
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/4/85
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления. В сложившейся арбитражной практике судебными инстанциями неоднократно приводился вывод о том, что коммерческие организации могут являться получателями целевого финансирования (например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.07.2011 по делу N А53-20285/2010).
Имеет ли право коммерческая организация, получившая данные средства целевого финансирования и использовавшая их по назначению, в соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ не учитывать их при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
На основании п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых в связи со стихийным бедствием.
Какими документами физическое лицо должно подтвердить то, что ущерб был причинен именно в результате стихийного бедствия, в целях освобождения сумм выплат от налогообложения НДФЛ?
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/2/90
Вопрос: Пунктом 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества.
На основании п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ (далее - Закон N 368-ФЗ) внесены изменения в п. 3 ст. 284 НК РФ в части исключения ограничений, применяемых в отношении стоимости приобретения и (или) получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде), существенно влияющих на применение ставки 0%. Иных ограничений не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 368-ФЗ положения п. 3 ст. 284 НК РФ (в ред. Закона N 368-ФЗ) применяются с 1 января 2011 г. и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды.
В случае выплаты дивидендов начиная с 01.01.2011 за периоды, предшествующие 2010 г., а также за промежуточные периоды 2010 г. указанные суммы дивидендов подлежат налогообложению по ставке 20%.
В ст. 275 НК РФ прямо указано, что суммы дивидендов подлежат налогообложению по ставкам, указанным в п. 3 ст. 284 НК РФ. По доходам, полученным в виде дивидендов, не предусмотрено применение ставки 20% по налогу на прибыль.
ЗАО считает возможным признать дивидендами доход, полученный акционерами ЗАО - российскими организациями, пропорционально долям их владения при распределении прибыли, оставшейся нераспределенной по результатам деятельности ЗАО за периоды, предшествующие 2010 г., и промежуточные отчетные периоды 2010 г. (за 6 и 9 месяцев 2010 г.), в соответствии с решениями общего собрания акционеров и соответственно применить ставку 9% по налогу на прибыль при их выплате в 2011 г. или последующих периодах.
Правомерна ли позиция ЗАО?
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-05-05-03/17
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий. Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ при совместной собственности государственная регистрация осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, то есть для государственной регистрации достаточно, чтобы за совершением юридически значимого действия обратился только один из супругов.
1. Организация как продавец производит расчет размера госпошлины, подлежащей оплате за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры, на стороне покупателя по которому выступают супруги с законным режимом имущества, следующим образом: 15 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) разделить на 2 (количество участников сторон договора: 1 продавец (организация) + 1 покупатель (2 физлица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как один участник стороны договора)) = 7500 руб. (размер госпошлины, подлежащей уплате со стороны организации).
Однако в регистрирующих органах считают, что расчет размера госпошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры, на стороне покупателя по которому выступают супруги с законным режимом имущества, должен производиться следующим образом: 15 000 руб. разделить на 3 (количество участников сторон договора: 1 продавец (организация) + 2 покупателя (2 физлица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как два самостоятельных участника стороны договора)) = 5000 руб. (размер государственной пошлины, подлежащей организации).
Каков порядок расчета размера госпошлины в указанном случае?
2. Организация как цедент по договору уступки производит расчет размера госпошлины, подлежащей оплате за государственную регистрацию уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, в случае если на стороне цессионария по договору уступки выступают супруги с законным режимом имущества, следующим образом: 200 руб. (абз. 5 пп. 30 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) разделить на 2 (количество участников сторон договора: 1 цедент (организация) + 1 цессионарий (2 физических лица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как один участник стороны договора)) = 100 руб. (размер госпошлины, подлежащей уплате со стороны организации).
Регистрирующий орган считает, что расчет госпошлины может быть произведен следующим образом: 200 руб. разделить на 3 (количество участников сторон договора: 1 цедент (организация) + 2 цессионария (2 физических лица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как два самостоятельных участника стороны договора)) = 67 руб. (размер госпошлины, подлежащей уплате со стороны организации).
Каков порядок расчета размера госпошлины в указанном случае?
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-04-06/4-249
Также на основании абз. 2 п. 18 ст. 214.1 налоговым агентом является иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.
Таким образом, в рамках депозитарной деятельности профессиональный участник РЦБ исполняет требования абз. 5 п. 18 ст. 214.1, в соответствии с которым налоговый агент удерживает также суммы НДФЛ, недоудержанные эмитентом ценных бумаг, в том числе в случае совершения в пользу налогоплательщика операций, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. ст. 214.3 и 214.4 НК РФ.
У ЗАО - профессионального участника РЦБ открыты специальный счет в рамках депозитарной деятельности для получения от эмитента и последующего перечисления клиентам доходов в денежной форме (счет депозитария) и специальный брокерский счет в рамках брокерской деятельности.
В случае выплаты дохода в денежной форме по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением в случаях, указанных в абз. 2 п. 18 ст. 214.1 НК РФ, является ли ЗАО налоговым агентом по НДФЛ? Считается ли перечисление дивидендов со счета депозитария на специальный брокерский счет выплатой дохода клиенту ЗАО - физическому лицу? Следует ли ЗАО исчислять и удерживать недоудержанный эмитентом НДФЛ (по итогам года и (или) при выводе активов клиента на банковский счет клиента или на счет третьего лица по требованию клиента)?
Письмо Минфина РФ от 20 августа 2012 г. N 03-04-06/4-252
Письмо Минфина РФ от 20 августа 2012 г. N 03-11-10/39
Письмо Минфина РФ от 20 августа 2012 г. N 03-04-06/6-251
Согласно п. 3.1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ выплаты добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное оказание услуг, на возмещение расходов на наем жилого помещения, на проезд и на питание.
Освобождаются ли от налогообложения НДФЛ суммы возмещения расходов физлиц на основании п. 3.1 ст. 217 НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/400
По окончании срока полезного использования производится ликвидация транспортных средств как объектов амортизируемого имущества. При ликвидации выводимых из эксплуатации транспортных средств осуществляется их разборка. Материально-производственные запасы, полученные при разборке, учитываются в виде узлов, агрегатов и деталей (далее - запчасти) или металлолома. Они признаются внереализационным доходом по рыночной цене или цене возможного использования согласно п. 13 ст. 250 НК РФ.
В дальнейшем оприходованные запчасти используются в производстве при ремонте транспортной техники, а металлолом реализуется. В целях исчисления налога на прибыль запчасти, использованные при ремонте транспортной техники, признаются материальными расходами согласно п. 2 ст. 254 НК РФ, а металлолом при его реализации признается в расходах согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ в сумме дохода, учтенного при оприходовании материальных запасов.
На практике во время разборки транспортных средств не всегда удается оценить, пригодны ли оприходованные запчасти для дальнейшего использования в производстве. В случае непригодности организации вынуждены списывать их в утиль, а в процессе утилизации - оприходовать металлолом.
При списании в утиль запчастей организации не признают стоимость оприходованных запчастей в расходах в целях исчисления налога на прибыль, но признают металлолом, полученный при утилизации запчастей, во внереализационных доходах по рыночной цене.
Таким образом, одно и то же имущество, полученное при разборке выводимых из эксплуатации транспортных средств, учитывается во внереализационных доходах по рыночной цене дважды - вначале в составе запчастей, полученных при разборке транспортных средств, а затем в составе металлолома, полученного при утилизации запчастей. В данном случае организации полагают, что имеет место переклассификация запасов, а не утилизация запчастей.
Возможно ли при переводе запчастей в состав металлолома признавать запчасти в расходах в целях исчисления налога на прибыль в размере суммы дохода, учтенного при первоначальном оприходовании запчастей в результате разборки выводимых из эксплуатации транспортных средств?
Письмо Минфина РФ от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/396
В I квартале 2012 г. ООО получило доход от прочей реализации и по результатам работы за данный период доходы от реализации сельскохозяйственной продукции составили менее 70%. Но по итогам работы за 2011 г. доходы от реализации сельскохозяйственной продукции составили 100%.
Таким образом, ООО может применить к доходам от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам I квартала налоговую ставку по налогу на прибыль 0%.
Правомерно ли это?
Письмо Минфина РФ от 10 августа 2012 г. N 03-04-06/4-235
В соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговым агентом в целях настоящей статьи признаются доверительный управляющий, брокер, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением - в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г., владельцу таких ценных бумаг, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.
ЗАО полагает, что выплата дохода по ценным бумагам с централизованным хранением относится к операциям с ценными бумагами (абз. 2 п. 7 ст. 214.1 НК РФ), то есть не является отдельной налоговой базой. Определение налоговой базы в зависимости от заключенных договоров с налогоплательщиком в НК РФ не предусмотрено (Письмо Минфина России от 21.06.2010 N 03-04-06/2-127). При выплате дохода в денежной форме по ценным бумагам с централизованным хранением владельцу ценных бумаг при наличии заключенного с ним как брокерского, так и депозитарного договора налоговый агент при определении налоговой базы по НДФЛ учитывает финансовый результат по всем договорам (брокерским и депозитарным) независимо от их количества и видов.
Правомерна ли позиция ЗАО?
Согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ под выплатой денежных средств понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.
ЗАО считает, что перечисление/зачисление им дохода, полученного клиентом по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, на специальный брокерский счет (клиентский счет) налогового агента не считается выплатой дохода, так как в соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ выплатой дохода в натуральной форме не признается передача налоговым агентом ценных бумаг по требованию налогоплательщика, связанная с исполнением последним сделок с ценными бумагами, при условии, если денежные средства по соответствующим сделкам в полном объеме поступили на счет (в том числе банковский счет) налогоплательщика, открытый у данного налогового агента, а также передача (перерегистрация) ценных бумаг на счет депо, по которому удостоверяются права собственности данного налогоплательщика, открытый в депозитарии, осуществляющем свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, если денежные средства продолжают находиться в распоряжении налогового агента на специальном брокерском счете, выплата денежных средств, являющаяся основанием для удержания НДФЛ, не возникает. В случае дальнейшего вывода денежных средств по поручению клиента со специального брокерского счета у налогового агента возникает основание для удержания НДФЛ.
В какой момент возникает обязанность ЗАО по исчислению и удержанию НДФЛ?
Какие выплаты по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением являются доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ, удержание которого возлагается на налогового агента - депозитария, учитывая, что доходами, не подлежащими налогообложению, являются:
суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления (п. 25 ст. 217 НК РФ);
выигрыши по облигациям государственных займов РФ и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций (п. 32 ст. 217 НК РФ)?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-03-06/1/408
В I квартале 2012 г. при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и составлении налоговой декларации по налогу на прибыль за I квартал 2012 г. ООО была выявлена ошибка: не списана с баланса в 2011 г. и учтена в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль за 2011 г. вышеуказанная дебиторская задолженность.
Согласно ст. 54 НК РФ ошибка была исправлена в I квартале 2012 г. путем отнесения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль.
Вправе ли ООО признать данную задолженность безнадежной на основании истечения срока исковой давности для целей исчисления налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-04-06/1-239
В соответствии с абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ с 01.01.2012 не подлежат налогообложению НДФЛ суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Подлежат ли налогообложению НДФЛ с 01.01.2012 выплаты работникам в виде выходного пособия при увольнении по соглашению сторон, установленные последним абзацем ст. 178 ТК РФ, вне зависимости от основания увольнения и от должности, занимаемой увольняемым работником, а также если они не превышают трехкратного среднего месячного заработка?
2. Некоммерческая организация установила внутренним локальным нормативным актом порядок и нормы выплаты следующих компенсаций работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
- компенсации стоимости проезда к месту использования ежегодного отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным легковым (кроме такси);
- компенсации провоза багажа до 30 кг по территории РФ.
Данные целевые компенсации выплачиваются на основании заявлений работников и подтверждаются первичными документами перевозчика и (или) расчетами.
Выводы, сделанные Конституционном Судом РФ в рамках Постановления от 09.02.2012 N 2-П, позволяют заключить, что указанные компенсационные выплаты по конституционно-правовому смыслу являются обязательными для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.
Подлежат ли налогообложению НДФЛ компенсационные выплаты в виде возмещения расходов на оплату стоимости проезда к месту использования ежегодного отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным легковым, и провоза багажа весом до 30 кг по территории РФ работникам организации, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2012 г. N 03-11-09/64
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2012 г. N 03-11-09/64
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2012 г. N 03-04-09/8-83
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2012 г. N 03-04-05/4-942
Налогоплательщик, согласно кредитному договору, оплатил всю сумму не погашенного в срок кредита, процентов и неустойки.
Необходимо ли налогоплательщику представить в налоговый орган налоговую декларацию и уплатить НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах на сумму не погашенного в срок кредита?
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2012 г. N 03-04-05/9-944
Правомерно ли это?
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2012 г. N 03-04-05/4-947
При выплате купона по облигациям физическим лицам эмитент (банк) удерживает НДФЛ по ставке 13%. Банк объясняет удержание НДФЛ с купона положениями ст. 226 НК РФ, хотя купон как доход признается в рамках ст. 214.1. В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ, с зачетом ранее удержанных сумм НДФЛ.
Банк не может быть налоговым агентом при выплате купона по облигациям по ст. 226 НК РФ, а по ст. 214.1 НК РФ банк также не может быть налоговым агентом, так как налоговыми агентами в соответствии со ст. 214.1 НК РФ признаются доверительный управляющий, брокер, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме.
Правомерно ли банк удержал НДФЛ с дохода в виде купона, полученного физическим лицом?
Письмо Минфина РФ от 15 августа 2012 г. N 03-04-06/8-143
Правомерно ли это?
Письмо Минфина РФ от 15 августа 2012 г. N 03-07-15/110