Письмо Минфина РФ от 14 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-220
Для осуществления производственной деятельности ООО привлекает к работе как российских, так и иностранных граждан (граждан Украины), прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме. Работники-иностранцы, принятые на работу в ООО, трудятся в нем не менее 12 месяцев.
Согласно ст. 224 НК РФ с доходов иностранных граждан, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, ООО в течение 183 дней с момента пересечения ими российской границы удерживает НДФЛ по ставке 30%.
Согласно п. 1.1. ст. 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Таким образом, работники, являющиеся иностранными гражданами, ставшие налоговыми резидентами РФ, получают право на перерасчет НДФЛ и возврат суммы налога не менее чем через 4 месяца после окончания налогового периода.
Может ли организация самостоятельно вернуть суммы НДФЛ, удержанные в 2011 г. с доходов иностранных граждан, которые приобрели статус налоговых резидентов, если данные граждане работают в ООО до настоящего времени?
Письмо Минфина РФ от 14 сентября 2011 г. N 03-04-05/4-660
В связи с инфляционными процессами в стране АО в 1996 г. провело переоценку основных фондов и по решению собрания акционеров был увеличен уставный капитал. В результате все акционеры, в том числе упомянутое лицо, получили дополнительные акции.
Собранием акционеров 5 октября 2006 г. принято решение о реформировании АО, прекратившего свое существование 1 июля 2008 г. В результате реформирования физическое лицо получило акции 25 организаций по номинальной стоимости.
В соответствии с абз. 5 п. 13 ст. 214.1 НК РФ при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, расходами на их приобретение признается стоимость, определяемая в соответствии с п. п. 4 - 6 ст. 277 НК РФ, при условии документального подтверждения налогоплательщиком расходов на приобретение акций (долей, паев) реорганизованных организаций. Документальное подтверждение расходов на приобретение в 1994 г. акций АО имеется, что влечет применение п. 5 ст. 277 НК РФ, в соответствии с которой стоимость акций каждой вновь создаваемой организации признается равной части стоимости принадлежащих акционеру акций реорганизуемой организации, пропорциональной отношению чистых активов созданной организации к стоимости чистых активов реорганизуемой организации.
Стоимость акций каждой вновь создаваемой организации рассчитана пропорционально стоимости чистых активов этих организаций к стоимости чистых активов АО в процессе реорганизации, что проверено аудиторами АО и утверждено на общем собрании акционеров.
Физическому лицу как акционеру АО выделена стоимость акций (количество, умноженное на номинальную стоимость) пропорционально его доле в акциях реорганизованного АО.
Правомерно ли при реализации акций вновь созданных организаций в целях исчисления НДФЛ за расходы на приобретение акций принять номинальную стоимость акций?
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-04-05/5-666
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-328
Из буквального толкования п. 6 ст. 89 НК РФ следует, что общий срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, который с учетом продления может составлять 4 месяца или 6 месяцев.
В 2010 - 2011 гг. в организации проводилась выездная налоговая проверка. На основании решения срок проведения выездной налоговой проверки продлен до 3 месяцев.
В данном случае срок проведения выездной налоговой проверки должен составлять не более 3 месяцев или он продляется с даты принятия решения еще на 3 месяца?
Какие последствия наступают для налогового органа в случае нарушения им срока проведения выездной налоговой проверки?
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-05-04-01/26
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-04-05/4-664
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-04-05/4-665
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-330
Позже в банк поступает поручение налогового органа на перечисление с данного счета клиента денежных средств в счет уплаты налогов в бюджет РФ.
Имеющихся на счете свободных (неарестованных) денежных средств недостаточно для исполнения поручения налогового органа в полном объеме.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.
В силу ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не исполнить исполнительный документ (в том числе постановление судебного пристава-исполнителя) полностью банк или иная кредитная организация могут в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.
В соответствии со ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной действующим законодательством Российской Федерации.
Вправе ли банк использовать ранее арестованные денежные средства (уменьшить сумму арестованных денежных средств) в счет уплаты налогов на основании поручения налогового органа?
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-02-08/96
Совершенно очевидно, что, например, акт приемки-сдачи работ и договор, составленные с необходимыми реквизитами, - документы. Информация, содержащаяся в них, - документированная информация.
В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Пункт 1 Временного порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного Приказом ВАС РФ от 12.01.2011 N 1, устанавливает, что для представления в арбитражный суд в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования.
Из приведенных положений следует, что, например, акт приемки-сдачи работ и договор, составленные с необходимыми реквизитами и подписями сторон, отсканированные и хранящиеся у оператора информационной системы, - документы в электронном виде.
Являются ли данные документы составленными надлежащим образом для направления их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-03-06/4/104
За счет средств целевых поступлений фонд приобретает иностранную валюту для осуществления платежей иностранным организациям в иностранной валюте. Также фонд осуществляет платежи российским организациям в рублях по обязательствам, выраженным в иностранной валюте. Данные платежи отвечают целевому назначению полученных средств и не относятся к расходам для целей налогообложения. Фонд ведет раздельный учет доходов и расходов по средствам целевых поступлений в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ.
При этом при приобретении иностранной валюты для осуществления платежей по договорам, заключенным в рамках уставной деятельности, возникают положительные и отрицательные курсовые разницы (включая прибыль и убыток от покупки валюты и непосредственно переоценку остатков по валютным счетам до момента их списания иностранной валюты в оплату). Также при переоценке обязательств по договорам, заключенным в рамках основной уставной деятельности в иностранной валюте, на дату оплаты или на последнюю дату месяца возникают курсовые и суммовые разницы.
Фонд не учитывает положительные и отрицательные курсовые и суммовые разницы по указанным операциям при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку курсовые и суммовые разницы непосредственно связаны с использованием пожертвований по целевому назначению. Положительные и отрицательные курсовые разницы лишь оказывают влияние на размер оплаты, то есть определяют величину расходов, и вследствие этого не должны признаваться доходами и расходами для целей налогообложения прибыли.
Необходимо ли при осуществлении расходов за счет средств целевых поступлений учитывать для целей исчисления налога на прибыль положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке обязательств в иностранной валюте, а также при переоценке обязательств, выраженных в иностранной валюте, но подлежащих погашению в рублях?
В целях сохранения от инфляции временно не используемых средств целевых поступлений фонд приобретает иностранную валюту и либо размещает ее на депозитах, либо приобретает ценные бумаги уполномоченных банков в иностранной валюте.
При этом при приобретении иностранной валюты, а также при ее последующей переоценке возникают положительные и отрицательные курсовые разницы (включая прибыль и убыток от покупки иностранной валюты). Кроме того, на счета фонда зачисляются денежные средства в виде процентов по депозитам и ценным бумагам в иностранной валюте, в результате переоценки которых также образуются курсовые разницы.
В данном случае курсовые разницы прямо не относятся к средствам целевого финансирования и являются внереализационными доходами (расходами), учитываемыми при исчислении налога на прибыль (п. п. 2 и 11 ст. 250 НК РФ, пп. 5 и 6 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Исходя из изложенного, фонд включает рассматриваемые положительные и отрицательные курсовые разницы (в том числе прибыль или убыток от купли-продажи иностранной валюты) в состав внереализационных доходов и расходов для целей налогообложения.
Правомерно ли учитывать для целей исчисления налога на прибыль положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при покупке и переоценке иностранной валюты (включая полученные проценты) с целью сохранения временно не используемых средств целевых поступлений?
Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/553
Согласно ст. ст. 24, 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Федерального закона, подлежат изъятию из оборота. Изъятые из оборота некачественные и опасные пищевые продукты подлежат соответствующей экспертизе в целях определения возможности уничтожения или утилизации таких пищевых продуктов.
В то же время в соответствии с позицией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продукция с истекшим сроком реализации не подлежит санитарно-гигиенической экспертизе, так как заведомо является недоброкачественной.
Таким образом, продавец обязан утилизировать товары с истекшим сроком годности путем уничтожения.
Учитывая изложенное, организация считает, что расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены. При этом наличие результатов санитарно-гигиенической экспертизы не является обязательным для документального подтверждения расходов. Данная позиция отражена и в Письме Минфина России от 05.03.2011 N 03-03-06/1/121.
Вправе ли организация учесть для целей налога на прибыль расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности?
Письмо Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/554
Суммы превышения договорной цены над затратами на строительство (экономия) включаются во внереализационные доходы.
Возможно ли определение экономии или перерасхода инвестиционных средств в целом по объекту?
Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть суммы убытков в виде превышения затрат на строительство над договорной ценой по одному дольщику за счет экономии, полученной по другому дольщику?
Письмо Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/555
При определенных НК РФ условиях расходы организации на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения относятся к числу расходов на оплату труда, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ ст. 217 и ч. 2 ст. 255 НК РФ дополнены соответственно п. п. 40 и 24.1, вступающими в силу с 1 января 2009 г. и применяющимися до 1 января 2012 г.
Предусмотрена ли пролонгация действия п. 40 ст. 217 и п. 24.1 ст. 255 НК РФ для целей исчисления НДФЛ и налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/142
- размер комиссии определяется в процентах от суммы гарантии либо зафиксирован в денежном выражении;
- комиссия может уплачиваться единовременно при выдаче гарантии или ежемесячно (ежеквартально) в соответствии с графиком, определенным в договоре банковской гарантии.
В соответствии со ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу с даты ее выдачи.
Согласно ст. 368 ГК РФ с даты выдачи гарантии по дату истечения срока гарантии банк несет обязательство уплатить бенефициару денежную сумму по представлению им письменного требования о ее уплате. Таким образом, размер комиссии за выдачу гарантии также зависит от длительности срока гарантийного обязательства.
Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Имеет ли право банк в целях налога на прибыль признавать доходы в виде комиссий по банковским гарантиям равномерно в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, исходя из срока действия гарантии?
Письмо Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-223
В соответствии с положениями ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Условия кредитных договоров, заключенных между первоначальным кредитором и заемщиком, предусматривают взимание с заемщиков комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета и комиссии за досрочное погашение кредита.
В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8274/09, от 02.03.2010 N 7171/09 разъясняется, что кредитные организации не вправе взимать комиссию за открытие и ведение ссудного счета, так как эти действия ущемляют установленные законом права потребителей и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решениями ФАС Уральского округа от 15.02.2010 N Ф09-429/10-С1, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2009 N Ф03-7727/2009 признается ущемляющим права заемщика-потребителя условие о дополнительном взыскании денежных средств (неустойки, комиссии) за досрочное погашение кредита.
В силу п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей, признаются недействительными.
Исходя из ст. 167 ГК РФ условия кредитных договоров, являющиеся недействительными, не влекут юридических последствий.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.
Правомерно ли считает банк, что отмена комиссий за ведение и обслуживание ссудного счета и комиссий за досрочное погашение кредита, условие о взимании которых признано в соответствии с действующим законодательством недействительным, не будет являться доходом заемщиков - физических лиц, учитываемым при определении налоговой базы по НДФЛ и, соответственно, не подлежащим налогообложению НДФЛ?
Письмо Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/144
В соответствии с договором объектами доверительного управления могут быть облигации высоконадежных эмитентов и денежные средства, полученные при продаже ценных бумаг, составляющих имущество, переданное в доверительное управление. Структура активов, находящихся под управлением доверительного управляющего, может меняться по усмотрению последнего.
Доверительный управляющий может покупать, продавать объекты доверительного управления, а также заключать сделки РЕПО. Сделки могут совершаться с привлечением маржинального кредитования.
Доверительный управляющий обязуется ежемесячно представлять отчет по операциям с активами, переданными в доверительное управление. Отчет должен содержать следующую информацию: текущую структуру активов, рыночную стоимость активов, включая денежные остатки на начало и конец отчетного периода, и эффективность портфеля в течение отчетного периода, операции, совершенные с активами, с указанием данных согласно требованиям применимого права, сумму вознаграждений и комиссий, подлежащих выплате за отчетный период.
Так как выгодоприобретателем по условиям договора доверительного управления является учредитель доверительного управления, то банк определяет доходы и расходы, полученные в рамках договора доверительного управления, с учетом п. 3 ст. 276 НК РФ.
При этом на основании п. 2 ст. 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю доверительного управления сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ.
При этом требования НК РФ не распространяются на иностранные организации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, и условия договора доверительного управления предоставления указанной информации не предусматривают.
В каком порядке банку необходимо определять налоговую базу по налогу на прибыль в случае заключения указанного договора доверительного управления?
Письмо Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-222
В 2007 г. председателю профсоюза организации были предоставлены льготные авиабилеты по следующим маршрутам: Новосибирск - Пекин - Новосибирск и Новосибирск - Москва - Сочи - Москва - Новосибирск.
Подлежит ли налогообложению НДФЛ стоимость льготных билетов, предоставленных физлицу в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом"?
Письмо Минфина РФ от 19 сентября 2011 г. N 03-05-06-01/67
Согласно ст. 51 Положения сотрудники налоговой полиции, уволенные со службы с правом на пенсию по основанию, предусмотренному в п. "в" ст. 45 Положения, пользуются правом на полное или частичное освобождение от уплаты налогов, связанных с приватизацией жилья, и других налогов и сборов в соответствии с законодательством.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
Имеет ли указанное физлицо как пенсионер налоговой полиции право на освобождение от уплаты налога на имущество физлиц в отношении квартиры, принадлежащей физлицу на праве собственности?
Письмо Минфина РФ от 2 сентября 2011 г. N 02-04-07/3941
Письмо Минфина РФ от 14 сентября 2011 г. N 03-03-05/91



