Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. N КА-А40/2936-09

Постановление ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. N КА-А40/2936-09

Налоговое законодательство не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период по сравнению с периодом получения и оприходования товара.

10.05.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2009 г. N КА-А40/2936-09

Дело N А40-43941/08-115-144

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Антоновой М.К.

судей Коротыгиной Н.В., Тетеркиной С.И..

при участии в заседании:

от истца Р. по дов. N А-24/09/08 от 10.04.2009 г.

от ответчика Ш. по дов. N 03-12/0299 от 23.10.08 г.

рассмотрев 13.04.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Московской области

на решение от 17.11.2008 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое Шевелевой Л.А.

на постановление от 22.01.2009 г. N 09АП-17786/2008-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

Принятое Сафроновой М.С., Яковлевой Л.Г., Румянцевым П.В.

по иску (заявлению) ООО "Дрейкот"

о признании частично недействительным решения

к Межрайонной ИФНС России N 9 по Московской области

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дрейкот" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Московской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.04.2008 N 143 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части п. п. 2, 3.

Решением суда г. Москвы от 17.11.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 г. решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять по делу новое решение. Налоговый орган указывает на то, что вычет по НДС следует заявлять непосредственно в периоде совершения операции, то есть в том периоде, когда товары (работы, услуги) приняты на учет. По мнению Инспекции, предъявление налога к вычету в периоде получения счета-фактуры без соотнесения к моменту совершения операции недопустимо. Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность налогоплательщика по своему усмотрению указывать вычеты в произвольном налоговом периоде. Получение счетов-фактур в более поздние периоды не лишает Общество права заявить налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде путем внесения изменений и дополнений в налоговую декларацию того налогового периода, к которому относятся соответствующие операции и выплаты по ним.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель Общества с доводами жалобы не согласился, считая их несостоятельными, просил приобщить к материалам дела письменные пояснения на кассационную жалобу.

Письменные пояснения приобщены к материалам дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьей 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 года, по результатам которой приняла решение от 25.04.2008 N 143 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".

Заявителю названным решением предложено уплатить в бюджет неуплаченный НДС в сумме 683 615 руб., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 1 123 017 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что заявитель в нарушение положений статей 171 и 172 НК РФ неправомерно применил налоговые вычеты в ноябре 2007 года по операциям, осуществленным в более ранние налоговые периоды. В этом случае, по мнению налогового органа, Обществу следовало в порядке статьи 81 НК РФ подать уточненную налоговую декларацию за тот налоговый период, к которому относятся спорные операции, заявив соответствующие вычеты.

Общество не согласилось с выводами налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа частично недействительным.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничено право налогоплательщика на применение налогового вычета по НДС в более поздний налоговый период по сравнению с тем, в котором возникло данное право с учетом соблюдения всех условий.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что условиями для предъявления НДС к вычету являются: фактическое приобретение товаров (работ, услуг), наличие у покупателя надлежащим образом оформленного счета-фактуры с указанием суммы НДС, а также принятие товаров (работ, услуг) на учет.

Из положений пункта 2 статьи 169 и статьи 172 НК РФ можно сделать вывод о том, что отсутствие у покупателя товаров (работ, услуг) счетов-фактур, оформленных продавцами, препятствует использованию налогоплательщиком права на налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных поставщикам. Следовательно, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур.

Таким образом, если оформленный согласно требованиям статьи 169 НК РФ счет-фактура получен налогоплательщиком в налоговом периоде, следующем за тем, в котором приобретенные товары (работы, услуги) оплачены и приняты к учету, то предъявление к вычету НДС в том налоговом периоде, в котором получен соответствующий счет-фактура, не противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации (исходя из системного толкования статей 169, 171 и 172 НК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что Общество своевременно не заявило налоговые вычеты по НДС в связи с оказанными ему услугами ОАО "Мосэнергосбыт" и МГУП "Мосводоканал", поскольку соответствующие счета-фактуры от 30.09.2007, 22.10.2007, 31.10.2007 получены Обществом только в ноябре 2007 года. Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом.

В ходе налоговой проверки Инспекция не выявила фактов получения спорных счетов-фактур в ином налоговом периоде, чем тот, в котором Общество заявило о своем праве на налоговые вычеты. На такие обстоятельства налоговый орган не ссылается и в кассационной жалобе.

Поскольку спорные вычеты по НДС не были применены в предыдущих налоговых периодах (в силу отсутствия у заявителя счетов-фактур на момент составления налоговых деклараций за соответствующие налоговые периоды), следует признать правильным и соответствующим установленным по делу фактическим обстоятельствам вывод судов о том, что Общество правомерно применило налоговые вычеты по счетам-фактурам в том налоговом периоде, в котором данные счета были фактически получены, то есть в ноябре 2007 года.

Не противоречит нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и вывод судов о том, что налоговое законодательство не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период по сравнению с периодом получения и оприходования товара.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое решение Инспекции в обжалуемой части.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы обжалуемых судебных актов и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, в связи с чем оснований для отмены решения и постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 ноября 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2009 г. по делу N А40-43941/08-115-144 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

М.К.АНТОНОВА

Судьи

Н.В.КОРОТЫГИНА

С.И.ТЕТЕРКИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок