
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/4/85
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления. В сложившейся арбитражной практике судебными инстанциями неоднократно приводился вывод о том, что коммерческие организации могут являться получателями целевого финансирования (например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.07.2011 по делу N А53-20285/2010).
Имеет ли право коммерческая организация, получившая данные средства целевого финансирования и использовавшая их по назначению, в соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ не учитывать их при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
На основании п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых в связи со стихийным бедствием.
Какими документами физическое лицо должно подтвердить то, что ущерб был причинен именно в результате стихийного бедствия, в целях освобождения сумм выплат от налогообложения НДФЛ?
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-05-05-03/17
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий. Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ при совместной собственности государственная регистрация осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, то есть для государственной регистрации достаточно, чтобы за совершением юридически значимого действия обратился только один из супругов.
1. Организация как продавец производит расчет размера госпошлины, подлежащей оплате за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры, на стороне покупателя по которому выступают супруги с законным режимом имущества, следующим образом: 15 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) разделить на 2 (количество участников сторон договора: 1 продавец (организация) + 1 покупатель (2 физлица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как один участник стороны договора)) = 7500 руб. (размер госпошлины, подлежащей уплате со стороны организации).
Однако в регистрирующих органах считают, что расчет размера госпошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры, на стороне покупателя по которому выступают супруги с законным режимом имущества, должен производиться следующим образом: 15 000 руб. разделить на 3 (количество участников сторон договора: 1 продавец (организация) + 2 покупателя (2 физлица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как два самостоятельных участника стороны договора)) = 5000 руб. (размер государственной пошлины, подлежащей организации).
Каков порядок расчета размера госпошлины в указанном случае?
2. Организация как цедент по договору уступки производит расчет размера госпошлины, подлежащей оплате за государственную регистрацию уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, в случае если на стороне цессионария по договору уступки выступают супруги с законным режимом имущества, следующим образом: 200 руб. (абз. 5 пп. 30 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) разделить на 2 (количество участников сторон договора: 1 цедент (организация) + 1 цессионарий (2 физических лица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как один участник стороны договора)) = 100 руб. (размер госпошлины, подлежащей уплате со стороны организации).
Регистрирующий орган считает, что расчет госпошлины может быть произведен следующим образом: 200 руб. разделить на 3 (количество участников сторон договора: 1 цедент (организация) + 2 цессионария (2 физических лица - супруги с законным режимом имущества, которые учитываются как два самостоятельных участника стороны договора)) = 67 руб. (размер госпошлины, подлежащей уплате со стороны организации).
Каков порядок расчета размера госпошлины в указанном случае?
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-04-06/4-249
Также на основании абз. 2 п. 18 ст. 214.1 налоговым агентом является иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.
Таким образом, в рамках депозитарной деятельности профессиональный участник РЦБ исполняет требования абз. 5 п. 18 ст. 214.1, в соответствии с которым налоговый агент удерживает также суммы НДФЛ, недоудержанные эмитентом ценных бумаг, в том числе в случае совершения в пользу налогоплательщика операций, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. ст. 214.3 и 214.4 НК РФ.
У ЗАО - профессионального участника РЦБ открыты специальный счет в рамках депозитарной деятельности для получения от эмитента и последующего перечисления клиентам доходов в денежной форме (счет депозитария) и специальный брокерский счет в рамках брокерской деятельности.
В случае выплаты дохода в денежной форме по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением в случаях, указанных в абз. 2 п. 18 ст. 214.1 НК РФ, является ли ЗАО налоговым агентом по НДФЛ? Считается ли перечисление дивидендов со счета депозитария на специальный брокерский счет выплатой дохода клиенту ЗАО - физическому лицу? Следует ли ЗАО исчислять и удерживать недоудержанный эмитентом НДФЛ (по итогам года и (или) при выводе активов клиента на банковский счет клиента или на счет третьего лица по требованию клиента)?
Письмо Минфина РФ от 20 августа 2012 г. N 03-04-06/4-252
Письмо Минфина РФ от 20 августа 2012 г. N 03-11-10/39
Письмо Минфина РФ от 20 августа 2012 г. N 03-04-06/6-251
Согласно п. 3.1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ выплаты добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное оказание услуг, на возмещение расходов на наем жилого помещения, на проезд и на питание.
Освобождаются ли от налогообложения НДФЛ суммы возмещения расходов физлиц на основании п. 3.1 ст. 217 НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-11-11/240
Должен ли предприниматель восстановить стоимость основных средств (нежилых помещений), приобретенных и списанных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", при переходе на объект налогообложения "доходы"?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-11-10/37
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-07-11/289
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-11-10/38
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-03-06/1/406
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-11-06/2/107
В Письме Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-06/2/68 указано, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.
Может ли организация при оказании информационных услуг признавать обеспечительный платеж доходом не в момент получения денежных средств, а лишь при зачете задолженности?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-03-06/1/409
Оборудование, согласно договору, числится на балансе лизингодателя. Право собственности на оборудование перейдет ОАО после выплаты полной суммы лизинговых платежей.
Выкупная стоимость оборудования по договору составляет 1000 руб. Оборудование по акту приема-передачи получено и введено в эксплуатацию в декабре 2011 г. Монтаж оборудования, полученного по договору лизинга, осуществлен работниками организации в рамках утвержденного проекта строительства. Кроме монтажа оборудования, по проекту осуществляются и другие работы, в частности, подводка коммуникационных сетей, монтаж электрооборудования. В июле 2012 г. будет осуществлен ввод в эксплуатацию сортировочной перерабатывающей линии.
В какой момент учитываются в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль лизинговые платежи по вышеназванному оборудованию:
- в момент получения счетов-фактур от лизинговой компании;
- в момент передачи оборудования в монтаж;
- в момент ввода в эксплуатацию построенной сортировочно-перерабатывающей линии?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-04-05/1-940
Положениями трудового договора было установлено, что в случае прекращения (расторжения) трудового договора на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ работнику будет выплачена единовременная денежная компенсация.
Также трудовым договором был определен размер компенсации как фиксированная сумма. В августе 2011 г. трудовой договор был расторгнут по соглашению сторон (п. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ). Компенсация составила более 3 (трех) должностных окладов работника на день прекращения трудового договора.
Установленная единовременная компенсация была начислена и уплачена в согласованном сторонами размере, при этом работодатель исчислил и удержал из суммы компенсации НДФЛ.
Правомерны ли действия работодателя по удержанию НДФЛ с суммы единовременной выплаты при расторжении трудового договора с работником - главным бухгалтером в период до введения в действие поправок в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-04-06/6-237
Банк не формирует фонды потребления после уплаты налога на прибыль. Данные затраты отнесены на расходы, не учитываемые при расчете налога на прибыль.
Подлежат ли расходы банка на вакцинацию работников обложению НДФЛ?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-03-06/1/407
На основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, относятся страховые взносы по иным видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), действовавшей до 01.01.2012, у организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, существовала обязанность страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с новой редакцией ст. 15 Федерального закона N 116-ФЗ, действующей с 01.01.2012, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 225-ФЗ объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим. На основании ст. 7 указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 N 808 утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда на опасном объекте.
При этом п. 2 ст. 1 Федерального закона N 225-ФЗ предусмотрено, что его действие не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде.
Таким образом, положения новой редакции Федерального закона N 116-ФЗ и Федерального закона N 225-ФЗ устанавливают следующее:
- из перечня объектов обязательного страхования исключена ответственность за причинение вреда окружающей среде;
- организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, необходимо осуществлять обязательное страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Расходы на добровольное страхование гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте необходимо осуществлять организациям в целях обеспечения их устойчивого функционирования и развития путем реализации экономически эффективной страховой защиты от рисков, представляющих угрозу бизнесу, здоровью работников, а также имущественным интересам акционеров (участников).
Осуществление расходов на указанные виды страхования необходимо в связи с тем, что согласно ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Следовательно, помимо затрат на обязательное страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, с целью увеличения страхового возмещения при наступлении страхового случая необходимо осуществлять расходы на добровольное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте.
Кроме того, п. 2 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, подлежит возмещению субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Вправе ли организация с 01.01.2012 учесть при исчислении налога на прибыль расходы на добровольное страхование гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте в фактических размерах на основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-04-06/6-238
Нотариальная палата оказывает своим членам - нотариусам, занимающимся частной практикой, материальную помощь, размеры и порядок предоставления которой предусмотрены внутренним локальным актом.
Одним из видов материальной помощи является единовременная материальная помощь при рождении ребенка в размере, не превышающем 50 000 руб., которая выплачивается на основании распоряжения Президента нотариальной палаты.
Освобождаются ли на основании абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ от налогообложения НДФЛ суммы указанной материальной помощи?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-03-06/1/405
В январе 2012 г. ООО отказалось от лицензий на осуществление дилерской и брокерской деятельности на рынке ценных бумаг.
Вместе с тем объем перенесенного на будущее убытка на начало 2012 г. включает только отрицательный результат по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС), обращающимися на организованном рынке (биржевым сделкам на срочном рынке FORTS), и не покрытые прибылью от прочих видов деятельности административно-хозяйственные расходы (заработную плату, налоги, взносы, арендную плату за помещения и пр.), так как по иным операциям, включая сделки купли-продажи ценных бумаг, имел место положительный финансовый результат.
Следовательно, установленные гл. 25 НК РФ особенности определения профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, налоговой базы по налогу на прибыль и переноса убытков на будущее по операциям с ценными бумагами и ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, не распространяются на полученные ООО убытки.
Согласно п. 2 ст. 304 НК РФ убыток по операциям с ФИСС, обращающимися на организованном рынке, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, определяемую согласно ст. 274 НК РФ, и, соответственно, наряду с другими убытками, не связанными с операциями с ценными бумагами, может быть перенесен на будущее в общем порядке.
Вправе ли ООО уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего налогового периода на всю сумму убытка, полученного до 2012 г., при условии, что сумма накопленных ООО убытков не включает убыток, полученный от операций с ценными бумагами и от операций с не обращающимися на организованном рынке ФИСС?
Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-03-06/3/11
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
В целях обеспечения ведения уставной деятельности фонд формирует имущество за счет источников, определяемых ст. 17 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ, в том числе за счет благотворительных взносов (пожертвований) и других законных поступлений.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования).
По договору пожертвования для достижения общеполезных целей фонд получил ценные бумаги (акции) в состав имущества фонда. Целевое назначение пожертвования - получение дохода от их размещения и иного использования (в том числе реализации и прочего выбытия) и использование дохода от его размещения для обеспечения уставной деятельности и покрытия расходов фонда.
Ценные бумаги (акции) фонд намеревается вернуть жертвователю.
Должен ли фонд при определении налоговой базы по налогу на прибыль учесть ценные бумаги (акции), возвращенные жертвователю или его правопреемникам, в случае отмены пожертвования, если возврат имущества предусмотрен договором пожертвования?