Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговый анализ расходов на рекламу

Налоговый анализ расходов на рекламу

Очевидно, что рекламные бюджеты, которые могут себе позволить компании в период кризиса, уже не столь велики. Однако сводить их к нулю даже при снижении покупательской способности граждан, по меньшей мере, недальновидно — вряд ли это позволит бизнесу удержаться на плаву. Вместе с тем, принимая решение, какие рекламные расходы стоит «резать», а какие оставить, необходимо учитывать и особенности их налогообложения

10.04.2009
Федеральное Агентство Финансовой Информации
Автор: С. Лисицына, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Что такое реклама «и с чем ее едят»?

Под рекламой следует понимать информацию, которая может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Главное, чтобы она была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение дано в статье 3 Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).

В то же время, как и любое другое правило, это тоже имеет свои исключения. К примеру, рекламой не признаются:

  • сведения, которые продавец должен сообщать потребителю согласно требованиям Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
  • упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Кроме того, не удастся отнести к рекламным расходам и затраты на создание интернет-сайта, поскольку данный объект отнесен Законом № 38-ФЗ к телекоммуникационным сетям (п. 2 ст. 28 Закона № 38-ФЗ). Такие издержки нужно квалифицировать либо как затраты на создание программы, которые учитываются в составе прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, письмо УФНС по г. Москве от 17 января 2007 г. № 20-12/004121); либо, если интернет-сайт соответствует признакам нематериального актива, их нужно списывать путем начисления амортизации (п. 3 ст. 257 НК).

А вот расходы на размещение собственной рекламы на чужом сайте вполне могут быть признаны рекламными. Об этом столичные налоговики говорили еще в письме УФНС по г. Москве от 16 марта 2006 года № 18-11/3/20842.

Не могут расцениваться как рекламные расходы и затраты на изготовление почтовых конвертов, предназначенных для ведения деловой переписки с партнерами и содержащих информацию рекламного характера. Кроме того, не включается в их состав стоимость изготовления визиток для сотрудников, на которых изображен логотип организации. Представители главного финансового ведомства считают, что подобная информация не соответствует понятию «реклама», так как предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина от 29 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/801).

Уменьшаем прибыль: по факту или нормативу?

Налоговое законодательство предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право включать в состав прочих расходов затраты на рекламу производимых или реализуемых товаров, деятельности налогоплательщика, его товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК).

Все рекламные расходы, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль, делятся на нормируемые и ненормируемые.

Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. К ним относятся расходы (п. 4 ст. 264 НК):

  • на рекламные мероприятия через СМИ, в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению;
  • на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети, в том числе на размещение рекламы в Интернете;
  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
  • на уценку товаров, полностью или частично потерявших первоначальные качества при экспонировании.

Приведенный выше перечень является закрытым, а все остальные расходы на рекламу считаются нормируемыми. Они учитываются при расчете налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. В частности, в пределах норм уменьшают налогооблагаемую прибыль расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний. Об этом недавно напомнили представители Минфина в письме от 3 февраля 2009 года № 03-03-06/2/14.

Отметим также, что финансисты настаивают на применении для расчета указанного норматива суммы выручки без учета НДС и акцизов (письмо Минфина от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310).

Откуда взялся НДФЛ?

Нередко при проведении рекламных кампаний организуются лотереи, разыгрываются призы или просто раздаются подарки и сувениры. В этом случае фирма-рекламодатель может стать налоговым агентом по НДФЛ.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса все организации и предприниматели, от которых физическое лицо получило доход в денежной или натуральной форме, должны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.

В случае с подарками и призами исключение будут составлять те презенты, стоимость которых не превышает 4000 рублей. Такие «малоценные» сувениры рассматриваемым налогом не облагаются (п. 28 ст. 217 НК). А вот если суммарная стоимость всех призов, полученных конкретным лицом от фирмы за год, окажется больше указанной величины, то компания-рекламодатель вынуждена будет удержать с суммы превышения налог по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). При этом у организации-дарителя возникает необходимость ведения персонифицированного учета всех физических лиц, получивших от нее подарки (письмо Минфина от 1 сентября 2006 г. № 03-05-01-04/255).

Причем «необлагаемый лимит» стоимости подарка, равный 4000 рублей, действует и в отношении стимулирующих лотерей, которые являются рекламными мероприятиями. К такому выводу пришли сотрудники Минфина в письме от 29 августа 2006 года № 03-05-01-04/253.

«Подарочный» НДС

Предположим, организация в рекламных целях осуществляет безвозмездную передачу потенциальным потребителям каталогов, сувениров или самих товаров. Такая операция подлежит обложению «добавленным» налогом (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК, письмо Минфина от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205).

Здесь не следует забывать об одном очень важном нюансе. Если стоимость единицы передаваемого товара не превышает 100 рублей, НДС начислять не нужно (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК). При цене подарка выше указанной величины налог уплатить все же придется. При этом базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров (п. 2 ст. 154 НК, письмо Минфина от 14 апреля 2008 г. № 03-07-11/144).

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Налог на прибыль
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Налог на прибыль
Все статьи по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все статьи по этой теме »

НДС
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы по налогам.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку поздние получение документов либо государственная регистрация права на объекты налогообложения, зависящие от воли общества, не являются основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.

  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с установлением в ходе проверки обстоятельств нереальности сделок с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом документы носят формальный характер и не подтверждают реальность выполнения субподрядных работ и поставку товарно-материальных ценностей; умышленное искажение сведений о фак

  • 07.04.2024  

    Налоговый орган пришел к выводу, что представленные обществом документы не подтверждают реальность хозяйственных операций (пропуск трафика и оказание услуг по пропуску трафика) между обществом и контрагентами, которые не имели возможности исполнить обязательства, предусмотренные договорами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку приговором подтвержден факт умышленных и согласованных действи


Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.

  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку договор между обществом и контрагентом не противоречит законодательству об оказании услуг и фактически представляет собой договор абонентского обслуживания, таким образом, равные платежи с одинаковой периодичностью соответствуют гражданско-правовому законодательству.

  • 07.04.2024  

    Налоговым органом принято решение о доначислении НДС, налога на прибыль в связи с выводом о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами, а также доначислении НДФЛ и страховых взносов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства реальности хозяйственных операций с контрагентами, надлежащего исполнения обязательств по


Вся судебная практика по этой теме »