Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / "Инновационность российской экономики - уже не миф, но еще не данность"

"Инновационность российской экономики - уже не миф, но еще не данность"

Один за другим этой осенью случились сразу несколько инновационных форумов - в Томске, в Петербурге, в Москве. Участие в мероприятиях принимали влиятельные чиновники и бизнесмены, что прямо свидетельствует об одном - правительство всерьез задумалось о высоких технологиях. Словосочетание «инновационное развитие страны» стало таким же модным среди парламентариев, как прежде были - «укреплять вертикаль власти» и «бороться с коррупцией». Что ждет экономику и удастся ли навести мосты между властью, бизнесом и наукой?

21.10.2009
Бухгалтерия.ru
Автор: Ирина Пискун Московский бухгалтер

Для перехода отечественной экономики на инновационную основу остается мало времени, заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин:
-Инновационность российской экономики - уже не миф, но еще не данность. Существуют отдельные компании и отрасли - «островки», которые используют новейшие научные достижения и воплощают их в жизнь», - сказал Шохин, добавив, что на них и надо опираться, «намывая базу новой экономики».
    Ранее о необходимости применять высокие технологии для развития экономики говорил Дмитрий Медведев. Представленная на заседании Госсовета президентская «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», по сути, и является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Этим летом правительство решило приложить максимум усилий, для того чтобы достичь целей, намеченных стратегией. В июне и в июле текущего года, на заседаниях Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ (первое состоялось в компьютерной антивирусной Лаборатории Касперского, второе – в Федеральном ядерном центре «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» в Сарове) – были обозначены приоритеты инновационного развития российской экономики. Напомним, ими стали: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; технологии в сфере медицины и стратегические информационные технологии. Также в конце июля состоялось заседание Совета безопасности, посвященное производству суперкомпьютеров: в ближайшие годы на эти цели будет выделено несколько миллиардов рублей. Наконец вспомним о возвращении депутатов Госдумы из отпусков специально для того, чтобы принять президентский законопроект о создании малых инновационных предприятий при вузах. Все говорит о том, что заявление Александра Шохина: «Инновационность - это наша общая мечта, которую мы постепенно превращаем в реальность»,  - не просто слова.

Почему об инновационном развитии заговорили только сейчас?
Нынешний финансовый кризис - «сильный помощник» инновационному развитию, считает и глава госкорпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс. Во времена, когда индекс РТС рос на 100 процентов в год, никто не видел необходимости вкладывать средства в высокотехнологичные отрасли, напомнил он, зато сейчас даже государство осознали необходимость развития высоких технологий.
Аналогичное  мнение на  Российской инновационной недели в Санкт-Петербурге высказал директор проектного офиса «РОСНАНО» Михаил Чучкевич:
  - Акционеры мировых компаний обратили внимание на возможность делать бизнес с русскими. Поэтому у нас сегодня приличный пакет заявок из-за рубежа.
 В качестве примера глава проектного офиса «Роснано» привел сотрудничество группы ВТБ и венчурного фонда DFJ (Draper Fisher Jurvetson). При этом Михаил Чучкевич отметил, что для российских инновационных компаний опыт иностранных партнеров будет весьма полезен. В настоящий момент «РОСНАНО» утвердило финансирование 36 инновационных проектов с общим объемом финансирования более 90 млрд. руб. (доля «РОСНАНО» составляет порядка 53 млрд. руб.). До конца текущего года наблюдательный совет госкорпорации намерен утвердить еще не менее 15 проектов.

   Всерьез об использовании высоких технологий задумались и в Минэкономразвития. Чиновники ведомства решили  в 2010 году переориентировать программу по поддержке малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса в первую очередь инновационного. Эльвира Набиуллина, выступая на Инновационном форуме с международным участием, проходившем в Томске, заявила:
 - Наряду с развитием приоритетных технологических инициатив очень важно создать живую, активную среду для осуществления инноваций частным бизнесом - именно он умеет видеть прибыль там, где ее еще нет, и где ее не видят другие.
    По мнению министра, значительный импульс развитию инновационного предпринимательства придаст реализация принятого недавно закона о возможности создания бюджетными ВУЗами малых предприятий.
 Набиуллина отметила, что правительство намерено «поддерживать этот закон также деятельностью Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, чтобы научные и образовательные учреждения могли создавать вокруг себя целый пояс инновационных предприятий».
По данным Минэкономразвития, уже сейчас в России есть регионы, которые по уровню образовательного потенциала и возможностям для внедрения инновационных разработок существенно выше, чем другие регионах, - и этот опыт необходимо передавать, считают в министерстве.
В целом, по словам Эльвиры Набиуллиной, министерство планирует постепенно включать инновационные элементы в федеральные целевые программы, касающиеся не только высокотехнологичных сфер, но всех традиционных секторов экономики:
 - Необходимо, чтобы все инвестиционные деньги, которые мы выделяем из федерального бюджета, также бы стимулировали инновации и в традиционных секторах экономики.
Министр напомнила о том, что в настоящее время в бюджете уже существуют направления поддержки инноваций в высокотехнологичных сферах: федеральная целевая программа по космическим технологиям, авиатехнике, морской технике и программа по ГЛОНАСС, - и, по словам министра, эти статьи расходов практически не подвергались сокращению»:
-В целом, на такие программы идет около 250 миллиардов рублей - это четверть инвестиционной программы бюджета России.
Вместе с тем Минэкономразвития планирует постепенно включать инновационные элементы и в другие целевые программы, направленные на развитие транспорта, поддержку жилищного строительства, создание социальной инфраструктуры:
-Инновации могут быть в любой сфере экономики: в нефтехимии, на транспорте, в сельском хозяйстве. Инновационная экономика - это качество работы всех отраслей, и со временем мы будем создавать стимулы для продвижения инноваций по всем программам.

Нет историй успеха

На пленарном заседании Российской инновационной недели в Петербурге обсуждали три основных вопроса: «Инновация Россия: миф или реальность», «Рабочие места или инновации», «Инновации: модернизация старой индустрии или создание новой». По каждому из вопросов среди гостей в зале проходило электронное голосование. В итоге 64% высказались за создание новой индустрии; инновации как реальность, а не миф, оценивают 59%, а за рабочие места отдали свой голос 13% присутствующих на заседании.
Формулировка «миф или реальность», и 59% заставляют задуматься, что же мешает этому самому инновационному развитию экономики и приравнивает его к мифу? Депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарев считает, что об инновационном развитии вообще говорить пока рано:
-У нас до сих пор нет предпринимателей, создающих инновационные компании, нет высших учебных заведений, где бы учили коммерциализации научных идей и разработок, не ликвидирована пропасть между ВУЗами, наукой и производством. Соответственно, нет и историй успеха.

Стоп-фактор
По мнению  депутата Государственной Думы, председателя подкомитета по технологическому развитию Ильи Пономарева инновационное развитие России тормозят десять факторов:
•    Кадровый голод;
•    Сырьевая структура экономики;
•    Неблагоприятный деловой климат;
•    Сопротивление элит;
•    Отсутствующие или не работающие институты развития;
•    Неразвитая инфраструктура;
•    Имидж России на Западе;
•    Низкая конкурентоспособность страны на мировом рынке;
•    Коррупция
•    Не отвечающее потребностям инновационной экономики законодательств

Одной из главных проблем Илья Пономарев назвал отсутствие единого руководства модеризацией экономики и инновационным развитием. Из-за низкой результативности работы правительства в этой сфере и созданных институтов развития президент вынужден был создать специальную комиссию, по сути дублирующую функции кабинета министров, отмечает Пономарев, и называет простые причины неэффективной деятельности правительства:
- Внедрение инновационных технологий в сфере государственного управления грозит дестабилизацией сложившейся бюрократической системе, поскольку сделает прозрачной деятельность чиновников. И этому бюрократы отчаянно сопротивляются.
Немало проблем накопилось и в законодательстве, считает депутат Илья Пономарев:
 - Необходимо устранить нечеткость формулировок в ряде законов, оборачивающихся двойным толкованием, например, НДС для производителей программного обеспечения, защита персональных данных». С учетом появления и развития новых форм деятельности, прежде всего венчурной, в кратчайшие сроки требуется доработка Гражданского кодекса, законов о банкротстве, об акционерных обществах, а также внесение поправок в законы о связи, рекламе и СМИ. Для стимулирования инновационного малого и среднего бизнеса нужно внести изменения и в закон о госзакупках.
 Отдельно отметил Илья Пономарев несовершенство налоговой системы, которая стимулирует развитие не высокотехнологичных отраслей, а отраслей с низкой добавленной стоимостью:
 - Даже принятые законы налоговая служба трактует не в пользу инноваторов.
К тому же, как полагает парламентарий, «отсутствует внутренний спрос на инновационную продукцию, а госзаказ так и не стал инструментом поддержки инноваций».

Государство должно стать «бизнес-ангелом»

Барьеры на пути развития инновационной и высокотехнологичной экономики в России созданы самим  государством отмечает генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс:
-Абсолютное большинство существующих сегодня барьеров для инновационной экономики построено нашим родным государством - построено с любовью, надежно, прочно, начиная со СНИИПов, ГОСТов и СанПИНов, заканчивая нормативным регулированием для венчурных фондов.
При этом масштаб необходимых изменений в российском законодательстве, в структуре экономики для развития инноваций, по мнению Анатолия Чубайса, сопоставим с изменениями, которые произошли во времена возрождения частной собственности в России или реформы электроэнергетики. К примеру, напомнил он, еще в 1991 году в России действовала  уголовная статья за частное предпринимательство.

18 миллионов за один день
В первый же день работы Российской инновационной недели были подписаны два соглашения об инвестициях в старт-апы на общую сумму в 18 млн. рублей.
Компания «Поливал Россия» привлекла финансирование в 16,51 млн. рублей, которые выделит бизнес-ангел Игорь Белоусов, на реализацию проекта по производству высокотехнологичных защитных красок. Срок службы таких красок в 9 раз выше традиционных, потребители продукции – сферы городского и дорожного хозяйства, жилищно-коммунальный комплекс. Планируется, что объем продаж за первый год реализации проекта составит 75,5 млн. рублей.
Второй проект «АртЭксперт» – интернет-продажи современных изданий по культуре и копий раритетов, хранящихся в российских музеях и библиотеках, – привлек инвестиции для первого этапа в размере 1,5 млн. рублей. Общий объем инвестиций составит 21 млн. рублей, соглашение подписали инициатор проекта Анна Генералова и генеральный директор ООО «Бранко» Луиза Александрова. Срок окупаемости инвестиций – 5 кварталов.

Депутат Законодательного собрания Красноярского края, директор Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации Василий Моргун уверен, что без изменения законодательной базы и без дополнительных властных решений, инновационное развитие еще не скоро из мифа превратится в реальность: по мнению Василия Моргуна предприниматели в развитии инноваций вообще не заинтересованы:
-Бизнес, промышленность, производство, как правило, весьма инертны в этом отношении. Тому есть ряд причин. Первая состоит в том, что у некоторых предприятий и так есть в запасниках достаточно мощные инновационные решения, которые могут быть реализованы еще только через несколько лет. Примером могут служить ИТ-компании, которые, на сегодня обладают куда более мощными технологиями, нежели представлены
на рынке. А пока существующий товарный ряд пользуется спросом, выводить что-то новое бессмысленно. Далее, в основной своей массе инновации связаны с повышением
технологичности, энергоэффективности и экологичности, в чем предприятия также
не заинтересованы.
При этом, по мнению Ильи Пономарева, «государство не может заменить собой рыночную инфраструктуру». Его задача — сформировать благоприятные условия для инвестиционной среды внутри страны и обеспечить поддержку наших высоко технологичных компаний на мировом рынке:
-С одной стороны, недостаточным и очень дорогим у нас является доступ к ключевой инфраструктуре: офисам, телекоммуникациям, кредитам. С другой, — до сих пор нет ни практики офсетных сделок, ни агентств по экспорту. Так что российское государство — в отличие от других — скорее, помогает иностранным конкурентам, а не своим инноваторам.
В свою очередь предприниматели, инвестирующие в инновационные разработки (так называемые «бизнес-ангелы»), также убеждены в необходимости государственного управления инновационными разработками и предлагают повысить роль государства в поддержке высоких технологий: государство само должно стать таким «бизнес-ангелом», говорит член «Содружества бизнес-ангелов России» (СБАР) из Москвы:
- Начинать надо с возобновления фундаментальных исследований, реанимации НИИ как мозговых центров, обновления инфраструктуры. А это может только государство.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Экономика
  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.

  • 06.08.2013  

    При наличии вины обоих участников ДТП страховое возмещение выплачивается в равных долях.


Вся судебная практика по этой теме »

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика

Все законодательство по этой теме »

Малый бизнес
Все законодательство по этой теме »