
Новости / Налогообложение / Часть первая Налогового кодекса существенно изменится
Часть первая Налогового кодекса существенно изменится
Обещанная Президентом РФ В. Путиным либерализация налогового администрирования начала приобретать реальные очертания - уже появился проект закона, вносящий изменения в часть первую НК РФ. Однако, хотя полномочия налоговиков в части проведения проверок и истребования документов будут уменьшены, одновременно с этим предлагается усилить ответственность налогоплательщиков за ряд правонарушений. Текст поправок приводится по данным газеты «Коммерсантъ»
31.03.2005У налогоплательщиков вызывал немало вопросов порядок расчета сроков, установленных НК для осуществления того или иного действия. Как сообщает проектом предполагается, что "течение сроков, определенных днями", должно измеряться не календарными, а рабочими днями, а "если течение сроков, исчисляемых неделями, совпадает с нерабочими праздничными днями, то течение сроков продлевается на эти нерабочие праздничные дни".
Что касается собственно сроков, отведенных налоговикам и налогоплательщикам для совершения различных предусмотренных законодательством действий, то и их предлагается уточнить. Так, решение о бесспорном взыскании недоплаченного налога или пени с налогоплательщика должно приниматься исключительно "после истечения срока требования об уплате налога", при том что "срок исполнения требования должен составлять не менее десяти (рабочих) дней", тогда как сейчас подобное ограничение установлено подзаконным нормативным актом - приказом МНС от 02.04.2003 № БГ-3-29/159. Другой пример: если сейчас счета-фактуры, документы, подтверждающие право на использование налоговых вычетов и налоговых льгот, документы, подтверждающие уплату налога, пеней".
Упорядочены будут и выездные проверки. Конституционный Суд РФ предоставил налоговикам отличную возможность для затягивания проверок, указав, что в двухмесячный срок проведения проверки включается только время "фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика" (постановление КС от 16.07.2004 № 14-П). Иногда налоговые инспекторы пользуются другой лазейкой: если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, срок проверки может увеличиваться на месяц – на проверку "каждого филиала и представительства".
Оба эти условия затягивания проверок предлагается ликвидировать. Устанавливается, что выездная налоговая проверка организации, не имеющей или имеющей не более десяти обособленных подразделений, не может продолжаться больше двух месяцев, если же подразделений больше десяти, то налогоплательщика могут проверять в общей сложности не больше трех месяцев. И только в исключительных случаях – проведения инвентаризации имущества налогоплательщика в период проверки, проведения экспертиз и т. п.– проверка может затянуться до пяти месяцев.
Не решен окончательно вопрос о фактическом запрещении повторных налоговых проверок, на которые постоянно жалуются предприниматели. Предусмотрено несколько сценариев: либо повторные проверки будут проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа, а также по просьбе проверяемого, либо только по просьбе проверяемого или по решению суда. Судя по заявлению замминистра финансов Сергея Шаталова, Минфин склоняется к последнему варианту.
Еще одно новшество заключается в том, как расставлены приоритеты для налогоплательщиков при следовании различным разъяснениям налогового законодательства. Устанавливается, что при наличии расхождений в разъяснениях налоговых органов и Минфина налогоплательщик вправе руководствоваться разъяснениями Минфина.
Впрочем, в поправках содержатся и предложения отнюдь не либерального толка. Речь идет об ужесточении административной ответственности за нарушение налогового законодательства. В частности, непредставление налоговой декларации предлагается наказывать штрафом в размере не менее 200 руб. (сейчас 100 руб.), если же декларация задержалась более чем на 180 дней, минимальный штраф составит 400 руб. (сейчас минимальный штраф законом не установлен). Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 100 руб. (сейчас 50 руб.) за каждый непредставленный документ. А за умышленное "неудержание или неперечисление суммы налога, подлежащего удержанию налоговым агентом" будет полагаться штраф в размере "40% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению" (сейчас отдельной ответственности за подобные "умышленные" действия не существует, штраф независимо от наличия умысла составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению).
Штрафы предлагается в ряде случаев взыскивать в бесспорном порядке. Но не с физических лиц, с которых штрафы по-прежнему будут взыскиваться исключительно через суд. С юридических лиц без решения суда штрафы хотят списывать в случаях, если налогоплательщик в установленные сроки не обжаловал либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде решение налоговиков о наложении на него штрафных санкций. Впрочем, Министерство финансов пока предпочло дистанцироваться от этих новаций. В интервью газете Коммерсантъ Сергей Шаталов заявил, что предложения, предусматривающие введение бесспорного порядка взыскания штрафов, исходят не от Минфина, а от "рабочей группы при администрации президента", которая также принимает участие в подготовке поправок. Поправки в Налоговый кодекс готовятся также и в Госдуме.
Темы: Налоговое право  Налоговые проверки  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 18.12.2024
Налоговый орган
сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 28.08.2024 Письмо Минфина России от 09.08.2024 г. № 03-02-08/74703
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
Комментарии