
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 28.12.2022 г. № 01-04-03/03-129016
Письмо Минфина России от 28.12.2022 г. № 01-04-03/03-129016
Вопрос: О предложениях по внесению изменений в законодательство в части вступления в силу НПА о налогах и сборах, применения освобождения, пониженной ставки и инвестиционного вычета по налогу на прибыль.
03.02.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28.12.2022 г. № 01-04-03/03-129016
В Минфине России рассмотрено обращение от 07.12.2022, содержащее предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее соответственно - предложения, Кодекс), и сообщается следующее.
1. В отношении предложения об увеличении до 3 лет срока вступления в силу норм законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщика
В силу статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Действующий порядок вступления в силу указанных федеральных законов неоднократно признавался Конституционным Судом Российской Федерации разумным и способствующим поддержанию режима стабильных условий хозяйствования (например, Постановление от 02.07.2013 N 17-П).
Таким образом, реализация рассматриваемого предложения нецелесообразна.
2. В отношении предложения об освобождении от налога на прибыль организаций прощения долга по внутрироссийским внутригрупповым займам
Учитывая, что действующая специальная норма подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 Кодекса была введена с целью урегулирования налогообложения взаимоотношений между иностранными организациями (иностранным гражданином) - кредиторами и российскими организациями - должниками в случае вынужденной необходимости прощения задолженности по договорам займа (кредита), заключенным до введения недружественными государствами санкций в отношении российской экономики, то оснований расширения вышеуказанных положений статьи 251 Кодекса на внутрироссийские внутригрупповые займы не имеется. Кроме того, реализация предложения может привести к агрессивному налоговому планированию.
3. В отношении предложения о распространении действия статьи 284.4 Кодекса в части применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций на организации, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых на территории Арктической зоны и переработку добытых ими полезных ископаемых
Изменение обусловлено тем, что подпунктом 8 пункта 1 статьи 284.4 Кодекса установлен запрет резиденту Арктической зоны Российской Федерации осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых, производству сжиженного природного газа, переработке углеводородного сырья в товары, являющиеся продукцией нефтехимии. При этом следует учесть, что указанное условие предусмотрено Кодексом исключительно в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций.
Данное ограничение введено в статью 284.4 Кодекса в связи с тем, что для организаций, осуществляющих указанную деятельность, законодательством о налогах и сборах предусмотрены преференции по иным налогам, в частности, предоставление налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, связанного с созданием объектов дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, при добыче отдельных видов твердых полезных ископаемых на новых участках недр (статья 343.6 Кодекса).
Также отмечаем, что реализация предложения приведет к значительному росту выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предложение по предоставлению резидентам Арктической зоны Российской Федерации возможности применять пониженную ставку по налогу на прибыль организаций при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых и реализации проектов в иных сферах экономической деятельности не поддерживается.
4. В отношении предложения о сохранении на балансе инвестора создаваемых им объектов социальной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации, исключив передачу прав собственности как условие применения инвестиционного налогового вычета (статья 286.1 Кодекса)
Положения статьи 286.1 Кодекса не содержат условие в виде обязанности налогоплательщика передать право собственности на объекты социальной инфраструктуры в целях применения инвестиционного налогового вычета.
При этом следует отметить, что в настоящее время глава 25 Кодекса уже содержит необходимые нормы, позволяющие учитывать для целей налогообложения налогом на прибыль организаций расходы, связанные с использованием объектов непрофильных активов в виде объектов социальной инфраструктуры, в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 275.1 Кодекса, в случае, если такие объекты признаются объектами обслуживающих производств и хозяйств.
Учитывая, что Кодексом уже реализована возможность налогоплательщика учитывать расходы, связанные с созданием непрофильных объектов основных средств, предложение считаем избыточным и не поддерживаем.
А.В.САЗАНОВ
28.12.2022
Темы: Налог на прибыль  Изменения в налоговом законодательстве  
- 14.08.2025 Минфин: компенсация личных расходов работников не уменьшает налог на прибыль
- 13.08.2025 Минфин подсчитал доходы от налога на прибыль «дочек» холдингов
- 06.08.2025 Минфин уточнил, когда можно применять нулевую ставку по налогу на прибыль
- 31.07.2025 Путин подписал закон о внесудебном порядке взыскания налоговой задолженности с физлиц
- 22.07.2025 Госдума приняла закон о налоговых преференциях для резидентов международных ТОР
- 17.07.2025 Госдума утвердила внесудебный порядок взыскания налогов с физлиц
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 29.07.2025 Как изменится работа маркетплейсов: новые правила цифровой экономики с 2026 года
- 28.07.2025 Продажа недвижимости в 2025 году: как изменилось налогообложение и что теперь важно знать
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов
- 13.08.2025
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду: 1) Неправомерного завышения расходов на оплату труда путем создания искусственного документооборота; 2) Восстановления не в полном размере НДС, ранее принятого к вычету с сумм, перечисленных в счет предстоящих поставок товаров.Итог: требование удовлетворено в части, так как: 1) Выплаты по страховым взносам являлись мнимыми и выплачивал
- 10.08.2025
Налоговый орган
указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
Комментарии