
Аналитика / Налогообложение / Налоговый анализ расходов на рекламу
Налоговый анализ расходов на рекламу
Очевидно, что рекламные бюджеты, которые могут себе позволить компании в период кризиса, уже не столь велики. Однако сводить их к нулю даже при снижении покупательской способности граждан, по меньшей мере, недальновидно — вряд ли это позволит бизнесу удержаться на плаву. Вместе с тем, принимая решение, какие рекламные расходы стоит «резать», а какие оставить, необходимо учитывать и особенности их налогообложения
10.04.2009Федеральное Агентство Финансовой ИнформацииЧто такое реклама «и с чем ее едят»?
Под рекламой следует понимать информацию, которая может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Главное, чтобы она была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение дано в статье 3 Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).
В то же время, как и любое другое правило, это тоже имеет свои исключения. К примеру, рекламой не признаются:
- сведения, которые продавец должен сообщать потребителю согласно требованиям Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Кроме того, не удастся отнести к рекламным расходам и затраты на создание интернет-сайта, поскольку данный объект отнесен Законом № 38-ФЗ к телекоммуникационным сетям (п. 2 ст. 28 Закона № 38-ФЗ). Такие издержки нужно квалифицировать либо как затраты на создание программы, которые учитываются в составе прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, письмо УФНС по г. Москве от 17 января 2007 г. № 20-12/004121); либо, если интернет-сайт соответствует признакам нематериального актива, их нужно списывать путем начисления амортизации (п. 3 ст. 257 НК).
А вот расходы на размещение собственной рекламы на чужом сайте вполне могут быть признаны рекламными. Об этом столичные налоговики говорили еще в письме УФНС по г. Москве от 16 марта 2006 года № 18-11/3/20842.
Не могут расцениваться как рекламные расходы и затраты на изготовление почтовых конвертов, предназначенных для ведения деловой переписки с партнерами и содержащих информацию рекламного характера. Кроме того, не включается в их состав стоимость изготовления визиток для сотрудников, на которых изображен логотип организации. Представители главного финансового ведомства считают, что подобная информация не соответствует понятию «реклама», так как предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина от 29 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/801).
Уменьшаем прибыль: по факту или нормативу?
Налоговое законодательство предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право включать в состав прочих расходов затраты на рекламу производимых или реализуемых товаров, деятельности налогоплательщика, его товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК).
Все рекламные расходы, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль, делятся на нормируемые и ненормируемые.
Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. К ним относятся расходы (п. 4 ст. 264 НК):
- на рекламные мероприятия через СМИ, в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению;
- на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети, в том числе на размещение рекламы в Интернете;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
- на уценку товаров, полностью или частично потерявших первоначальные качества при экспонировании.
Приведенный выше перечень является закрытым, а все остальные расходы на рекламу считаются нормируемыми. Они учитываются при расчете налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. В частности, в пределах норм уменьшают налогооблагаемую прибыль расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний. Об этом недавно напомнили представители Минфина в письме от 3 февраля 2009 года № 03-03-06/2/14.
Отметим также, что финансисты настаивают на применении для расчета указанного норматива суммы выручки без учета НДС и акцизов (письмо Минфина от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310).
Откуда взялся НДФЛ?
Нередко при проведении рекламных кампаний организуются лотереи, разыгрываются призы или просто раздаются подарки и сувениры. В этом случае фирма-рекламодатель может стать налоговым агентом по НДФЛ.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса все организации и предприниматели, от которых физическое лицо получило доход в денежной или натуральной форме, должны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.
В случае с подарками и призами исключение будут составлять те презенты, стоимость которых не превышает 4000 рублей. Такие «малоценные» сувениры рассматриваемым налогом не облагаются (п. 28 ст. 217 НК). А вот если суммарная стоимость всех призов, полученных конкретным лицом от фирмы за год, окажется больше указанной величины, то компания-рекламодатель вынуждена будет удержать с суммы превышения налог по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). При этом у организации-дарителя возникает необходимость ведения персонифицированного учета всех физических лиц, получивших от нее подарки (письмо Минфина от 1 сентября 2006 г. № 03-05-01-04/255).
Причем «необлагаемый лимит» стоимости подарка, равный 4000 рублей, действует и в отношении стимулирующих лотерей, которые являются рекламными мероприятиями. К такому выводу пришли сотрудники Минфина в письме от 29 августа 2006 года № 03-05-01-04/253.
«Подарочный» НДС
Предположим, организация в рекламных целях осуществляет безвозмездную передачу потенциальным потребителям каталогов, сувениров или самих товаров. Такая операция подлежит обложению «добавленным» налогом (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК, письмо Минфина от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205).
Здесь не следует забывать об одном очень важном нюансе. Если стоимость единицы передаваемого товара не превышает 100 рублей, НДС начислять не нужно (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК). При цене подарка выше указанной величины налог уплатить все же придется. При этом базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров (п. 2 ст. 154 НК, письмо Минфина от 14 апреля 2008 г. № 03-07-11/144).
Темы: НДС  Налог на прибыль  НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  
- 12.08.2025 Минфин уточнил порядок применения льготы по НДС для общепита с 1 октября
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 14.08.2025 Минфин: компенсация личных расходов работников не уменьшает налог на прибыль
- 13.08.2025 Минфин подсчитал доходы от налога на прибыль «дочек» холдингов
- 06.08.2025 Минфин уточнил, когда можно применять нулевую ставку по налогу на прибыль
- 15.08.2025 Статус налогового резидента теперь можно подтвердить онлайн
- 13.08.2025 Минфин: рост ставки НДФЛ на дивиденды может дестимулировать развитие финрынка
- 12.08.2025 ФНС: родители не получат вычет по НДФЛ за обучение у самозанятого без статуса ИП
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что обществом были искажены сведения о фактах его хозяйственной жизни и объекте налогообложения, что лишило общество права на получение преференций в виде права на вычеты по НДС по сделкам с контрагентами.
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем совершения операций
- 13.08.2025
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду: 1) Неправомерного завышения расходов на оплату труда путем создания искусственного документооборота; 2) Восстановления не в полном размере НДС, ранее принятого к вычету с сумм, перечисленных в счет предстоящих поставок товаров.Итог: требование удовлетворено в части, так как: 1) Выплаты по страховым взносам являлись мнимыми и выплачивал
- 10.08.2025
Налоговый орган
указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен
- 10.08.2025
Налоговый орган доначислил НДС,
налоги на прибыль и имущество, взыскал пени и штраф ввиду создания схемы "дробления бизнеса" в виде перевода части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило обществу вывести часть своей выручки из-под обложения налогами по общей системе и неправомерно применять УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество и контрагенты являлись взаимоза
- 30.07.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ, пени и штраф, выявив, что последний не исполнил обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в отношении компенсационных выплат сотрудникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как тот факт, что спорные выплаты обусловлены несением сотрудниками налогоплательщика реаль
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-04-05/44632
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-04-05/33661
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/44880
Комментарии