Новости / Налогообложение / Часть первая Налогового кодекса существенно изменится
Часть первая Налогового кодекса существенно изменится
Обещанная Президентом РФ В. Путиным либерализация налогового администрирования начала приобретать реальные очертания - уже появился проект закона, вносящий изменения в часть первую НК РФ. Однако, хотя полномочия налоговиков в части проведения проверок и истребования документов будут уменьшены, одновременно с этим предлагается усилить ответственность налогоплательщиков за ряд правонарушений. Текст поправок приводится по данным газеты «Коммерсантъ»
31.03.2005У налогоплательщиков вызывал немало вопросов порядок расчета сроков, установленных НК для осуществления того или иного действия. Как сообщает проектом предполагается, что "течение сроков, определенных днями", должно измеряться не календарными, а рабочими днями, а "если течение сроков, исчисляемых неделями, совпадает с нерабочими праздничными днями, то течение сроков продлевается на эти нерабочие праздничные дни".
Что касается собственно сроков, отведенных налоговикам и налогоплательщикам для совершения различных предусмотренных законодательством действий, то и их предлагается уточнить. Так, решение о бесспорном взыскании недоплаченного налога или пени с налогоплательщика должно приниматься исключительно "после истечения срока требования об уплате налога", при том что "срок исполнения требования должен составлять не менее десяти (рабочих) дней", тогда как сейчас подобное ограничение установлено подзаконным нормативным актом - приказом МНС от 02.04.2003 № БГ-3-29/159. Другой пример: если сейчас счета-фактуры, документы, подтверждающие право на использование налоговых вычетов и налоговых льгот, документы, подтверждающие уплату налога, пеней".
Упорядочены будут и выездные проверки. Конституционный Суд РФ предоставил налоговикам отличную возможность для затягивания проверок, указав, что в двухмесячный срок проведения проверки включается только время "фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика" (постановление КС от 16.07.2004 № 14-П). Иногда налоговые инспекторы пользуются другой лазейкой: если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, срок проверки может увеличиваться на месяц – на проверку "каждого филиала и представительства".
Оба эти условия затягивания проверок предлагается ликвидировать. Устанавливается, что выездная налоговая проверка организации, не имеющей или имеющей не более десяти обособленных подразделений, не может продолжаться больше двух месяцев, если же подразделений больше десяти, то налогоплательщика могут проверять в общей сложности не больше трех месяцев. И только в исключительных случаях – проведения инвентаризации имущества налогоплательщика в период проверки, проведения экспертиз и т. п.– проверка может затянуться до пяти месяцев.
Не решен окончательно вопрос о фактическом запрещении повторных налоговых проверок, на которые постоянно жалуются предприниматели. Предусмотрено несколько сценариев: либо повторные проверки будут проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа, а также по просьбе проверяемого, либо только по просьбе проверяемого или по решению суда. Судя по заявлению замминистра финансов Сергея Шаталова, Минфин склоняется к последнему варианту.
Еще одно новшество заключается в том, как расставлены приоритеты для налогоплательщиков при следовании различным разъяснениям налогового законодательства. Устанавливается, что при наличии расхождений в разъяснениях налоговых органов и Минфина налогоплательщик вправе руководствоваться разъяснениями Минфина.
Впрочем, в поправках содержатся и предложения отнюдь не либерального толка. Речь идет об ужесточении административной ответственности за нарушение налогового законодательства. В частности, непредставление налоговой декларации предлагается наказывать штрафом в размере не менее 200 руб. (сейчас 100 руб.), если же декларация задержалась более чем на 180 дней, минимальный штраф составит 400 руб. (сейчас минимальный штраф законом не установлен). Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 100 руб. (сейчас 50 руб.) за каждый непредставленный документ. А за умышленное "неудержание или неперечисление суммы налога, подлежащего удержанию налоговым агентом" будет полагаться штраф в размере "40% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению" (сейчас отдельной ответственности за подобные "умышленные" действия не существует, штраф независимо от наличия умысла составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению).
Штрафы предлагается в ряде случаев взыскивать в бесспорном порядке. Но не с физических лиц, с которых штрафы по-прежнему будут взыскиваться исключительно через суд. С юридических лиц без решения суда штрафы хотят списывать в случаях, если налогоплательщик в установленные сроки не обжаловал либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде решение налоговиков о наложении на него штрафных санкций. Впрочем, Министерство финансов пока предпочло дистанцироваться от этих новаций. В интервью газете Коммерсантъ Сергей Шаталов заявил, что предложения, предусматривающие введение бесспорного порядка взыскания штрафов, исходят не от Минфина, а от "рабочей группы при администрации президента", которая также принимает участие в подготовке поправок. Поправки в Налоговый кодекс готовятся также и в Госдуме.



