4 слова «, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание» заменить словами «фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов либо внесения в кассу таможенных органов»;
во втором предложении пункта 6 слова «, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание» заменить словами «фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов либо внесения в кассу таможенных органов»;
24) в пункте 1 статьи 3579:
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) культурных ценностей, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования и их обратном вывозе (ввозе);»;
в подпункте 12 слова «, за исключением товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских, речных или воздушных судов без цели потребления указанных» исключить;
в подпункте 13:
слова «подпунктах 1, 2, 4 и 5» исключить;
слово «статьи» заменить на слово «статье»;
подпункт 14 изложить в следующей редакции:
«14) товаров, указанных в подпунктах 1 и 4 статьи 268 Таможенного кодекса Российской Федерации при их обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации;»;
подпункт 19 дополнить словами «, и их обратном вывозе;»;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22) профессионального оборудования при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом временного ввоза или таможенным режимом временного вывоза для целей производства и выпуска средств массовой информации и при его обратном вывозе (ввозе). Перечень профессионального оборудования, на которое распространяется действие настоящего подпункта, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и общепринятой международной практикой;»
подпункт 23 изложить в следующей редакции:
«23) товаров, предназначенных для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральных костюмов, цирковых костюмов, кинокостюмов, сценического оборудования, партитур, музыкальных инструментов и другого театрального реквизита, циркового реквизита, кинореквизита), помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, и при их обратном вывозе (ввозе), если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;»;
подпункт 24 изложить в следующей редакции:
«24) товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, и при их обратном вывозе (ввозе), если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;»;
дополнить подпунктами 26 ,27, 28 следующего содержания:
«26) товаров, предназначенных для выполнения космических программ и обеспечения функционирования комплекса «Байконур»;
27) товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
28) товаров, общая таможенная стоимость которых при их вывозе одним отправителем в течение одной недели не превышает 5 000 рублей при их вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации.»;
25) дополнить статьей 432 1 следующего содержания:
«С т а т ь я 432 1. Распоряжение иностранными товарами и транспортными средствами при ликвидации организации, банкротстве, обращении взыскания на товары по иску частных лиц, реализации товаров в качестве вещественных доказательств по уголовному делу

1. При ликвидации юридического лица, в том числе вследствие признания его несостоятельным (банкротом) и признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя, иностранные товары, которые находятся у этого лица на праве собственности или владения, могут быть реализованы в пользу кредиторов данного лица после соблюдения условий или после приобретения статуса находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
2. Иностранные товары, на которые обращено взыскание решением суда (арбитражного суда) по иску частных лиц либо государственных органов или организаций в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности, а также иностранные товары, являющиеся вещественными доказательствами по уголовному делу, могут быть реализованы после соблюдения условий или после приобретения статуса находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
3. Товары, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, до их реализации подлежат декларированию таможенному органу, в регионе деятельности которого находятся иностранные товары. В качестве декларантов таких товаров могут выступать ликвидационная комиссия, конкурсный управляющий, судебный пристав-исполнитель, организация, которой передаются товары на реализацию.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Таможенный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей с целью устранения технических ошибок, внутренних несоответствий, устранения правовых пробелов, выявленных в результате мониторинга применения Таможенного кодекса Российской Федерации с 1 января 2004 года, а также для устранения некоторых противоречий с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Предлагаемые изменения затрагивают ряд статей непосредственно раздела III Таможенного кодекса Российской Федерации "Таможенные платежи", а также некоторые статьи, устанавливающие таможенные правила применения отдельных таможенных режимов.
Содержание предлагаемых поправок основано на общепринятых международных правилах в области таможенного дела, в том числе положений международных конвенций и законодательств государств – основных торговых партнеров Российской Федерации.
В статье 149 предлагается устранить правовую неясность в части возможности выпуска товаров без представления разрешительных документов, подтверждающих соблюдение нетарифных и иных ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Действующая формулировка подпункта 2 пункта 1 позволяет трактовать положения законодательства таким образом, что любые разрешительные документы (сертификат, лицензия и т.д.) могут быть представлены после выпуска товаров по желанию декларанта, что создает угрозу злоупотреблений правами недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. Нетарифные ограничения устанавливаются в целях охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, иных охраняемых законом интересов Российской Федерации, кроме того, лицензия может являться документом, подтверждающим наличие у декларанта тарифной квоты, что непосредственно влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей. По общему правилу разрешительные документы должны представляться непосредственно при декларировании товаров, исключения из этих правил могут применяться исключительно для добросовестных лиц, в случаях, когда риск их несоблюдения минимален.
Редакционное изменение статьи 154 предлагается с целью закрепления на законодательном уровне механизма реализации возможности выпуска товаров до завершения производства по делу об административном правонарушении (определение должностного лица, могущего принять решение о выпуске товаров, сроки рассмотрения заявления декларанта и т.д.). Отсутствие в Таможенном кодексе указанных положений практически привело к тому, что нормы статьи 154 остались декларативными. В результате, как правило, товары, являющиеся предметом административного правонарушения, находятся на складах временного хранения до окончания производства по делу, даже если правонарушение малозначительно, импортер несет излишние издержки по хранению товаров.
В статье 161 предлагается определить предельный уровень обязательств декларанта по уплате таможенных пошлин и налогов в тех случаях, когда условия избранного им таможенного режима должным образом не исполняются.
Дополнение статьи 207 направлено на установление правил исчисления таможенных платежей в случаях, когда к ввозимым продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин. Действующее законодательство таких правил не содержит, что создает правовую неопределенность в части обязанностей декларанта при ввозе товаров после переработки вне таможенной территории.
Изменения статьи 214 предлагаются для уточнения механизма взимания таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статью 278 предлагается дополнить правилами уплаты таможенных платежей в отношении запасных частей и оборудования для временно ввезенных транспортных средств, которые в действующем законодательстве отсутствуют.
Уточнение статьи 312 предлагается с целью более полного описания правил уплаты таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом.
В статье 320 предлагается в случаях, если декларирование производится таможенным брокером, установить солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов таможенного брокера с декларантом, что должно привести к повышению ответственности таможенного брокера. Кроме того предлагается предусмотреть ответственность лица, на которое установлена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов не только в случае их неуплаты, но и при неуплате в установленный срок.
Кроме того, предлагается дополнить статью нормами об исполнении обязанностей по уплате таможенных платежей ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией, а также урегулировать случаи исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей приемником юридического лица в случае его реорганизации на основании правил, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для таких случаев.
Статьей 322 Кодекса установлено, что налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Это противоречит Налоговому кодексу РФ, поскольку при исчислении акциза в налоговую базу включается также сумма пошлины, а при исчислении НДС в налоговую базу включается также таможенная пошлина и акциз. В настоящее время по данному вопросу ФТС России изданы соответствующие разъяснения. Но, учитывая, что продолжают поступать жалобы в суд, требуется законодательное урегулирование вопроса.
Вместе с тем, рассматриваемую статью необходимо дополнить нормой, устанавливающей, что налоговой базой по акцизам могут являться и другие характеристики (объем подакцизных товаров в натуральном выражении). В связи с этим в статье 322 слова «и (или) их количество» заменить словами «их количество либо иные характеристики. Особенности по определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и акцизу могут быть установлены законодательством Российской Федерации по налогам и сборам».
В статье 329 предлагается внесение ряда изменений в связи с уточнением таможенных правил. В данной статье предлагается уточнить сроки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров, при предварительном декларировании ввозимых товаров, при подаче периодической декларации и выпуске товаров до подачи таможенной декларации.
В части 6 статьи, устанавливающей особенности исчисления сроков уплаты таможенных платежей для различных товаров и в различных случаях, дающей ссылку на нормы Кодекса, добавлена ссылка "и другими федеральными законами", в связи с принятием Федерального закона "Об Особых экономических зонах", Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", предусматривающих ряд особенностей исчисления сроков уплаты таможенных платежей.
В статье 330 предлагается уточнить правила внесения и возврата авансовых платежей, ограничив возможность их внесения исключительно в валюте Российской Федерации с целью упрощения расчета подлежащих уплате сумм таможенных платежей, учета сумм авансовых платежей, а также их возврата.
В статье 331 предлагается ввести правило учета таможенных платежей в валюте Российской Федерации, точно определив день, на который применяется курс валют. Данная поправка вызвана изменяющимися требованиями бюджетного законодательства. Кроме того, предлагается установить предельный период времени, за который таможенный орган может представить подтверждение об уплате таможенных платежей – 3 года.
Статья 337 устанавливает общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Учитывая, что статьей 153 и статьей 323 определены случаи выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов необходимо дополнить иными случаями, предусмотренными Кодексом. Кроме этого, учитывая, что федеральная система таможенных органов является единой, а в отношения, связанные с обеспечением уплаты таможенных платежей, каждый таможенный орган вступает как самостоятельное юридическое лицо, необходимо законом установить право таможенных органов выступать в качестве «единого кредитора».
Статью 338 предлагается технически корреспондировать с соответствующими положениями статьи 153 в части определения размера обеспечения.
В статье 343 условия включения в реестр необходимо дополнить пунктом об отсутствии убытков у кредитных организаций в течение последнего календарного года, поскольку этот показатель является одним из основных при определении финансовой устойчивости банков.
До вступления в силу нового Кодекса в соответствии с положениями предыдущего Таможенного кодекса разрешение на право выступать гарантами перед таможенными органами выдавалось банкам на три года. В настоящее время согласно статье 344 Таможенного кодекса банки включаются в реестр на один год.
Целесообразно увеличить срок нахождения банков и иных кредитных организаций в реестре до 3-5-ти лет, поскольку свидетельство на осуществление деятельности, требующей внесения обеспечения уплаты таможенных платежей выдается на пять лет (владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный перевозчик).
Изменения статей 348, 350, 351 и 353, а также дополнение Кодекса новой статьей 351-1 предлагаются в целях устранения правовой неопределенности последовательности применяемых таможенными органами мер по принудительному взысканию таможенных платежей, устранения технических неточностей, установления сроков на совершение действий по принудительному взысканию.
В статье 355 предлагается уточнить правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, в том числе предусмотрев особенности возврата таможенных платежей в тех случаях, когда за плательщика таможенных платежей их уплачивает иное лицо.
Изменения статьи 357-9 вызваны необходимостью уточнения случаев, когда при перемещении товаров через таможенную границу сборы за таможенное оформление не уплачиваются. Необходимость данных изменений выявлена по результатам анализа правоприменительной практики. В частности, подпункты 3, 14, 22, 23 и 24 пункта 1 статьи предусматривают освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при ввозе либо вывозе товаров с упущением случаев, когда те же самые товары обратно вывозятся или ввозятся, что привело к многочисленным обращениям заинтересованных организаций, и вынуждает Правительство Российской Федерации принимать отдельные акты по освобождению непосредственно при поставках товаров.
Также предлагается расширить перечень случаев освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление теми, когда минимальный размер таможенных сборов явно несоизмерим с приблизительной стоимостью оказываемых услуг таможенными органами при таможенном оформлении мелких поставок (подпункты 12 и 28), а также случаями, когда таможенные сборы за таможенное оформление не взимались таможенными органами до введения в Таможенный кодекс Главы 33-1 (подпункты 26 и 27).
Новая статья 432-1 призвана устранить правовой пробел в части реализации иностранных товаров в соответствии с гражданским или уголовным законодательством Российской Федерации. Предлагается закрепить правило о том, что любое введение в оборот иностранных товаров, за исключением их конфискации, должно сопровождаться уплатой таможенных и иных пошлин (специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных). Данная норма призвана обеспечить равные условия ценовой конкуренции при обороте иностранных товаров на внутреннем рынке независимо от того, выпускаются ли товары в свободное обращение в соответствии с таможенным законодательством либо реализуются на основании положений гражданского или уголовного законодательства.
Предусмотренные законопроектом меры позволят исправить неточности, допущенные при подготовке Таможенного кодекса Российской Федерации, а также устранить недостатки в сфере урегулирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей, выявленные правоприменительной практикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

19 февраля 7 173

на проект федерального закона № 380975-4
"О внесении изменений
в Таможенный кодекс Российской Федерации",
внесенного депутатами Государственной Думы Н.Б.Азаровой, В.И.Семеньковым, Г.Я.Хором, С.В.Широковым;
Членами Совета Федерации С.Ю.Орловой, И.С.Пушкаревым

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, рассмотрев проект федерального закона № 380975-4 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Н.Б.Азаровой, В.И.Семеньковым, Г.Я.Хором, С.В.Широковым, членами Совета Федерации С.Ю.Орловой, И.С.Пушкаревым, сообщает следующее.
Предлагаемые законопроектом изменения Таможенного кодекса Российской Федерации уточняют таможенное администрирование исчисления, уплаты, взыскания, возврата таможенных платежей и затрагивают ряд статей раздела III Таможенного кодекса Российской Федерации "Таможенные платежи", а также некоторые статьи, устанавливающие таможенные правила применения отдельных таможенных режимов.
В целом предложенные изменения устраняют технические ошибки, внутренние несоответствия между нормами статей Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и некоторые противоречия с Налоговым кодексом Российской Федерации, выявленные в результате мониторинга применения Кодекса с момента вступления его в силу.
Вместе с тем, законопроект предлагает ряд новелл в таможенное законодательство.
Так, в статье 320 предлагается в случаях, если декларирование производится таможенным брокером, установить солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов таможенного брокера с декларантом.
Следует отметить, что в настоящее время на основании пункта 2 статьи 144 Кодекса таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. Таким образом, законодательством на таможенного брокера также возложена обязанность по уплате таможенных платежей.
При этом анализ судебной практики показывает неоднозначность ситуации, когда в зависимости от того, какое именно лицо (таможенный брокер или декларант) обжалует по формальным признакам действия таможенных органов по выставлению требования об уплате таможенных платежей, в одних случаях суды выносят решение, что лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, является таможеннный брокер, а в других- декларант.
Полагаем, что предлагаемая новелла устранит указанную неясность. При этом, учитывая, что статьей 348 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей предлагается направление требования об уплате платежей, в частности, обоим лицам (и декларанту и брокеру) необходимо предусмотреть в Кодексе процедуру отношений таможенного органа и плательщика, в случае двойного взыскания таможенных платежей.
Статья 337 устанавливает общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Законопроектом предлагается дополнить статью новым видом обеспечения уплаты таможенных платежей - комплексное обеспечение. При этом в законопроекте нет определения, уточняющего суть данного термина.
Полагаем необходимо, в случае если данная норма останется, дать полное определение и указать случаи, когда применятся комплексное обеспечение.
В предлагаемом законопроектом дополнении пункта 2 статьи 331 допускается уплата таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей в иностранной валюте. В настоящее время действие пункта 2 статьи 330 в части внесения в кассу или на счет таможенного органа авансовых платежей в иностранной валюте приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ. Кроме того, согласно предложенной законопроектом редакции пункта 2 статьи 330 Кодекса авансовые платежи не должны вноситься в кассу или на счет таможенного органа в иностранной валюте. Учитывая изложенное, полагаем необоснованным установление различных подходов в части уплаты таможенных платежей в иностранной валюте и необходимо устранить данное противоречие при доработке законопроекта.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона № 380975-4 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Н.Б.Азаровой, В.И.Семеньковым, Г.Я.Хором, С.В.Широковым, членами Совета Федерации С.Ю.Орловой, И.С.Пушкаревым.


Председатель Комитета Ю.В. Васильев

Комитет Государственной Думы
по бюджету и налогам

По поручению совета Государственной
Думы (выписка из протокола № 213
от 23 января 2007 года, пункт 47)

Заключение
по проекту федерального закона № 380975-4 «О внесении
изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации», внесенный
депутатами Государственной Думы Н.Б. Азаровой, В.И. Семеньковым,
Г.Я. Хором, С.В. Широковым и другими
(первое чтение)

Согласно предлагаемому законопроектом уточнению, вносимому в подпункт 4 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии, что если в отношении товаров уплачены налоги, подлежащие уплате при декларировании товаров. Полагаем, что данное уточнение является излишним, поскольку в соответствии со статьями 11 и 123 Таможенного кодекса под налогами для целей данного Кодекса понимается налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (декларировании товаров).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Таможенного кодекса положения актов таможенного законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Принимая во внимание данный принцип, в предлагаемой законопроектом редакции статьи 154 Таможенного кодекса, согласно которой заявление декларанта о выпуске товаров должно быть рассмотрено таможенным органом в течение пяти рабочих дней, требуется уточнить с какого дня исчисляется срок рассмотрения указанного заявления (со дня направления его декларантом по почте или со дня получения данного заявления таможенным органом).
Согласно предложенной законопроектом редакции пункта 2 статьи 330 Таможенного кодекса авансовые платежи не должны вноситься в кассу или на счет таможенного органа в иностранной валюте, однако в предлагаемом законопроектом дополнении пункта 2 статьи 331 уплата таможенных пошлин, налогов, и иных таможенных платежей в иностранной валюте допускается. Полагаем необоснованным установление в данном случае различных подходов к внесению денежных средств на счета таможенного органа.
По предлагаемому дополнению статьи 348 Таможенного кодекса пунктом 5 обращаем внимание, что направление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей и декларанту и таможенному брокеру (представителю) при солидарной ответственности может привести к двойному взысканию суммы таможенного платежа за совершение таможенным органом одного и того же действия.
Используемую в пункте 3 статьи 350 Таможенного кодекса (пункт 19 статьи 1 законопроекта) терминологию в части слов «акт таможенной ревизии» требуется согласовать с пунктом 8 статьи 376 Таможенного кодекса, согласно которому результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
По предлагаемому законопроектом изменению в пункт 2 статьи 353 Таможенного кодекса, согласно которому слова «о взыскании» заменяются на слова «об уплате», обращаем внимание, что данной статьей регулируется порядок взыскания таможенными органами таможенных платежей при неисполнении плательщиками требования об уплате таможенных платежей. Термин «уплата» относится к добровольному исполнению плательщиком требования об уплате таможенных платежей и не может применяться при принудительном взыскании указанных платежей таможенными органами.
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола № 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в юридико-технической доработке.


Заместитель
начальника управления М.Н. Ласточкина

Разместить:
Алексей Коваленко
29 июня 2009 г. в 10:55

Законодательная инициатива ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Таможенный налог накладывается на товар. (Таможенное законодательство)

Товар - это то, что продается и покупается. (Экономическая теория)

На личную собственность таможенный налог не накладывается. (Таможенное законодательство)

Личная собственность, поступающая в продажу на рынок становится товаром.

РЫНОК, ЭТО МЕСТО, ГДЕ ТОВАР МЕНЯЕТ СВОЕГО СОБСТВЕННИКА.

Отсюда следует, СЛЕДУЮЩАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА:

Все таможенные СБОРЫ, декларации на границе не законны и должны быть отменены. Таможенники должны собирать таможенный на рынках, в магазинах, при проверках места происхождения товара.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Иные обязательные платежи (парафискалитет)
  • 05.06.2007   Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
  • 11.04.2007   Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
  • 18.03.2004  

    В период со дня вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило


Вся судебная практика по этой теме »

Таможенные платежи
  • 26.07.2013  

    В том случае, если лицом, внесшим авансовые платежи, распоряжение об их использовании не производится, срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления соответствующих денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом в соответствии с п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации по истечении такого срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета

  • 12.07.2013  

    Таможенный орган неправильно определил таможенную стоимость транспортного средства законно ввезенного на территорию России, использовал ненадлежащий источник информации. Информация с Интернет-сайта не может подтверждать с достоверностью таможенную стоимость спорного транспортного средства.

  • 12.07.2013  

    Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что незаконный отказ таможни в возвращении обществу излишне уплаченных им таможенных платежей нарушил права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишил его возможности пользования и распоряжения принадлежащими ему денежными средствами, перечисленными им в бюджет при ввозе товаров (сверх подлежащих уплате согласно законодательству России при ввозе товаров по указан


Вся судебная практика по этой теме »