
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.04.2023 г. № Ф10-316/2023 по делу № А36-2193/2021
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.04.2023 г. № Ф10-316/2023 по делу № А36-2193/2021
Индивидуальный предприниматель полагает, что у налогового органа не имелось законных оснований для перерасчета сумм НДФЛ по повышенной налоговой ставке.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку индивидуальный предприниматель не имеет права на льготу по объектам недвижимости, включенным в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
10.05.2023Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2023 г. по делу N А36-2193/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2023
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2023
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Бутченко Ю.В.
судей Радюгиной Е.А.
Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: Цыпленковой А.А.
при участии в судебном заседании:
от ИП Чернова Александра Дмитриевича - Котукова С.В. (доверенность от 05.04.2023);
от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области - Масликовой А.С. (доверенность от 24.10.2022 N 33-26/013990);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чернова Александра Дмитриевича на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А36-2193/2021,
установил:
индивидуальный предприниматель Чернов Александр Дмитриевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Чернов А.Д.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением (с учетом отказа от части требований, принятого судом определением от 07.12.2021) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области (далее - МИФНС N 3 по Липецкой области, инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - УФНС по Липецкой области, управление) о признании незаконными налогового уведомления от 08.10.2020 N 84264216, требования МИФНС N 3 по Липецкой области от 30.12.2020 N 26177, признании надлежащим исполнением налоговой обязанности ИП Черновым А.Д. по налогу на имущество физических лиц за период 2019 год путем оплаты сумм налога в соответствии с налоговым уведомлением от 03.08.2020 N 246333, о признании незаконными действий МИФНС N 3 по Липецкой области, направленных на зачет сумм излишне уплаченного налога в общем размере 145 855 руб. в счет налогового уведомления от 08.10.2020 N 84264216.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.07.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными налоговое уведомление от 08.10.2020 N 84264216, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 30.12.2020 N 26177, направленные МИФНС N 3 по Липецкой области в адрес ИП Чернова А.Д.; исполнение налоговой обязанности ИП Чернова А.Д. по налогу на имущество физических лиц за 2019 год путем оплаты налога в соответствии с налоговым уведомлением от 03.08.2020 N 246333 признано надлежащим; действия МИФНС N 3 по Липецкой области, направленные на зачет сумм излишне уплаченного налога в общем размере 139 371 руб. 26 коп. в счет исполнения налоговой обязанности, установленной налоговым уведомлением от 08.10.2020 N 84264216 признаны незаконными. Суд обязал МИФНС N 3 по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чернова Александра Дмитриевича путем исключения из его лицевого счета начислений по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 325 437 руб. В удовлетворении требований к УФНС по Липецкой области отказано.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 в связи с реорганизацией инспекции в форме присоединения к управлению произведена замена заинтересованного лица по настоящему делу - МИФНС N 3 по Липецкой области (ОГРН 1044800092138, ИНН 4816006614) на ее правопреемника - УФНС по Липецкой области (ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619).
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требований предпринимателя. В удовлетворении требований в указанной части отказано.
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции, ИП Чернов А.Д. обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы и дополнении к ней. Пояснил, что положения пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали применению в редакции, действующей с 01.01.2021, то есть на момент рассмотрения спора в суде.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления апелляционного суда.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в ней.
Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей явившихся лиц, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суды установили, что Чернов А.Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.07.2017, состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС N 3 по Липецкой области, применяет упрощенную систему налогообложения.
ИП Чернову А.Д. на праве собственности принадлежат следующие объекты:
1) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0720659:38, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Запрудная, д. 1;
2) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0720262:271, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Степанищева, д. 17;
3) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0000000:2754, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Степанищева, д. 1;
4) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0720262:265, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Степанищева, д. 17.
МИФНС N 3 по Липецкой области 03.08.2020 направила в адрес ИП Чернова А.Д. налоговое уведомление N 246333, в котором произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год в общей сумме 20 965 руб., исходя из ставки 0,5%, в отношении следующих объектов:
- сооружение с кадастровым номером 48:08:0720659:38 - 3478 руб.;
- сооружение с кадастровым номером 48:08:0720262:271 - 15 314 руб.;
- сооружение с кадастровым номером 48:08:0000000:2754 - 44 руб.
Налог на сооружение с кадастровым номером 48:08:0720262:265 в налоговом уведомлении не отражен.
Исчисленные на основании указанного уведомления суммы налога на имущество налогоплательщиком не уплачены.
Налоговый орган, установив, что на основании приказа Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13.12.2018 N 134 объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 48:08:0720659:38. 48:08:0720262:271, 48:08:0000000:2754, 48:08:0720262:265 включены в перечень (записи N 4943, 4976-4978) объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, произвел 08.10.2020 перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год ввиду необходимости применения ставки 2% в отношении следующих объектов:
1) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0720659:38, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Запрудная, д. 1 - налог 10 434 руб.
2) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0720262:271, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Степанищева, д. 17 - налог 45 940 руб.
3) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0000000:2754, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Степанищева, д. 1 - налог 131 руб.
4) Иное строение помещение сооружение с кадастровым номером 48:08:0720262:265, расположенное по адресу: 399200, Россия, Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Степанищева, д. 17 - налог 289 897 руб.
В результате произведенного перерасчета налогоплательщику к уплате начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме 346 402 рублей и направлено соответствующее налоговое уведомление от 08.10.2020 N 84264216 в его личный кабинет и получено им.
По состоянию на 03.08.2020 на лицевом счете Чернова А.Д. числилась переплата по налогу на доходы физических лиц, источником выплаты которых является налоговый агент, в размере 767 руб. и 52 905 руб., переплата по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 196 983 руб., переплата по транспортному налогу в размере 127 руб. и переплата по земельному налогу в размере 57 руб.
ИП Черновым А.Д. 09.10.2020 и 20.11.2020 поданы заявления о зачете следующих сумм переплаты: 57 руб. по земельному налогу, 127 руб. по транспортному налогу, 7920 руб. по налогу на доходы физических лиц, 759 руб. и 2396 руб. в счет уплаты налога на имущество.
МИФНС N 3 по Липецкой области в сообщении от 12.10.2020 указано на отказ в зачете 57 руб. ввиду отсутствия недоимки по налогам.
Уплата налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 20 206 руб. произведена Черновым А.Д. 01.12.2020.
Суммы имеющейся у налогоплательщика переплаты по иным налогам в общем размере 160 336 руб. 26 коп., а именно: 5855 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 50 000 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 50 000 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 2219,26 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 2219,26 руб. - УСН, 37 780,74 руб. - УСН, 7920 руб. - НДФЛ, 4342 руб. - НДФЛ, зачтены 15.12.2020 в счет погашения недоимки по налогу на имущество решениями от 15.12.2020 N 185933, N 185934, N 185935, N 185936, N 185937, N 185938, N 185939, N 185940.
МИФНС N 3 по Липецкой области 30.12.2020 направила в адрес ИП Чернова А.Д. требование N 26177, в котором предложила уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 186 065 руб. 74 коп. и пени в размере 640,53 руб.
ИП Чернов А.Д., не согласившись с указанными действиями налогового органа, обратился в УФНС по Липецкой области с жалобой на действия должностных лиц МИФНС N 3 по Липецкой области, в которой просил признать незаконными налоговое уведомление от 08.10.2020 N 84264216, требование от 30.12.2020 N 26177, действия должностных лиц МИФНС N 3 по Липецкой области по зачету переплаты по налогам в счет исполнения налоговой обязанности по уведомлению от 08.10.2020 N 84264216, а также просил признать исполненной налоговую обязанность ИП Чернова А.Д. по налогу на имущество физических лиц за период 2019 года путем оплаты сумм налога в соответствии с налоговым уведомлением от 03.08.2020 N 246333.
Решением УФНС по Липецкой области от 30.03.2021 N 70 жалоба ИП Чернова А.Д. оставлена без удовлетворения.
Предприниматель, полагая, что у инспекции не имелось законных оснований для перерасчета сумм налога на имущество физических лиц за 2019 год по ставке 2%, обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что по состоянию на 03.08.2020 (дата направления первого налогового уведомления от 03.08.2020 N 246333, исходя из которого к уплате подлежало 20 965 руб. налога) на лицевом счете Чернова А.Д. числилась переплата по налогу на доходы физических лиц в размере 767 руб., 52 905 руб., по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 196 983 руб., по транспортному налогу в размере 127 руб. и по земельному налогу в размере 57 руб., у налогового органа имелись все предусмотренные налоговым законодательством условия для самостоятельного зачета излишне уплаченных налогов в счет уплаты налога на имущество физических лиц на дату формирования налогового уведомления N 246333 от 03.08.2020, следовательно, неправомерное бездействие инспекции в незачете сумм переплаты в счет уплаты исчисленных сумм налога на имущество не может являться основанием для изменения даты исполнения налоговой обязанности Чернова А.Д. по налоговому уведомлению от 03.08.2020 N 246333. Суд сделал вывод, что исчисленный налоговым органом и отраженный в налоговом уведомлении от 03.08.2020 N 246333 налог уплачен налогоплательщиком на дату формирования нового уведомления от 08.10.2020, в связи с чем, размер налоговых обязательств Чернова А.Д. по налогу на имущество физических лиц за 2019 год не подлежал увеличению в силу прямого указания пункта 2.1 статьи 52 НК РФ.
По мнению суда кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками единого налога признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, утверждаемый субъектом Российской Федерации.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ (в редакции Закона N 334-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2019), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397, пункт 2 статьи 409 НК РФ).
В пунктах 1, 3 и 4 статьи 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Направление налогового уведомления допускается и налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В пункте 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ), перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
В пункте 3 статьи 52 НК РФ установлено, что в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 НК РФ).
В пункте 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из материалов дела следует и суд апелляционной инстанции установил, что принадлежащие предпринимателю объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 48:08:0720659:38. 48:08:0720262:271, 48:08:0000000:2754, 48:08:0720262:265 включены с 01.01.2019 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании приказа Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13.12.2018 N 134 (записи N 4943, 4976-4978).
В этой связи исчисление налога на имущество физических лиц в отношении указанных объектов недвижимости правомерно произведено налоговым органом с применением налоговой ставки в размере 2% от его кадастровой стоимости, что указано в уведомлении от 08.10.2020 N 84264216.
Налоговое уведомление от 03.08.2020 N 246333 содержало расчет с применением некорректной налоговой ставки и не отражало имеющийся у ИП Чернову А.Д. объект недвижимости с кадастровым номером 48:08:0720262:265.
Следовательно, предоставление предпринимателю права на льготу по указанным объектам при изложенных обстоятельствах являлось ошибочным, не соответствующим закону, в связи с чем налоговый орган обоснованно направил уведомление о начислении налога за 2019 год по спорным объектам.
По состоянию на дату формирования налоговым органом налогового уведомления от 08.10.2020 N 84264216 налог на имущество за 2019 год предприниматель не уплачивал, в том числе по уведомлению от 03.08.2020 N 246333; уплата налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 20 206 руб. по налоговому уведомлению от 03.08.2020 N 246333 произведена Черновым А.Д. только 01.12.2020, то есть после получения уведомления от 08.10.2020 N 84264216 с перерасчетом налога.
При указанных обстоятельствах, установив, что оспариваемое налоговое уведомление от 08.10.2020 N 84264216 сформировано и направлено до уплаты заявителем налога на имущество физических лиц за 2019 год, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что у налогового органа имелись правовые основания для перерасчета указанного налога за 2019 год и направления уведомления от 08.10.2020 N 84264216.
Довод предпринимателя и вывод суда первой инстанции об обязанности налогового органа самостоятельно осуществить зачет имеющейся у ИП Чернова А.Д. переплаты на момент вынесения налогового уведомления от 03.08.2020 N 246333 по иным налогам в счет исполнения налоговой обязанности по налогу на имущество на основании положений абз. 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ получил надлежащую правовую оценку апелляционного суда и обоснованно признан ошибочным, учитывая положения статьи 78 НК РФ и принимая во внимание, что абз. 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и вступил в силу с 1 января 2021 года (пункт 7 статьи 3 Федерального закона N 325-ФЗ), а налоговое уведомление датировано 08.10.2020, то есть до 01.01.2021, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания руководствоваться положениями абз. 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ и самостоятельно производить зачет имеющейся у ИП Чернова А.Д. переплаты по НДФЛ, а также по имущественным налогам без соответствующего заявления от налогоплательщика.
Вместе с тем, апелляционный суд установил, что в период с 03.08.2020 до даты формирования нового уведомления от 08.10.2020 заявлений от налогоплательщика о зачете имеющейся переплаты в счет уплаты платежей по налогу на имущество в налоговый орган не поступало; заявления о зачете поданы предпринимателем после получения уведомления от 08.10.2020 N 84264216 - 09.10.2020 и 20.11.2020.
При этом, ИП Чернов А.Д. воспользовался своим правом на возврат излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц, обратившись 14.08.2020 с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога размере 52 905 руб. на его счет в банке.
Решениями МИФНС N 3 по Липецкой области от 20.08.2020 N 169148 и N 169149 ИП Чернову А.Д. возвращен НДФЛ в размере 13 260 руб. и 37 725 руб. соответственно на указанный им в заявлении счет в банке. Сведения о перечислении денежных средств отражены в выписке из лицевого счета по налогу на доходы физических лиц за 2020 год.
Учитывая, что налог на имущество за 2019 год подлежал уплате после получения налогового уведомления в срок до 01.12.2020, у налогового органа до 01.12.2020 отсутствовали законные основания для принятия принудительных мер в отношении сумм налога на имущества, подлежащих уплате налогоплательщиком за 2019 год, в том числе направления переплаты по иным налогам в счет погашения недоимки по налогу на имущество.
Недоимка по этому налогу за налоговый период 2019 года по состоянию в период с 03.08.2020 по 08.10.2020 не возникала, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для проведения самостоятельного зачета в период с 03.08.2020 по 01.12.2020.
Инспекция 30.12.2020 направила в адрес ИП Чернова А.Д. требование N 26177, в котором предложила уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 186 065 руб. 74 коп. и пени в размере 640,53 руб.
При этом, 15.12.2020 суммы налогов в размере 5855 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 50 000 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 50 000 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 2219,26 руб. - налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, 2219,26 руб. - УСН, 37 780,74 руб. - УСН, 7920 руб. - НДФЛ, 4342 руб. - НДФЛ зачтены в счет погашения недоимки по налогу на имущество (решениями от 15.12.2020 N 185933, N 185934, N 185935, N 185936, N 185937, N 185938, N 185939, N 185940 (инспекция осуществила зачет переплаты в общем размере 160 336,26 руб.) на основании положений пункта 5 статьи 78 НК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд обоснованно указал, что действия налогового органа, направленные на зачет сумм излишне уплаченного налога в счет исполнения налоговой обязанности, установленной налоговым уведомлением от 08.10.2020 N 84264216, соответствуют действующему законодательству.
Выводы апелляционного суда соответствуют материалам дела и не противоречат им. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела исходил из оценки совокупности представленных в дело доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в обжалуемой части и отказал в удовлетворении требований предпринимателя в указанной части.
Ссылка заявителя на необходимость применения положений абз. 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2021, то есть на момент рассмотрения спора в судах первой инстанции и апелляционной инстанций, не может быть принята во внимание, учитывая предмет и основания заявленных требований, основана на ошибочном понимании законодательства, поскольку законность ненормативных актов, действий (бездействия) проверяется судом на момент их вынесения (совершения действий) в порядке главы 24 АПК РФ, Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ не предусмотрено, что указанная норма имеет обратную силу; основания для применения положений пунктов 3 и 4 статьи 5 НК РФ отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и не опровергают выводы суда, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судом фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены судебного акта, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А36-2193/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.БУТЧЕНКО
Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
Н.Н.СМОТРОВА
- 27.09.2023 В Думу вносят проект об отмене НДФЛ при доходах меньше 30 тысяч
- 27.09.2023 В Госдуму внесут проект об отмене налога при продаже жилья для семей военных
- 22.09.2023 Организация оплатила обучение: должен ли будущий сотрудник заплатить НДФЛ
- 25.04.2019 Зачесть излишне уплаченный налог нельзя, если он фактически не дошел до казны
- 26.09.2013 Инициировать возврат денег по итогам проверки должен налоговый орган
- 20.09.2013 «РусГидро» вернуло налог на прибыль за себя и обособленные подразделения
- 01.08.2023 Зачем ввели два уведомления по НДФЛ, кому надо подать «отрицательные» уведомления, и когда ЕНС приведут в порядок: читаем поправки в НК РФ
- 24.07.2023 НДФЛ (налог на доходы физических лиц)
- 28.06.2023 Налоговый вычет по ИИС: как получить — пошаговая инструкция
- 09.07.2012 Как рассчитать возврат в бюджет, если налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой сумма НДС к возмещению в заявительном порядке меньше, чем в первичной?
- 26.04.2012 Порядок возврата налоговой переплаты
- 02.02.2012 Проблему зачета «старого» НДС без суда не решить
- 27.09.2023
Налоговый орган
предложил уплатить недоимку по НДФЛ, ссылаясь на невключение обществом (управляющей организацией) в налоговую базу вознаграждения, выплаченного председателям совета МКД из средств, полученных от собственников помещений.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку общество как налоговый агент обязано исчислять, удерживать и перечислять суммы НДФЛ в бюджетную систему РФ. В
- 20.09.2023
О включении
в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по уплате налогов.Итог: требование удовлетворено и включено в состав второй очереди названного реестра, поскольку установлено, что признаны недействительными перечисления денежных средств физическим лицам, учитываемые должником как заработная плата, на которую начислен, но не уплачен НДФЛ, и что после признания переч
- 20.09.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, НДФЛ, страховые взносы, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно применял специальный режим налогообложения в виде ЕНВД по виду деятельности "автотранспортные услуги по перевозке грузов".Итог: требование о признании решения недействительным в части начисления штрафа удовлетворено частично. В удовлетворении остальной части требования отказано, поск
- 18.09.2023
В возврате
переплаты отказано по причине пропуска срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как установленный НК РФ срок для подачи заявления истек, законодатель связывает начало течения этого срока с моментом уплаты налога, а не зачета переплаты, доказательств неосведомленности налогоплательщика об излишней уплате в бюджет спорной су
- 06.09.2023
Налогоплательщик утверждает,
что в излишней сумме уплатил налоги в рамках расследования уголовного дела.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку после возмещения в уголовном деле ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, путем уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафа и прекращения вследствие этого производства по уголовному делу какие-либо споры между налогоплательщиком и налоговым о
- 06.09.2023
Налогоплательщик уплатил
сумму НДС. Налоговый орган отнес эту сумму в счет уплаты налога за иное лицо. Налогоплательщик потребовал вернуть ему излишне уплаченный НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик применяет УСН и не является плательщиком НДС, и поскольку оснований полагать, что он уплатил налог за иное лицо, не имеется; срок на обращение в суд с настоящим заявлением не пропуще
- 23.09.2023 Письмо Минфина России от 24.07.2023 г. № БС-4-11/9373@
- 23.09.2023 Письмо Минфина России от 27.07.2023 г. № БС-4-11/9622@
- 23.09.2023 Письмо Минфина России от 07.09.2023 г. № 03-04-05/85454
- 13.09.2013 Письмо Минфина РФ от 2 сентября 2013 г. N 03-07-03/36014
- 12.01.2013 Письмо ФНС России от 18.12.2012 г. № ЕД-4-8/21578@
- 02.10.2012 Письмо Минфина России от 20.09.2012 г. № 03−02−07/1−226 «О порядке возврата излишне уплаченной суммы налога»
Комментарии