
Аналитика / Налогообложение / Налоговый анализ расходов на рекламу
Налоговый анализ расходов на рекламу
Очевидно, что рекламные бюджеты, которые могут себе позволить компании в период кризиса, уже не столь велики. Однако сводить их к нулю даже при снижении покупательской способности граждан, по меньшей мере, недальновидно — вряд ли это позволит бизнесу удержаться на плаву. Вместе с тем, принимая решение, какие рекламные расходы стоит «резать», а какие оставить, необходимо учитывать и особенности их налогообложения
10.04.2009Федеральное Агентство Финансовой ИнформацииЧто такое реклама «и с чем ее едят»?
Под рекламой следует понимать информацию, которая может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Главное, чтобы она была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение дано в статье 3 Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).
В то же время, как и любое другое правило, это тоже имеет свои исключения. К примеру, рекламой не признаются:
- сведения, которые продавец должен сообщать потребителю согласно требованиям Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Кроме того, не удастся отнести к рекламным расходам и затраты на создание интернет-сайта, поскольку данный объект отнесен Законом № 38-ФЗ к телекоммуникационным сетям (п. 2 ст. 28 Закона № 38-ФЗ). Такие издержки нужно квалифицировать либо как затраты на создание программы, которые учитываются в составе прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, письмо УФНС по г. Москве от 17 января 2007 г. № 20-12/004121); либо, если интернет-сайт соответствует признакам нематериального актива, их нужно списывать путем начисления амортизации (п. 3 ст. 257 НК).
А вот расходы на размещение собственной рекламы на чужом сайте вполне могут быть признаны рекламными. Об этом столичные налоговики говорили еще в письме УФНС по г. Москве от 16 марта 2006 года № 18-11/3/20842.
Не могут расцениваться как рекламные расходы и затраты на изготовление почтовых конвертов, предназначенных для ведения деловой переписки с партнерами и содержащих информацию рекламного характера. Кроме того, не включается в их состав стоимость изготовления визиток для сотрудников, на которых изображен логотип организации. Представители главного финансового ведомства считают, что подобная информация не соответствует понятию «реклама», так как предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина от 29 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/801).
Уменьшаем прибыль: по факту или нормативу?
Налоговое законодательство предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право включать в состав прочих расходов затраты на рекламу производимых или реализуемых товаров, деятельности налогоплательщика, его товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК).
Все рекламные расходы, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль, делятся на нормируемые и ненормируемые.
Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. К ним относятся расходы (п. 4 ст. 264 НК):
- на рекламные мероприятия через СМИ, в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению;
- на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети, в том числе на размещение рекламы в Интернете;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
- на уценку товаров, полностью или частично потерявших первоначальные качества при экспонировании.
Приведенный выше перечень является закрытым, а все остальные расходы на рекламу считаются нормируемыми. Они учитываются при расчете налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. В частности, в пределах норм уменьшают налогооблагаемую прибыль расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний. Об этом недавно напомнили представители Минфина в письме от 3 февраля 2009 года № 03-03-06/2/14.
Отметим также, что финансисты настаивают на применении для расчета указанного норматива суммы выручки без учета НДС и акцизов (письмо Минфина от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310).
Откуда взялся НДФЛ?
Нередко при проведении рекламных кампаний организуются лотереи, разыгрываются призы или просто раздаются подарки и сувениры. В этом случае фирма-рекламодатель может стать налоговым агентом по НДФЛ.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса все организации и предприниматели, от которых физическое лицо получило доход в денежной или натуральной форме, должны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.
В случае с подарками и призами исключение будут составлять те презенты, стоимость которых не превышает 4000 рублей. Такие «малоценные» сувениры рассматриваемым налогом не облагаются (п. 28 ст. 217 НК). А вот если суммарная стоимость всех призов, полученных конкретным лицом от фирмы за год, окажется больше указанной величины, то компания-рекламодатель вынуждена будет удержать с суммы превышения налог по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). При этом у организации-дарителя возникает необходимость ведения персонифицированного учета всех физических лиц, получивших от нее подарки (письмо Минфина от 1 сентября 2006 г. № 03-05-01-04/255).
Причем «необлагаемый лимит» стоимости подарка, равный 4000 рублей, действует и в отношении стимулирующих лотерей, которые являются рекламными мероприятиями. К такому выводу пришли сотрудники Минфина в письме от 29 августа 2006 года № 03-05-01-04/253.
«Подарочный» НДС
Предположим, организация в рекламных целях осуществляет безвозмездную передачу потенциальным потребителям каталогов, сувениров или самих товаров. Такая операция подлежит обложению «добавленным» налогом (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК, письмо Минфина от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205).
Здесь не следует забывать об одном очень важном нюансе. Если стоимость единицы передаваемого товара не превышает 100 рублей, НДС начислять не нужно (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК). При цене подарка выше указанной величины налог уплатить все же придется. При этом базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров (п. 2 ст. 154 НК, письмо Минфина от 14 апреля 2008 г. № 03-07-11/144).
Темы: НДС  Налог на прибыль  НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  
- 07.10.2025 В Конституционном суде обсудили совершенствование практики взимания НДС с ИТ-компаний
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 24.09.2025 Минфин: расходы на использование электромобиля не уменьшают налог на прибыль
- 24.09.2025 Эксперт: налоги на букмекеров увеличат доходы бюджета на 70 млрд рублей
- 18.09.2025 В России хотят ввести разовый налог на сверхприбыль банков
- 10.10.2025 Минфин не намерен пересматривать прогрессивную шкалу НДФЛ
- 30.09.2025 Малообеспеченные семьи с одним ребенком смогут вернуть часть НДФЛ
- 29.09.2025 Семьям с детьми вернут часть подоходного налога: Минтруд выделит 119 млрд рублей в 2026 году
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 23.09.2025 Россиянам начислили налог на вклады: кому придется платить и по каким ставкам
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 07.10.2025
Налоговым органом
проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн - 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии в виде завышения вычетов по НДС.
- 07.10.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с применением схемы минимизации налоговых обязанностей путем создания в проверяемых периодах формального документооборота с поставщиками и иными контрагентами, не исполнявшими обязанностей по сделкам, учтенным обществом в целях налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты использованы обществ
- 07.10.2025
По результатам
камеральной проверки обществу доначислены налог на прибыль и штраф в связи с занижением доходов от реализации нежилого здания.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены факты, свидетельствующие о занижении обществом налоговой базы в результате искажения фактов финансово-хозяйственной деятельности.
- 07.10.2025
Налоговый орган
привлек общество к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное неудержание и неперечисление суммы налога на прибыль организаций с дохода, выплаченного иностранной организации в виде штрафа, доначислил налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.Итог: требование удовлетворено, поскол
- 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость, также начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт умышленного создания обществом формального документооборота с целью получения налоговой экономии подтвержден.
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
невключение в налогооблагаемую базу полученных предпринимателем доходов от продажи имущественных прав и недвижимого имущества, ошибочное начисление на спорные суммы НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности, реализация объектов недвижимости носила системный характер, использование квартир в личн
- 01.10.2025
Налоговый орган
доначислил НДФЛ, страховые взносы и штраф, указав на неправомерное неперечисление обществом налога и сумм страховых взносов с дохода, выплаченного физическим лицам, которые осуществляли для общества трудовые функции путем работы вахтовым методом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, формальное за
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате формального заключения с взаимозависимыми организациями сделок по поставке товаров и приобретению недвижимого имущества.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций первичными документами не подтверждена, создание формального документооборота направлено на получение необоснованной налоговой выг
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-04-05/44632
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-04-05/33661
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/44880
Комментарии