Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 июня 2007 года Дело N А56-11576/2006
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 июня 2007 года Дело N А56-11576/2006
В проверяемый период Налоговый кодекс не содержал обязательных требований прекращения применения УСН до окончания налогового периода при возникновении в период ее применения обстоятельств, предусмотренных подпунктом 14 пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ.
20.06.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2007 года Дело N А56-11576/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транспласт" Журавлевой Т.Ю. (доверенность от 25.01.07), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Зубовой А.В. (доверенность от 09.01.07 N 20-05/00028), рассмотрев 20.06.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.07 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.07 (судьи Протас Н.И., Петренко Т.И., Третьякова Н.О.) по делу N А56-11576/2006,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспласт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 20.02.06 N 5140494.
Решением суда от 22.01.07 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.07 решение суда от 22.01.07 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. По мнению инспекции, общество в 2003 году неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения, поскольку в указанный период доля непосредственного участия другой организации (ООО "Валдай") в уставном капитале общества составила 51%. Также, по мнению подателя жалобы, инспекция правомерно привлекла общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку последнее не представило для проверки книги покупок и продаж за 2003 год и журналы учета полученных и выданных счетов-фактур за 2003 год.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить в силе судебные акты, считая их законными и обоснованными, и не удовлетворять кассационную жалобу налогового органа по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 29.10.02 обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Получив названное заявление 02.12.02, инспекция уведомлением от 10.12.02 N 192/06 сообщила обществу о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.03, в связи с чем общество и применяло в 2003 году упрощенную систему налогообложения.
В январе 2006 года инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и сборов в бюджет и соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.02 по 31.12.04, результаты которой отразила в акте от 31.01.06 N 5140494.
В ходе налоговой проверки установлено неправомерное применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в 2003 году, поскольку в нарушение требований подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ доля непосредственного участия другой организации (ООО "Валдай") в уставном капитале общества в 2003 году составила 51%. Решение о внесении изменений в учредительные документы принято на внеочередном общем собрании участников общества 20.11.02 (протокол N 3). Изменения, внесенные в Устав общества, зарегистрированы 28.01.03.
Решением от 20.02.06 N 5140494 инспекция начислила налогоплательщику за 2003 год налоги по общей системе налогообложения, привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налогов, а также, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление запрашиваемых для проверки документов: книг покупок и продаж за 2003 год и журналов учета полученных и выданных счетов-фактур за 2003 год.
Общество обжаловало решение инспекции в судебном порядке.
Признавая недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения обусловлен рядом требований к организации, желающей применять УСН. В данном случае инспекция уведомлением от 10.12.02 известила общество о возможности применения УСН с 01.01.03, следовательно, по состоянию на указанную дату заявитель соответствовал требованиям для перехода на названный режим налогообложения и начал его применение с 01.01.03.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
В данном случае заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения было направлено обществом в инспекцию 29.10.02, то есть до принятия решения об изменении состава участников общества, решение об изменении состава участников общества принято 20.11.02 и своевременно направлено в УСН.
Статья 346.13 НК РФ содержит основания и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Согласно пункту 3 указанной статьи налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода (налоговым периодом признается календарный год, пункт 1 статьи 346.19 НК РФ) перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Иное предусматривалось пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.02 N 104-ФЗ, действовавшей в проверяемый период), согласно которому, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика - организации, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, в проверяемый период Налоговый кодекс не содержал обязательных требований прекращения применения УСН до окончания налогового периода при возникновении в период ее применения обстоятельств, предусмотренных подпунктом 14 пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ.
Следовательно, довод налоговой инспекции о неправомерном применении обществом УСН в 2003 году, обоснованно отклонен апелляционным судом.
Довод инспекции о нарушении обществом срока, установленного в 2002 году пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является необоснованным, поскольку судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что сообщение о вносимых в состав участников общества изменениях направлено заявителем в регистрирующий орган в установленный срок.
Учитывая изложенное, следует признать, что судебные инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности доначисления обществу налогов по общей системе налогообложения за 2003 год, соответствующей суммы пени, а также привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Оспариваемым решением инспекция привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление запрашиваемых для проверки документов: книг покупок и продаж за 2003 год и журналов учета полученных и выданных счетов-фактур за 2003 год.
Судебные инстанции признали неправомерным привлечение общества к ответственности за непредставление документов.
В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Из смысла приведенных норм права следует, что применение к налогоплательщику ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, возможно лишь в случае наличия у него запрашиваемых документов и отказа налогоплательщика их представить.
Поскольку в данном случае общество применяло в 2003 году упрощенную систему налогообложения и не являлось плательщиком налогов по общей системе налогообложения, в частности, плательщиком налога на добавленную стоимость, у него не имелось запрашиваемых инспекцией документов, обязанность ведения которых возникает только при общей системе налогообложения.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положениями подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы должна уплачиваться государственная пошлина. Поскольку налоговая инспекция при подаче жалобы государственную пошлину не уплатила, она подлежит взысканию в сумме 1000 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.07 по делу N А56-11576/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
- 12.09.2013 В Санкт-Петербурге в первом чтении одобрен законопроект о патентной системе налогообложения
- 14.01.2013 О выбранном спецрежиме необходимо заявить
- 04.12.2012 Заявление на применение патента можно подать в свободной форме
- 22.02.2024 Правительство не против возврата упрощенного налогообложения для ювелиров
- 14.02.2024 Переход с «упрощенки» на ОСНО: как учесть расходы на строительство
- 27.12.2023 Минфин работает над изменениями в налогообложении для ювелиров в 2024 году
- 24.01.2013 Спецрежимники уменьшают налог на страховые взносы по-новому
- 23.05.2012 О проблемах учреждения спецрежимников для целей налоговой оптимизации
- 02.08.2011 Материалы конференции: как не ошибиться при расчете налога на прибыль в 2011 году
- 19.02.2024 Варианты перехода с УСН на другую систему налогообложения в середине года
- 19.02.2024 Алгоритм расчета предельного размера выручки для применения УСН
- 16.02.2024 Переход с УСН на ФСБУ 6/2020
- 30.08.2007 Столовая для личного состава находится на охраняемой конвоем территории зоны учреждения и обслуживает исключительно сотрудников учреждения, доступ иных граждан в столовую и их питание в ней исключается, целью деятельности столовой не является извлечение прибыли.
- 30.07.2007 Продаваемые карты экспресс-оплаты, sim-карты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли, поскольку они не отвечают признакам товара, определенным ст. 38 НК РФ
- 27.07.2007 Налоговикам не удалось убедить первую и кассационную инстанции в правильности рассмотрения вопроса о переводе на ЕНВД конкретно по каждому объекту, в котором осуществляется деятельность, подлежащая налогообложению ЕНВД.
- 17.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог по УСН, пени и штраф, указав на отсутствие у предпринимателя права на применение нулевой налоговой ставки, так как на момент вступления в силу нормативного акта об установлении на территории субъекта РФ налоговых ставок он уже осуществлял деятельность в статусе индивидуального предпринимателя.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку НК РФ не предусмотрена воз
- 17.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог по УСН, пени и штраф, сославшись на умышленное искажение обществом сведений о фактах хозяйственной жизни путем формального разделения торгового зала магазина между двумя взаимозависимыми лицами с целью применения ЕНВД и уклонения от уплаты налога по УСН.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку налоговым органом при исчислении размера неуплаченного налога по УС
- 06.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс
- 15.12.2011 Письмо Минфина России от 05.12.2011 г. № 03-11-11/303
- 25.03.2011 Письмо Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. N 02-04-09/402
- 25.02.2011 Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 г. N 03-11-06/3/22
- 27.02.2024 Письмо Минфина России от 26.01.2024 г. № 03-04-05/6417
- 21.02.2024 Письмо ФНС России от 13.02.2024 г. № БС-4-21/1534@
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
Комментарии