
Судебные дела / Постановления / Постановление арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2015 г. № Ф09-6695/15
Постановление арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2015 г. № Ф09-6695/15
На основании установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам о том, что, являясь коммерческой организацией, общество (Уралоптторг-жилье) оказывает услуги по договорам подряда для целей извлечения прибыли от предпринимательской деятельности и не ведет деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем у заявителя право на применение пониженного тарифа отсутствует. Суды сочли правомерным решение управления в обжалуемой части и отказали в удовлетворении заявленных требований.
20.10.2015Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12.10.2015 г. № Ф09-6695/15
Дело N А71-15426/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Василенко С.Н., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-жилье" (далее - общество "Уралоптторг-жилье", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.04.2015 по делу N А71-15426/2014 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Уралоптторг-жилье" - Желудова А.Г. (доверенность от 02.03.2015).
Общество "Уралоптторг-жилье обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - управление, заинтересованное лицо) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.12.2014 N 019/035/186-2014 (далее - решение управления).
Решением суда от 14.04.2015 (судья Коковихина Т.С.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение управления в части доначисления страховых взносов на сумму стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, соответствующих сумм пеней и штрафа признано недействительным. Управление обязано устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
"Постановлением" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уралоптторг-жилье" просит указанные судебные "акты" в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, направить дело в суд первой инстанции в ином судебном составе, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель жалобы указывает, что в проверяемом периоде общество "Уралоптторг-жилье" фактически осуществляло строительную деятельность, следовательно, правомерно применило пониженные страховые тарифы, установленные "п. 8 ч. 1 ст. 58" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Общество "Уралоптторг-жилье" полагает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела не дана надлежащая оценка доводам заявителя; а также дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные "акты" в обжалуемой части - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки страхователя по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 составлен акт от 11.11.2014 N 019/035/186-2014 и вынесено решение управления, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной "ч. 1 ст. 47" Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 672 320 руб. 56 коп., обществу "Уралоптторг-жилье" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 3 361 602 руб. 81 руб., пени в сумме 828 848 руб. 96 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы управления о том, что заявителем неправомерно занижена база для начисления страховых взносов в результате невключения в объект обложения стоимости приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение своих работников; о том, что заявитель необоснованно применял пониженный тариф страховых взносов на основании "подп. "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58" Закона N 212-ФЗ.
Посчитав, что указанное решение учреждения является незаконным, нарушают его права и законные интересы, общество "Уралоптторг-жилье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды частично удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что спорные выплаты (стоимость приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение своих работников) являются государственными пособиями и относятся к необлагаемым выплатам согласно "ст. 9" Закона N 212-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из отсутствия у общества "Уралоптторг-жилье" права на применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного "ч. 3.2", "3.4 ст. 58" Закона N 212-ФЗ.
Данные выводы судов основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В силу "ч. 1 ст. 198", "ст. 200", "201" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
"Статьей 58" Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного "ст. 58" Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в "ст. 58" Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Согласно "подп. "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58" Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским "классификатором" видов экономической деятельности) которых являются, в частности управление недвижимым имуществом.
Постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 N 454-ст принят и введен в действие ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) Общероссийской "классификатор" видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
В соответствии с указанным "постановлением" Госстандарта России группировка "70.32" "управление недвижимым имуществом" включает "управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка "70.32.1") и "управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка "70.32.2"), "деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка "70.32.1" "управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
При этом для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного "п. 8 ч. 1 ст. 58" Закона N 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
"Постановлением" от 27.09.2003 N 170 Госстроя Российской Федерации общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами определены Жилищным "кодексом" Российской Федерации.
В соответствии со "ст. 162" Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией с другой.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со "ст. 62" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно "ч. 9 ст. 161" Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В "части 2.3 ст. 161" Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются пределы ответственности управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации "Правил" содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, Жилищный "кодекс" Российской Федерации установил, что содержащийся в договоре управления многоквартирным домом перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ("п. 2 ч. 3 ст. 162" Жилищного кодекса Российской Федерации) должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями "ч. 1.1 ст. 161" Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с "п. 16" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с "ч. 5 ст. 161" и "ст. 162" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Работы и услуги, являющиеся предметом договора управления многоквартирным домом, выполняются управляющей организацией самостоятельно и/или с привлечением иных юридических лиц на основании договоров подряда.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация заказывает подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, но не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, управляющая организация - организация, осуществляющая управление многоквартирными домами как специализированную профессиональную деятельность, включающую в себя процесс подготовки, принятия и организации исполнения решений, направленных на обеспечение сохранности, надлежащего состояния общего имущества, пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации "70.32.1" "управление эксплуатацией жилого фонда".
Из материалов дела следует, что за периоды 2011 - 2013 гг. общество "Уралоптторг-жилье" представляло расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по "форме РСВ-1 ПФР", в которых указан вид деятельности с кодом "70.32.1" согласно ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
В ходе плановой выездной проверки заинтересованным лицом установлено несоответствие основного вида экономической деятельности общества "Уралоптторг-жилье" заявленному коду по ОКВЭД "70.32.1" "управление эксплуатацией жилого фонда".
Так представленные договоры подряда, заключенные заявителем с управляющими организациями на оказание услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, подтверждают, что общество "Уралоптторг-жилье" выступает подрядчиком у данных управляющих организаций и получает доходы по данным договорам подряда, не связанные с осуществлением вида деятельности "управление эксплуатацией жилого фонда".
Характер заключенных обществом "Уралоптторг-жилье" договоров подряда с управляющими организациями свидетельствует о том, что названное общество, выполняя условия договоров, не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по благоустройству и текущему содержанию многоквартирных, в том числе обязательства по содержанию, обеспечению сохранности, обслуживанию, эксплуатации, улучшению состояния конструктивных элементов и внешнего облика зданий многоквартирных домов, либо выступает в качестве подрядчика и принимает на себя обязательства по текущему ремонту объектов, по капитальному ремонту домов.
В данных договорах отсутствует информация о передаче обществу "Уралоптторг-жилье" правомочий по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, обществом "Уралоптторг-жилье" не представлено договоров управления многоквартирными домами, заключенных между данным обществом и собственниками жилых помещений.
Оценив доказательства, представленные обществом "Уралоптторг-жилье" и управлением в материалы дела, доводы и возражения сторон согласно требованиям "ст. 65", "71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие доказательств осуществления обществом "Уралоптторг-жилье" в спорном периоде деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами и того, что 70 процентов всех доходов названного общества составляют доходы от реализации услуг по управлению недвижимым имуществом, признали, что общество "Уралоптторг-жилье" не ведет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а фактически оказывает услуги по текущему содержанию и капитальному ремонту в многоквартирных жилых домах по договорам подряда с управляющими организациями.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам о том, что, являясь коммерческой организацией, общество "Уралоптторг-жилье" оказывает услуги по договорам подряда для целей извлечения прибыли от предпринимательской деятельности и не ведет деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем у заявителя право на применение пониженного тарифа отсутствует. Суды сочли правомерным решение управления в обжалуемой части и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу "ст. 286", "ч. 2 ст. 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу "ч. 4 ст. 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных "актов", судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные "акты" подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом "Уралоптторг-жилье" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании "подп. 1 п. 1 ст. 333.40" Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь "ст. 286", "287", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.04.2015 по делу N А71-15426/2014 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-жилье" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-жилье" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 29.07.2015.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном "ст. 291.1" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.АННЕНКОВА
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Ю.В.ВДОВИН
Темы: Облагаемые выплаты сотрудникам  Порядок уплаты страховых взносов  
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 10.07.2025
Определением включена
задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности.Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 08.04.2025 г. № 03-15-06/34681
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 30.05.2025 г. № 03-15-06/53905
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-15-06/48524
Комментарии