Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 16.10.2018 г. № 03-15-05/74300

Письмо Минфина России от 16.10.2018 г. № 03-15-05/74300

Вопрос: Об определении ИП, применяющим УСН, базы для исчисления страховых взносов на ОПС.

08.11.2018Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16.10.2018 г. № 03-15-05/74300

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 24.09.2018 по вопросу определения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;

- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса (в частности, за расчетный период 2018 года - не более 212 360 рублей).

Учитывая изложенное, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до установленной предельной величины.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 "Порядок определения доходов" Налогового кодекса.

Следовательно, для целей определения размера страховых взносов упомянутые индивидуальные предприниматели используют положения статьи 346.15 Налогового кодекса, которыми установлен только порядок определения дохода такими индивидуальными предпринимателями.

При этом упомянутые положения статьи 430 Налогового кодекса не предполагают для таких плательщиков, применяющих УСН, уменьшения исчисленного в вышеуказанном порядке дохода на суммы произведенных ими расходов.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этом случае не учитываются.

Необходимо отметить, что положения подпункта 1 пункта 1 и подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя на УСН исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем выбранного им объекта налогообложения при применении УСН в соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса.

При этом Налоговым кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит.

Что касается постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, то данное постановление касается только плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, что, соответственно, нашло отражение в редакции подпункта 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса об определении величины дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, вступившей в силу с 1 января 2017 года.

Следовательно, порядки определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, нетождественны, так как Налоговый кодекс прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, на необходимость определения доходов только в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса.

Таким образом, указанное в обращении письмо Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 не вступает в противоречие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, поскольку основано исключительно на положениях Налогового кодекса, не рассмотренных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить, что изложенные в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 выводы о том, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", применимы в конкретном, рассматриваемом судом случае, на что и указывает сам суд.

При этом упомянутое определение Верховного Суда Российской Федерации принято в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшим до 1 января 2017 года.

Также обращаем внимание, что вышеуказанную позицию Минфина России поддержал Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273.

На основании вышеизложенного указанное письмо Минфина России соответствует действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН

16.10.2018

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Облагаемые выплаты сотрудникам
Все новости по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Облагаемые выплаты сотрудникам
Все статьи по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 15.04.2019  

    Основанием для принятия решения явилось нарушения ООО статьи 346.16, пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, в результате чего неправомерно занижен налог, уплаченный в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по контрагентам. Полагая, что решение ИФНС не соответствующим закону и нарушающим его права и интересы, ООО обратилось в арбитражный суд.

    Итог: как указали суды

  • 01.04.2019  

    Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции о том, что общество с 01.10.2007 утратило право на применение упрощенной системы налогообложения и, применяя данную систему в проверяемом периоде (с 01.01.2013 по 31.12.2015), не выполнило требование, предусмотренное пунктом 5 статьи 346.13 НК РФ, не уведомив в установленный законом срок налоговый орган о ее применении.

    Ит

  • 27.03.2019  

    Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации (корректировка № 1) по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2015 год, с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 0 рублей. По итогам проверки инспекцией оставлен акт и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю донач


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 17.04.2019  

    Общество привлечено к ответственности в виде штрафа, в том числе на оплату дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами и на не принятые к зачету расходы; начислены пени; предложено уплатить недоимку. Фондом социального страхования отказано обществу в принятии к зачету расходов по выплате своим сотрудникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на погребение.

    25.03.2019  

    Основанием для взыскания с расчетного счета предпринимателя Управлением ПФР страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы явились выводы о необходимости расчета страховых взносов, исходя из величины полученного предпринимателем дохода, без учета произведенных им расходов.

    Итог: суды пришли к выводу об излишнем взыскании с предпринимателя сумм страховых взносов и пени за 201

  • 13.03.2019  

    Как установлено судами и следует из оспариваемых решений фонда социального страхования, заявителю начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, для ухода за детьми-инвалидами в проверяемый период.

    Итог: как указали суды, выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам пособия, признаются страховым о


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 22.04.2019  

    ИП обратился в суд с заявлением к ПФР о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 380 145 руб. 24 коп.

    Итог: арбитры поддержали позицию предпринимателя. Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогооблож

  • 15.04.2019  

    Предпринимателем была представлена декларация за 3 квартал 2017 года, согласно которой начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В установленные законом сроки предпринимателем указанные суммы страховых взносов уплачены не были, в связи с чем, инспекцией было выставлено требование об уплате страховых взносов. Предприниматель при обращении указывал на наличие у третьего лица (пенсионного фонда) обязате

  • 08.04.2019  

    В отношении общества проведена управлением выездная проверка правильности исчисления, полноты своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхования, а также проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхо


Вся судебная практика по этой теме »