Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2013 г. № А82-12445/2012
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2013 г. № А82-12445/2012
В рамках налоговой проверки документы (информация) истребуются у контрагентов (иных лиц) налогоплательщика в порядке, установленном в п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Вне рамок проверки документы (информация) истребуются по п. 2 данной статьи относительно конкретной сделки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Таким образом, требование налогового органа о представлении документов должно содержать указание на конкретную сделку.
18.10.2013Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09.08.2013 г. № А82-12445/2012
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2013,
принятое судьей Розовой Н.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013,
принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
по делу N А82-12445/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесной ресурс"
(ИНН: 7603046664, ОГРН: 1107603001770)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
о признании недействительным решения от 17.08.2012 N 406
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лесной ресурс" (далее - ООО "Лесной ресурс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.08.2012 N 406.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статью 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению Инспекции, Общество правомерно привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 129.1 Кодекса. Требование налогового органа от 04.06.2012 N 705 по форме и содержанию соответствует действующему законодательству, направлено Обществу в целях проведения налоговой проверки его контрагента - индивидуального предпринимателя Волковой Марии Владимировны (далее - ИП Волкова М.В.), касается деятельности последнего и направлено на установление фактических отношений проверяемого налогоплательщика и Общества.
Подробно доводы налогового органа изложены в кассационной жалобе.
ООО "Лесной ресурс" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2011 года, представленной ИП Волковой М.В., Инспекция направила в адрес ООО "Лесной ресурс" (контрагент ИП Волковой М.В.) требование от 17.02.2012 N 244 о представлении документов по сделкам с предпринимателем.
Во исполнение указанного требования 14.03.2012 Общество представило в адрес Инспекции счета-фактуры и товарные накладные на отгрузку в четвертом квартале 2011 года в адрес покупателя ИП Волковой М.В. запасных частей к автомобилям, по которым ею были заявлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2011 года.
Указанные в счетах-фактурах от 07.11.2011 N 11/07-5, от 14.11.2011 N 11/14-6, от 23.11.2011 N 11/23-15, от 15.12.2011 N 12/15-8, от 19.12.2011 N 12/19-2, от 22.12.2011 N 12/22-4 запчасти к автомобилям были приобретены Обществом у поставщика - общества с ограниченной ответственностью "ОптЛесПром" (далее - ООО "ОптЛесПром").
Инспекция вынесла решение от 04.06.2012 N 8 о проведении в отношении ИП Волковой М.В. дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых было решено истребовать у ее контрагентов документы в порядке, установленном в статье 93.1 Кодекса.
Инспекция направила Обществу требование от 04.06.2012 N 705 о представлении документов, в котором указала, что в соответствии со статьей 93.1 Кодекса Обществу в течение 5 дней со дня получения данного требования необходимо представить заверенные копии документов, касающихся деятельности ООО "ОптЛесПром" в период с 01.01.2011 по 31.12.2011, а именно: счета-фактуры, договоры (контракты, соглашения), акты (иные документы), подтверждающие выполнение работ (оказание услуг), платежные поручения, журнал регистрации полученных счетов-фактур, расходные кассовые ордера, товарно-транспортные накладные.
Требование от 04.06.2012 N 705 получено Обществом 05.06.2012. Срок представления документов по данному требованию - не позднее 13.06.2012 с учетом выходных дней.
Директор Общества 06.06.2012 направил в Инспекцию ходатайство о продлении срока представления документов по требованию от 04.06.2012 N 705, указав, что предполагаемое количество листов копий истребованных документов составляет более 2000, причем представление такого количества копий документов совпало с представлением документов по требованиям от 21.05.2012 N 620 и от 30.05.2012 N 687.
Решением от 08.06.2012 N 09-18/2-06005 Инспекция отказала Обществу в продлении срока представления документов, при этом каких-либо причин отказа не привела.
Общество представило 20.06.2012 в Инспекцию по требованию от 04.06.2012 N 705 следующие документы: договоры поставки, журнал регистрации полученных счетов-фактур (за период с 01.01.2011 по 30.10.2011), счета-фактуры (за период с 01.05.2011 по 30.09.2011), счета-фактуры (за период с 01.10.2011 по 31.10.2011), товарные накладные (за период с 01.05.2011 по 30.09.2011), товарные накладные (за период с 01.10.2011 по 31.10.2011), товарно-транспортные накладные (за период с 01.05.2011 по 30.06.2011), товарно-транспортные накладные (за период с 01.07.2011 по 31.07.2011), транспортные накладные (за период с 01.08.2011 по 30.08.2011), транспортные накладные (за период с 01.09.2011 по 30.09.2011), товарно-транспортные накладные (за период с 01.01.2011 по 31.10.2011), товарно-транспортные накладные (за период с 01.11.2011 по 30.11.2011), платежные поручения (за период с 01.05.2011 по 31.12.2011), товарно-транспортные накладные (за период с 01.12.2011 по 31.12.2011).
Согласно описи было представлено 13 пачек документов, в которых пронумеровано, прошито и скреплено печатью 1502 листа.
Между тем Инспекция сделала вывод, что истребованные документы представлены Обществом не в полном объеме: отсутствуют счета-фактуры за период с 01.11.2011 по 31.12.2011, товарные накладные за период с 01.11.2011 по 31.12.2011, акты выполненных работ за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, договоры на поставку запасных частей к автомобилям.
В связи с непредставлением документов по указанному требованию Инспекция составила акт от 02.07.2012 N 383 и вынесла решение от 17.08.2012 N 406 о привлечении ООО "Лесной ресурс" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 129.1 Кодекса в виде штрафа в размере 20 000 рублей за повторное в течение календарного года неправомерное несообщение (несовременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса (часть 2 статьи 129.1 Кодекса была применена в связи с тем, что решением 11.04.2012 N 201 Общество уже привлекалось к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 129.1 Кодекса в виде штрафа в размере 5000 рублей за несвоевременное представление документов по требованию Инспекции от 17.02.2012 N 244).
Общество не согласилось с ненормативным актом Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 21, 93.1, 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что вопреки положениям статьи 93.1 Кодекса Инспекция истребовала документы, относящиеся к деятельности непроверяемого лица и не связанного с проверяемым лицом. Кроме того, документы истребованы в объеме всей деятельности Общества за 2011 год, а не по конкретным сделкам.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса, регламентирующим порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость в получении информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 Кодекса).
Из изложенного следует, что в рамках налоговой проверки документы (информация) истребуются у контрагентов (иных лиц) налогоплательщика в порядке, установленном в пункте 1 статьи 93.1 Кодекса. Вне рамок проверки документы (информация) истребуются по пункту 2 данной статьи относительно конкретной сделки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Таким образом требование налогового органа о представлении документов должно содержать указание на конкретную сделку.
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (пункт 5 статьи 93.1 Кодекса).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса (пункт 6 статьи 93.1 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в связи с проверкой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2011 года, представленной ИП Волковой М.В., у Общества были истребованы документы в объеме всей деятельности Общества за 2011 год; указание на представление документов по конкретным сделкам в требовании от 04.06.2012 N 705 отсутствует.
Суды исследовали представленные в дело доказательства и пришли к выводу о том, что документы, относящиеся к сделкам между Обществом и ООО "ОптЛесПром", неправомерно истребованы Инспекцией на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса.
Доводы Инспекции об обратном подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку доказательств, представленных в дело, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Истребованные документы не относятся к деятельности ИП Волковой М.В. и касаются деятельности Общества, в отношении которого налоговая проверка не проводилась.
Неисполнение Обществом требования о представлении документов, не относящихся к деятельности ИП Волковой М.В., не может являться основанием для привлечения лица к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Общество неправомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку заявители на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 по делу N А82-12445/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.БАЗИЛЕВА
Судьи
И.В.ЧИЖОВ
О.А.ШЕМЯКИНА
Темы: Камеральные проверки  Выездные проверки  
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу
- 28.01.2024
По результатам
камеральной налоговой проверки вынесено решение, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, обществу доначислен налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество неправомерно не удержало (и
- 19.12.2023
По результатам
камеральной проверки арбитражному управляющему доначислен НДФЛ, начислены пени и штраф в связи с завышением профессиональных налоговых вычетов ввиду включения в их состав расходов на оплату сотовой связи, проезда и проживания, обучения, обслуживания транспортного средства.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку не представлено доказательств того, что заявленные расходы были произ
- 07.04.2024
По итогам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС
- 31.03.2024
Заявитель считал,
что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз
- 13.03.2024
По мнению
общества, оспариваемое решение налогового органа о проведении проверки вынесено с нарушением норм действующего законодательства.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства превышения налоговым органом установленных законом сроков проведения выездной налоговой проверки, кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета на проведение
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
Комментарии