
Аналитика / Налогообложение / Налоговый анализ расходов на рекламу
Налоговый анализ расходов на рекламу
Очевидно, что рекламные бюджеты, которые могут себе позволить компании в период кризиса, уже не столь велики. Однако сводить их к нулю даже при снижении покупательской способности граждан, по меньшей мере, недальновидно — вряд ли это позволит бизнесу удержаться на плаву. Вместе с тем, принимая решение, какие рекламные расходы стоит «резать», а какие оставить, необходимо учитывать и особенности их налогообложения
10.04.2009Федеральное Агентство Финансовой ИнформацииЧто такое реклама «и с чем ее едят»?
Под рекламой следует понимать информацию, которая может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Главное, чтобы она была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение дано в статье 3 Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).
В то же время, как и любое другое правило, это тоже имеет свои исключения. К примеру, рекламой не признаются:
- сведения, которые продавец должен сообщать потребителю согласно требованиям Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Кроме того, не удастся отнести к рекламным расходам и затраты на создание интернет-сайта, поскольку данный объект отнесен Законом № 38-ФЗ к телекоммуникационным сетям (п. 2 ст. 28 Закона № 38-ФЗ). Такие издержки нужно квалифицировать либо как затраты на создание программы, которые учитываются в составе прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, письмо УФНС по г. Москве от 17 января 2007 г. № 20-12/004121); либо, если интернет-сайт соответствует признакам нематериального актива, их нужно списывать путем начисления амортизации (п. 3 ст. 257 НК).
А вот расходы на размещение собственной рекламы на чужом сайте вполне могут быть признаны рекламными. Об этом столичные налоговики говорили еще в письме УФНС по г. Москве от 16 марта 2006 года № 18-11/3/20842.
Не могут расцениваться как рекламные расходы и затраты на изготовление почтовых конвертов, предназначенных для ведения деловой переписки с партнерами и содержащих информацию рекламного характера. Кроме того, не включается в их состав стоимость изготовления визиток для сотрудников, на которых изображен логотип организации. Представители главного финансового ведомства считают, что подобная информация не соответствует понятию «реклама», так как предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина от 29 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/801).
Уменьшаем прибыль: по факту или нормативу?
Налоговое законодательство предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право включать в состав прочих расходов затраты на рекламу производимых или реализуемых товаров, деятельности налогоплательщика, его товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК).
Все рекламные расходы, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль, делятся на нормируемые и ненормируемые.
Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. К ним относятся расходы (п. 4 ст. 264 НК):
- на рекламные мероприятия через СМИ, в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению;
- на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети, в том числе на размещение рекламы в Интернете;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
- на уценку товаров, полностью или частично потерявших первоначальные качества при экспонировании.
Приведенный выше перечень является закрытым, а все остальные расходы на рекламу считаются нормируемыми. Они учитываются при расчете налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. В частности, в пределах норм уменьшают налогооблагаемую прибыль расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний. Об этом недавно напомнили представители Минфина в письме от 3 февраля 2009 года № 03-03-06/2/14.
Отметим также, что финансисты настаивают на применении для расчета указанного норматива суммы выручки без учета НДС и акцизов (письмо Минфина от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310).
Откуда взялся НДФЛ?
Нередко при проведении рекламных кампаний организуются лотереи, разыгрываются призы или просто раздаются подарки и сувениры. В этом случае фирма-рекламодатель может стать налоговым агентом по НДФЛ.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса все организации и предприниматели, от которых физическое лицо получило доход в денежной или натуральной форме, должны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.
В случае с подарками и призами исключение будут составлять те презенты, стоимость которых не превышает 4000 рублей. Такие «малоценные» сувениры рассматриваемым налогом не облагаются (п. 28 ст. 217 НК). А вот если суммарная стоимость всех призов, полученных конкретным лицом от фирмы за год, окажется больше указанной величины, то компания-рекламодатель вынуждена будет удержать с суммы превышения налог по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). При этом у организации-дарителя возникает необходимость ведения персонифицированного учета всех физических лиц, получивших от нее подарки (письмо Минфина от 1 сентября 2006 г. № 03-05-01-04/255).
Причем «необлагаемый лимит» стоимости подарка, равный 4000 рублей, действует и в отношении стимулирующих лотерей, которые являются рекламными мероприятиями. К такому выводу пришли сотрудники Минфина в письме от 29 августа 2006 года № 03-05-01-04/253.
«Подарочный» НДС
Предположим, организация в рекламных целях осуществляет безвозмездную передачу потенциальным потребителям каталогов, сувениров или самих товаров. Такая операция подлежит обложению «добавленным» налогом (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК, письмо Минфина от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205).
Здесь не следует забывать об одном очень важном нюансе. Если стоимость единицы передаваемого товара не превышает 100 рублей, НДС начислять не нужно (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК). При цене подарка выше указанной величины налог уплатить все же придется. При этом базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров (п. 2 ст. 154 НК, письмо Минфина от 14 апреля 2008 г. № 03-07-11/144).
Темы: НДС  Налог на прибыль  НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 09.06.2025 Разъяснено, когда обеспечительный платеж облагается налогом на прибыль
- 26.05.2025 Минфин: в 2025 году запрещено учитывать старые расходы для уменьшения прибыли
- 20.05.2025 Минфин запретил уменьшать прибыль за прошлые периоды при новой ставке налога
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 04.06.2025 Налог за 2024 год нужно уплатить до 15 июля — напомнили в УФНС
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 04.06.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени ввиду создания формального документооборота и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям по приобретению полипропилена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сделки с контрагентами, обладающими признаками номинальных структур, не сопровождались реальным приобретением товара.
- 28.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штрафы, указав на занижение обществом налоговой базы по налогу на прибыль и применение вычетов по НДС по сделкам с контрагентами, которые не имели возможности выполнения поставок продукции в связи с отсутствием необходимых трудовых и материальных ресурсов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный до
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искусственного дробления бизнеса и неполного отражения выручки от сдачи в аренду собственного имущества и имущества подконтрольных посредников.Итог: требование удовлетворено, поскольку фиктивность арендных отношений между налогоплательщиком (собственником здания) и оптовыми арендаторами торговых мест на крытом рынке не подтверждена, координа
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/2/36720
- 10.06.2025 Письмо Минфина России от 28.04.2025 г. № 03-03-07/42786
- 05.06.2025 Письмо Минфина России от 31.03.2025 г. № 03-03-06/1/31503
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23976
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-06/76100
- 09.06.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23410
Комментарии