Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / ПФР на страже страховых выплат

ПФР на страже страховых выплат

Мало кто из бухгалтеров не в курсе, что именно и как проверяют пришедшие в компанию налоговые инспекторы: дело это хоть и недобровольное, но уж точно нередкое. А вот сотрудники Пенсионного фонда России, очутившиеся на пороге компании, могут сбить с толку, особенно новичков. О том, по каким причинам могут пожаловать такие ревизоры, а также что входит в их компетенцию, вы узнаете из этой статьи

07.05.2009
«Московский бухгалтер»
Автор: Артем Жук-Жученко

Повод для ревизии

Важно помнить, что у ПФР есть все полномочия на то, чтобы вынудить организацию, на вполне законных основаниях, заплатить штраф или пени, а при необходимости и поспорить с ней в суде. Привести к таким последствиям могут результаты выездной проверки, проведенной инспекторами ПФР. Многие бухгалтеры задаются вопросом, что именно может спровоцировать ревизоров посетить компанию. Во-первых - непредставление в срок сведений о работниках, во-вторых - неуплата страховых взносов в ПФР. В соответствии со статьей 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи (работода-тели) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Кроме этого, за работодателем закрепляется обязанность представлять в территориальные органы ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Два этих обстоятельства связаны между собой. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отчетность об уплате страховых взносов и индивидуальные сведения о работниках сдаются один раз в год не позднее 1 марта.

Данные, которые направляются в ПФР, необходимо заранее сверить с суммами страховых выплат, перечисленными на счет фонда. Эти сведения необходимы для того, чтобы сотрудники ПФР смогли проверить правильность начисления денежных средств. В процессе такой ревизии и выявляются ошибки, допущенные компанией. Иногда виной таких оплошностей являются сами инспекторы, что, безусловно, можно доказать.

По словам специалиста по подготовке отчетности для ПФР из фирмы «т. Советов» Сергея Краскова, в его практике довольно часто возникают недочеты при сдаче индивидуальных сведений:

- Самая распространенная ошибка при сдаче Персонифицированного учета - это расхождение платежей, то есть когда платежи, отправленные страхователями, не доходят до Пенсионного фонда. Как правило, такое случается из-за ошибок в КБК или статусе плательщика. Также работодатели довольно часто принимают работников, забывая оформить или спросить наличие у них страхового свидетельства. Многие пенсионные фонды не принимают весь отчет, если нет страхового свидетельства хотя бы у одного сотрудника.

Как отмечает юрист из ассоциации «Юристы за трудовые права» Анна Гвоздицких, территориальные отделения ПФР нередко отказывают гражданам в назначении пенсии или пенсия назначается в меньшем размере:

- Принимая подобные решения, ПФР в качестве аргументов приводит следующие обстоятельства: недостаточен страховой стаж ввиду того, что у работника на индивидуальном лицевом счете отсутствуют данные о перечисленных страховых взносах, то есть стоят «нули». Такое может произойти в двух случаях: если работодатель вообще не выплачивает за работника страховые взносы на обязательное пенсионное страхование либо если взносы уплачиваются, но работодатель не выполняет свою другую обязанность - не представляет своевременно сведения в ПФР в соответствии с законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Однако в связи с кризисом и массовыми увольнениями, как отмечает член Палаты налоговых консультантов России Светлана Рулева, «возможно увеличение количества людей, которым трудовая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Совместная работа

В связи с тем, что работодатели порой забывают о своих страховых обязательствах, в прошлом году налоговые органы совместно с ПФР пришли к решению о более тесном взаимодействии друг с другом и тщательном контроле страховых поступлений. Специалисты отмечают, что за последние три года задолженность по страховым выплатам достигла 77,3 миллиарда рублей. В результате и налоговики, и пенсионщики стали интенсивнее проверять организации.

Взаимодействие между двумя органами происходит на основании Порядка, который был утвержден совместным распоряжением ПФР и ФНС России от 28 декабря 2006 г. № 282р/231. Согласно пункту 3 статьи 3 данного документа по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов налогоплательщику.

В материалах, которые получает ПФР из налоговой, содержатся данные о том, как организация делала страховые исчисления. Если инспекторы выявят здесь нарушения, ПФР может подать в суд на компанию. Впрочем, организация также может обратиться в суд, если, по ее мнению, ПФР неоправданно списал денежные средства с ее текущего счета.

Права проверяющих

Сотрудник контрольно-ревизионного управления ПФР во время проверки имеет следующие полномочия:

  • Требовать представления документов, справок и сведений по вопросам, возникшим в ходе проверок.
  • Требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании.
  • Требовать представления страхователями дополнительных сведений.
  • Получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая сведения, составляющие налоговую тайну.
  • Составлять акт документальной проверки.
  • Провдить корректировку индивидуальных сведений, представленных страхователями, и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет.

Важные моменты

Несмотря на то, что ПФР не обладает всеми полномочиями налоговых служб, ведомство вправе проводить выездные проверки и подвергать анализу документацию компаний. Как правило, такая проверка проходит в несколько этапов. На первом этапе ревизии инспекторы проверяют наличие страховых свидетельств у работников. Для этого у ответственного лица попросят предъявить штатное расписание, списки внештатных работников и работников, нанятых по гражданско-правовым договорам, приказы о приеме на работу и увольнении, а также трудовые и гражданско-правовые договоры с работниками. После того как все эти документы будут подвергнуты тщательному изучению, проверяющие примутся за сведения о выплатах, начисленных застрахованным работникам. К таким сведениям относятся, например, расчетные ведомости, лицевые счета и другие бухгалтерские документы, которые проливают свет на то, как начислялась заработная плата работникам. И, наконец, на последней стадии документальной проверки инспекторами будут рассмотрены данные о трудовом стаже работников. Для этого понадобятся личные карточки сотрудников, трудовые книжки, табели учета рабочего времени и зарплаты, приказы об отпусках, справки о простоях, акты приема-сдачи работ и услуг (по гражданско-правовым договорам), документы, подтверждающие дополнительные показатели занятости во вредных условиях труда. Как можно заметить, работы у инспекторов ПФР хоть отбавляй, поэтому проверка может затянуться на долгий срок, но она не может длиться больше трех месяцев. Финальным аккордом сего действа является акт, который составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем проверяемой организации, главным бухгалтером и представителем ПФР.

Если в результате ревизии обнаружатся несущественные ошибки в документах, организации грозит лишь их исправление в течение двух недель. Однако если нарушения окажутся серьезными, фирме придется заплатить штраф, размер которого зависит от характера и «тяжести» нарушения. Например, полная или частичная неуплата страховых взносов влечет за собой штраф в размере от 20 до 40 процентов от суммы, которая подлежит уплате.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
  • 31.03.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

    Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

  • 24.03.2024  

    Общество не представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
  • 13.03.2024  

    По результатам проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог

  • 12.11.2023  

    Оспариваемым решением налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с

  • 27.09.2023  

    Общество указывало на то, что должностные лица налогового органа при проведении налоговой проверки предоставили неполные банковские выписки. Жалоба на данные действия (бездействие) вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что сделанный по результатам проверки вывод о совершении обществом налогового правонарушения


Вся судебная практика по этой теме »