Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2024 г. № Ф10-282/2018 по делу № А14-5867/2016

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2024 г. № Ф10-282/2018 по делу № А14-5867/2016

Определением удовлетворено частично заявление о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и налоговым органом в части определения уплаты налога в режиме пятой очереди текущих платежей, поскольку средства от реализации имущества банкрота могут представлять существенный, если не единственный, источник удовлетворения требований кредиторов. Уплата налога (УСН) подлежит удовлетворению в составе третьей очереди реестра требований кредиторов.

Итог: определение оставлено без изменения.

20.10.2024Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2024 г. по делу N А14-5867/2016

 

Резолютивная часть постановления оглашена 08 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Ипатова А.Н.

судей Андреева А.В. Григорьевой М.А.

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи Елистратовой Н.В.

при участии в заседании:

от заявителя жалобы:

от УФНС России по Воронежской области: Токарев А.В. - представитель, доверенность от 29.11.2023;

от иных лиц, участвующих в деле: не явились, извещены надлежаще;

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу ФНС России в лице УФНС России по Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области от 27.09.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А14-5867/2016,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Эко Строй" (далее - ООО "Эко Строй", должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

18.05.2016 ФНС России обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Эко Строй", просило утвердить арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации СРО ОАУ "Лидер".

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2016 заявление ФНС России принято к производству как вступление в дело N А14-5867/2016.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2016 производство по заявлению ООО "Эко Строй" о признании его несостоятельным (банкротом) прекращено.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 13.06.2017 заявление ФНС России о признании ООО "Эко Строй" несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении него введено наблюдение, временным управляющим утверждена Стрелкова Н.В.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2018 ООО "Эко Строй" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Случевский А.М.

ФНС России 31.08.2022 обратилось в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим ООО "Эко Строй" и ФНС России, определив, что уплата налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения в общем размере 7 584 416 руб., а также пеней, связанных с несвоевременной оплатой данной суммы налога на основании данных налоговых деклараций от 23.03.2021 N 1295784121 за 2020 год и от 21.01.2022 N 1378246494 за 2021 год, производится в режиме пятой очереди текущих платежей.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023, суд разрешил разногласия между конкурсным управляющим ООО "Эко Строй" и ФНС России, установив, что уплата налога (УСН) подлежит удовлетворению в составе третьей очереди реестра требований кредиторов.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, ФНС в лице УФНС России по Воронежской области обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных уполномоченным органом требований.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель уполномоченного органа поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились. Дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя уполномоченного органа, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым определение суда области и апелляционное постановление оставить без изменения в связи со следующим.

В силу п. 1 ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) арбитражные суды рассматривают заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных названным Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.

Согласно п. 10 ст. 16 Закона N 127-ФЗ разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, о размере и об очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В силу п. 1 ст. 346.14 НК РФ, объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. п. 1 и 2 ст. 248 настоящего Кодекса.

Статьей 248 НК РФ предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В силу п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Исходя из вышеуказанного, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, взимается с учетом величины доходов, полученных налогоплательщиком от ведения той деятельности, конечной целью (результатом) которой является получение прибыли.

Руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2023 N 28-П "По делу о проверке конституционности статей 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой общества с ограниченной ответственностью" Предприятие строительных работ энергетики, суды обеих инстанций пришли к следующим выводам.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, текущее нормативное регулирование, как подтверждает складывающаяся по соответствующей категории дел правоприменительная практика, не позволяет с достаточной степенью определенности установить место требования об уплате налога на прибыль при реализации имущества, составляющего конкурсную массу, в деле о банкротстве при определении очередности требований кредиторов.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, в подобной ситуации могут усматриваться определенные основания для отнесения соответствующего обязательного платежа к текущим, а именно к пятой очереди таковых, поскольку указанное требование формально возникает после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Однако такой подход не учитывает, что речь в рассматриваемом случае идет об обязательных платежах, которые возникают не в рамках допускаемого продолжения хозяйственной деятельности организации и не при совершении отдельных действий, обеспечивающих саму возможность завершения конкурсного производства, достижения целей этой процедуры, а при реализации всего массива (помимо денежных средств) имущества, которое составляет конкурсную массу, т.е. все оставшееся от экономической деятельности находящейся в процессе банкротства организации и объективно предназначенное теперь прежде всего именно для расчетов с кредиторами.

Решение вопроса об очередности осуществления платежа, по существу уменьшающего на двадцать процентов (с учетом ставки по налогу на прибыль организаций) объем подлежащих распределению между кредиторами средств, а с учетом правил об очередности выплат могущего влиять и на реальный доступ определенных очередей кредиторов к участию в распределении вырученных средств, должно быть предметом специального внимания законодателя.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на правоприменительную практику, связанную с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве, не все обязательные платежи, формально заявленные уполномоченным органом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, подлежат отнесению к текущим платежам.

Аналогичный подход в принципиальном плане может быть применим в отношении платежей, требование по которым хотя и возникло после возбуждения дела о банкротстве, однако само по себе обусловлено реализацией имущества организации-должника, притом что таковая неразрывно связана с ее хозяйственной деятельностью, приведшей к отрицательным финансовым результатам, служит продолжением и итогом такой деятельности.

Принимая во внимание данные выводы и то, что средства от реализации имущества банкрота могут представлять существенный, если не единственный, источник удовлетворения требований кредиторов, Конституционный Суд указал, что взимание обязательных платежей в связи с такой реализацией не должно препятствовать удовлетворению требований кредиторов первой и второй очереди, которым законодатель отдал приоритет перед требованиями об уплате обязательных платежей, включенными в реестр, что не обеспечивается при отнесении налога на прибыль от реализации имущества от конкурсной массы к пятой очереди текущих платежей.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что впредь до внесения федеральным законодателем в правовое регулирование изменений, вытекающих из постановления N 28-П, требования об уплате налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр.

В связи с изложенным, арбитражный суд включил уплату налога в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника.

Доводы заявителя жалобы о том, что требование по уплате суммы налога при применении УСН, подлежат уплате в режиме пятой очереди текущих платежей правомерно отклонены судами, как основанные на неверном толковании норм права.

Как следует из материалов дела, задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) составляет 7 584 416 руб. Данная задолженность возникла в связи с реализацией имущества Должника в конкурсном производстве, а именно:

конкурсным управляющим в 2020 году подана налоговая декларация по УСН, согласно которой выручка от реализации составила 126 316 808 руб., в том числе: 83 602 980 руб. - от реализации залогового имущества, 10 098 315 руб. - от реализации незалогового имущества, 32 615 513 руб. - поступления от оспаривания сделок должника. Налог исчислен в сумме 7 579 008 рублей. Согласно поданной налоговой декларации по УСН за 2021 выручка от реализации составила 90 135 руб. - за счет поступлений от оспаривания сделок должника. Налог исчислен в сумме 5 408 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Путем применения УСН организация освобождается от уплаты как налога на прибыль, так и от налога на имущество организаций.

Вышеуказанные правовые подходы подлежат применению и к вопросу об очередности уплаты налога в связи с применением УСН, как имеющего определенное сходство с налогом на прибыль, вытекающее из однотипной налоговой базы.

Принимая во внимание обозначенные выше правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 29.06.2023 N 310-ЭС19-11382(2) указала, что в расходы по уплате налога на прибыль с продажи имущества как являющегося, так и не являющегося предметом залога, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди реестра требований кредиторов.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отнесли расходы по уплате налога в связи с применением УСН с объектом налогообложения доходы, возникшие в результате продажи имущества должника, к третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой соглашается суд округа, оснований для переоценки не имеется.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

определение Арбитражного суда Воронежской области от 27.09.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А14-5867/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

А.Н.ИПАТОВ

 

Судьи

А.В.АНДРЕЕВ

М.А.ГРИГОРЬЕВА

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 01.12.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик с целью создания условий для сохранения права применения специального налогового режима (УСН) участвовал с взаимозависимым контрагентом в схеме по уменьшению доходов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового орган

  • 28.11.2024  

    Установив, что налогоплательщик необоснованно применял УСН, налоговый орган доначислил ему НДС, НДФЛ, страховые взносы, пени и штраф.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку установлено, что налоговый орган правомерно доначислил налогоплательщику налоги по общей системе налогообложения, так как последний реализовывал товар (строительные материалы) вне объекта стационарной торговой с

  • 24.11.2024  

    На основании проведенной проверки предпринимателю доначислены недоимка по НДФЛ, НДС, УСН, суммы пени и штрафа, задолженность добровольно не погашена.

    Итог: требование частично удовлетворено, поскольку оспариваемый акт не соответствует действительным налоговым обязательствам предпринимателя с учетом признания решения налогового органа недействительным по части начислений.


Вся судебная практика по этой теме »

Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ)
  • 20.11.2024  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени, штрафы ввиду недостоверности первичных документов, неподтверждения осуществления реальных хозяйственных операций с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как ни один из контрагентов не имел реальной возможности исполнить сделки, расчеты с ними отсутствовали, экономический источник для возмещения НДС в части товара, сформированной организациями

  • 17.11.2024  

    Земельный налог исчислен налоговым органом исходя из ставки в размере 1,5 процента вместо 0,3 процента в отношении земельных участков, переданных по соглашениям о совместном использовании земельных участков для сельскохозяйственного производства.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщик намерен получать прибыль по соглашениям от сдачи участков в аренду, что не отвечает услови

  • 17.11.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным включением обществом в состав налоговых вычетов суммы НДС по сделкам с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как обществом в целях принятия НДС к вычету не представлено доказательств принятия услуг, оказанных контрагентами, к учету на основании первичных документов, подтверждающих соверше


Вся судебная практика по этой теме »