Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538

Письмо Минфина России от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538

Вопрос: О снижении ставки по налогу при УСН для предпринимателей закрытого административно-территориального образования.

01.12.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538

 

Департамент налоговой политики рассмотрел указанное обращение по вопросу снижения налоговой ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), для предпринимателей закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) и сообщает.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, устанавливаются в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 15 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Законами субъектов Российской Федерации указанные налоговые ставки могут быть понижены до 1 процента и 5 процентов соответственно в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При этом Кодексом не определено понятие "категория налогоплательщиков".

Вместе с тем пунктом 2 статьи 3 Кодекса установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Обращаем внимание, что согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31.05.2023 N 28-П, дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, не позволяет ему вводить необоснованные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона и принципу поддержания доверия к действиям властей. Принцип равенства, провозглашенный в статье 19 Конституции Российской Федерации, исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера. Причем равенство здесь понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Эго означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что равенство нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

В то же время не исключается закрепление различных правовых условий для различных категорий субъектов права, но такие различия не могут быть произвольными и должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов, экономически значимых объектов и обстоятельств хозяйственной деятельности. Законодатель вправе очертить - сузить или расширить - и круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях.

При этом пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" установлено, что особый режим безопасного функционирования на территории ЗАТО организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, включает, в частности, ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Учитывая изложенное, положения Кодекса не предусматривают ограничения возможности определения законом субъекта Российской Федерации в качестве основания применения пониженной налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, осуществление налогоплательщиком деятельности на территории ЗАТО.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

15.11.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 09.09.2025  

    Проверкой выявлено отражение в налоговой декларации неверного объекта налогообложения (доходы) по сравнению с ранее заявленным в уведомлении (доходы, уменьшенные на величину расходов). 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку книга учета доходов и расходов и иные подтверждающие документы налогоплательщиком не представлены, достоверность заявленных показателей не подтверждена, размер нало

  • 07.09.2025  

    Налоговый орган начислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ссылаясь на неполное отражение предпринимателем в налоговой декларации полученного дохода от выполнения субподрядных работ, от реализации строительных материалов по договорам поставки и розничной купли-продажи. 

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая правовая оценка совокупности установленных в рам

  • 07.09.2025  

    Налоговый орган доначислил единый налог по УСН, ссылаясь на создание налогоплательщиком схемы распределения выручки от осуществления деятельности по розничной торговле непродовольственными товарами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган доказал умысел налогоплательщика, направленный на использование схемы "дробления" бизнеса с целью уменьшения налоговых обязательств и


Вся судебная практика по этой теме »

Элементы налога (объекты, налоговая база, сроки уплаты налога)
  • 16.02.2025  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении нежилого объекта недвижимости.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил факт наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество организаций.

  • 05.06.2023  

    Доначислен налог по УСН ввиду необоснованного применения пониженной ставки, предусмотренной законом субъекта РФ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, сведения о котором отражены в реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствует виду экономической деятельности, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставк

  • 14.04.2014  

    В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з


Вся судебная практика по этой теме »