
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2023 г. № Ф01-8551/2022 по делу № А43-4835/2022
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2023 г. № Ф01-8551/2022 по делу № А43-4835/2022
Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на имущество, пени и штраф, а также предложил скорректировать убытки по налогу на прибыль организаций на соответствующие суммы налога на имущество организаций, установив, что налогоплательщик допустил неправомерное занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций и принял к учету не по рыночной стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, имущество, полученное от своего контрагента в качестве вклада в уставный капитал.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установленная независимым оценщиком величина стоимости объекта оценки является обязательной.
27.03.2023Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2023 г. по делу N А43-4835/2022
06 марта 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Рябовой М.И. (доверенность от 11.04.2021),
от заинтересованного лица: Карповой М.В. (доверенность от 18.01.2021),
Куровой С.Г. (доверенность от 08.04.2022),
Шуяновой Н.В. (доверенность от 16.12.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Выксунский литейный завод"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022
по делу N А43-4835/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выксунский литейный завод" (ИНН: 5251112453, ОГРН: 1075247001500,)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области от 16.08.2021 N 2897
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Выксунский литейный завод" (далее - ООО "ВЛЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 16.08.2021 N 2897 в части доначисления 10 461 380 рублей налога на имущество организаций, соответствующих сумм пеней и штрафа, а также в части предложения скорректировать убытки по налогу на прибыль организаций на соответствующие суммы налога на имущество организаций за 2016 - 2018 годы.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
ООО "ВЛЗ" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 374 - 376 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, первоначальная стоимость имущества, переданного Обществу в качестве вклада в уставный капитал, сформирована Обществом правильно. Действующее законодательство не содержит запрета на установление такой стоимости ниже стоимости, определенной независимым оценщиком. Общество действовало добросовестно и определило стоимость вносимого в уставный капитал имущества в пределах рыночной стоимости, указанной в отчете независимого оценщика, не допустив завышения. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что по результатам предыдущей налоговой проверки Инспекция не установила каких-либо нарушений при формировании Обществом налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "ВЛЗ" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, результаты которой отразила в акте от 12.01.2021 N 1690.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что Общество допустило неправомерное занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций. Проверяющими установлено, что налогоплательщик принял к учету имущество, полученное от ЗАО "Дробмаш" в качестве вклада в уставный капитал, не по рыночной стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, а по стоимости, определенной участником Общества.
По итогам проверки Инспекция приняла решение от 16.08.2021 N 2897 о привлечении ООО "ВЛЗ" к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 163 690 рублей 30 копеек. Согласно указанному решению Обществу доначислены, в том числе, 10 461 380 рублей налога на имущество организаций, 4 077 001 рубль 35 копеек пеней. Кроме того, налогоплательщику предложено скорректировать убытки по налогу на прибыль организаций на соответствующие суммы налога на имущество организаций за 2016 - 2018 годы.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 15.11.2021 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
ООО "ВЛЗ" частично не согласилось с решением Инспекции от 16.08.2021 N 2897 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 29, 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 23, 374 - 376 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 3 статьи 376 Кодекса установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.
Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком.
В силу разъяснений, данных в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе, когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица - незаконным, решение органа юридического лица - не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица - незаконным, решения органа юридического лица - не имеющим юридической силы.
Таким образом, из приведенных норм права и разъяснений следует обязательный характер величины стоимости объекта оценки, установленной независимым оценщиком.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что на основании письменного заявления ЗАО "Дробмаш" принято в состав участников Общества с внесением вклада в уставный капитал в виде имущества в сумме 448 545 454 рублей 55 копеек, из которых 418 809 223 рубля 56 копеек - оценочная стоимость имущества без учета налога на добавленную стоимость, 29 736 230 рублей 99 копеек - сумма восстановленного налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, по данным отчета об оценке от 15.09.2015, выполненного ООО "Свисс Аппрэйзал Раша", рыночная стоимость передаваемого имущества в качестве вклада в уставный капитал составила 642 751 130 рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что величина стоимости объекта оценки, установленная независимым оценщиком, является обязательной, и налогоплательщик не вправе не принимать во внимание результаты оценки и утверждать денежную оценку вклада в уставный капитал в размере более низком, чем установлено оценщиком, суды обоснованно признали неправомерным принятие налогоплательщиком к учету имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, без учета рыночной стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика.
Доводы Общества об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, а также сформулированного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правового подхода.
Ссылку заявителя жалобы на то обстоятельство, что по результатам предыдущих проверок Инспекция не установила каких-либо нарушений при формировании Обществом налоговой базы по налогу на имущество организаций суды отклонили, поскольку невыявление конкретного нарушения в ходе ранее проведенных налоговых проверок не лишает налоговый орган возможности выявить его при проверке деятельности налогоплательщика в другие налоговые периоды.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых судебных актов.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А43-4835/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выксунский литейный завод" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Выксунский литейный завод".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Е.БЕРДНИКОВ
Судьи
Д.В.КОГУТ
Т.В.ШУТИКОВА
Темы: Налог на прибыль  Налог на имущество организаций  
- 07.06.2023 Шохин предложил доработать законопроект о налоге на сверхприбыль
- 07.06.2023 Минюст больше не имеет замечаний к введению налога на сверхприбыль
- 05.06.2023 КС РФ: компания-банкрот должна платить налог на прибыль с продажи своего имущества
- 26.05.2023 В Краснодарском крае отказались уменьшать налоги операторам горнолыжных трасс
- 24.04.2023 В Москве восемь спортивных объектов получат льготу по налогу на имущество
- 19.04.2023 Президент Байден раскрыл свою налоговую декларацию
- 02.02.2023 Верховный суд России решит, стоит ли считать офисными помещения для размещения персонала
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 27.07.2022 Минфин разработал несколько новаций для повышения эффективности налоговой системы
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 26.09.2022 Имеет ли бюджетное учреждение право принять к учету объекты в 2022 году по оценке, осуществленной в сентябре 2020 года, или нужно заказать новую оценку?
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами, учета затрат по ним.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как подтверждено создание формального документооборота, не доказана реальность осуществления хозяйственных операций со спорными контрагентами, налогоплательщиком создана схема ухода от налогообложения с целью незаконной минимиз
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штрафы ввиду получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, реальность хозяйственных отношений с ними не доказана, подтверждено выполнение работ по перевозке грузов силами налогоплательщика, установле
- 05.06.2023
Решением начислены
налог на прибыль организаций, налог на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранной организации, пени в связи с завышением расходов при закупке товаров иностранного производства.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговым органом подтверждено создание налогоплательщиком формального документооборота с участием "технических" компаний, не ведущих реальной экон
- 31.05.2023
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, пени, штрафы по причине реализации недвижимого имущества в адрес взаимозависимой организации с целью уклонения от уплаты налогов.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом и взаимозависимыми лицами схемы минимизации налогов, состоящей в том, что общество формально наделило при
- 29.05.2023
Обществу доначислен
налог на имущество в связи с неправомерным неисчислением и неуплатой в бюджет налога в отношении объекта недвижимости - гаража.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорный объект имеет вид объекта недвижимости - здание, назначение - нежилое, наименование объекта недвижимости - здание (автогараж), в связи с чем налог на имущество в отношении спорного объекта недвижимос
- 29.05.2023
Из-за непредставления
обществом, применяющим упрощенную систему налогообложения, декларации по налогу на имущество принято оспариваемое решение.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку центр, в котором расположены помещения общества, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, общество обязано было представить
- 08.06.2023 Письмо Минфина России от 11.05.2023 г. № 03-03-06/3/42616
- 05.06.2023 Письмо Минфина России от 24.04.2023 г. № 03-03-07/37230
- 05.06.2023 Письмо Минфина России от 24.04.2023 г. № 03-03-06/1/37180
- 06.06.2023 Письмо Минфина России от 10.05.2023 г. № 03-05-05-01/42066
- 06.06.2023 Письмо ФНС России от 17.05.2023 г. № БС-3-21/6707@
- 05.06.2023 Письмо Минфина России от 16.05.2023 г. № 03-05-05-01/44132
Комментарии