Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №109-O от 01.10.1997

Определение КС РФ №109-O от 01.10.1997

Установление налогов и сборов субъектами Российской Федерации "должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами". К общим принципам налогообложения отнесен и исчерпывающий перечень налогов и сборов. Указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу и является обязательным для всех субъектов Российской Федерации.

01.10.1997  

Определение Конституционного Суда РФ

от 1 октября 1997 г. № 109-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы
Ярославской области о проверке конституционности Указа
Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1214 "О
признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании
республиканского бюджета Российской Федерации и
взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской
Федерации в 1994 г."

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственной Думы Ярославской области, установил:

1. Государственная Дума Ярославской области просит проверить конституционность Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году".

Как утверждается в запросе, поскольку согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование вопросов, отнесенных к его ведению, осуществлялось указами Президента Российской Федерации, такие указы имеют силу закона и не могут быть впоследствии изменены или отменены самим Президентом. К их числу, считает заявитель, относится и Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году", которым субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления разрешалось устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации налоги и сборы (пункт 7). Данная норма оспариваемым в запросе Указом Президента Российской Федерации N 1214 признана утратившей силу, что, по мнению заявителя, противоречит статьям 72, 76, 105, 107 Конституции Российской Федерации.

2. При решении вопроса о принятии запроса к рассмотрению Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", определяет, действительно ли имеется неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемых норм Конституции Российской Федерации либо такая неопределенность является мнимой, а ссылки на те или иные статьи Конституции Российской Федерации - необоснованными или произвольными.

По смыслу Конституции Российской Федерации, издаваемые Президентом Российской Федерации указы и распоряжения могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом (статьи 10, 11, 90). Федеральное Собрание Российской Федерации таким правом не наделяется. Нормативные акты Президента Российской Федерации также утрачивают силу в случае признания их неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации (статья 125, части 2 и 6, Конституции Российской Федерации).

Президент Российской Федерации, издавая оспариваемый Указ N 1214, которым пункт 7 Указа N 2268 признан утратившим силу, действовал в рамках своих полномочий. При этом он лишь выполнил требования статьи 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации, то есть привел свой Указ в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Заявитель утверждает, что Указ Президента Российской Федерации N 1214 противоречит ряду статей Конституции Российской Федерации, а именно статье 72, определяющей перечень вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к числу которых относится установление общих принципов налогообложения и сборов; статье 76, устанавливающей, что по вопросам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам; статье 105, согласно которой федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрение Совета Федерации; статье 107, согласно которой принятые федеральные законы подписываются Президентом Российской Федерации.

Ни по форме, ни по содержанию норм оспариваемый нормативный акт не затрагивает положений указанных статей Конституции Российской Федерации. Поэтому ссылка на них заявителя не является обоснованной.

4. Пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации N 2268 субъектам Российской Федерации разрешалось устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации налоги и сборы.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" констатировал, что установление налогов и сборов субъектами Российской Федерации "должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами". К общим принципам налогообложения отнесен и исчерпывающий перечень налогов и сборов. Указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу и является обязательным для всех субъектов Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренное частью второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основание к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области отсутствует, поэтому в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос не является допустимым.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу является окончательным и обжалованию не подлежит.


Конституционный Суд

Российской Федерации

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 31.10.2022  

    По результатам выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.


Вся судебная практика по этой теме »

Принципы установления региональных и местных налогов
  • 29.01.2009   У законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации отсутствовали полномочия устанавливать разные ставки налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности
  • 14.10.2004  

    Статьей 5 Закона Тульской области "О транспортном налоге" установлены соответствующая налоговая ставка установлена в размере 40 руб. Следователь, законодатель Тульской области действовал в данном случае в соответствии с положениями статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому оспариваемая в жалобе В.Д. Давыдова норма не может рассматриваться как противоречащая статье

  • 11.05.2004  

    В отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на у


Вся судебная практика по этой теме »