
Аналитика / Налогообложение / Продажа алкоголя в розницу — проблемы «оптом»
Продажа алкоголя в розницу — проблемы «оптом»
Алкогольная продукция относится к той категории товаров, производство и оборот которых находится под жестким контролем государства. Причем за соблюдением правил розничной торговли винно-водочными изделиями представители власти в буквальном смысле слова следят «в оба глаза»
12.03.2009Федеральное Агентство Финансовой ИнформацииБазовые правила
Как известно, алкогольная продукция подразделяется на питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водку) и вино. Об этом говорится в статье 2 Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (далее - Закон № 171-ФЗ).
Необходимо помнить о том, что розничная продажа алкоголя осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий. Таково требование пункта 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ. При этом реализация питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Напомним, что постановлением правительства от 19 января 1998 года № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила). Особое внимание в документе уделено алкогольной продукции.
Согласно пункту 136 Правил не допускается розничная продажа крепких напитков (с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции) в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности. К ним относятся вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, оптовые продовольственные рынки и объекты военного назначения. Запрещено продавать алкоголь и на прилегающих к подобным объектам территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин. Кроме того, фирме, решившей продавать такую продукцию, придется обзавестись: стационарными торговыми и складскими помещениями общей площадью не менее 50 квадратных метров; охранной сигнализацией; сейфами для хранения документов и денег.
Более того, категорически запрещена продажа спиртных напитков и вина:
- не маркированных специальными акцизными марками;
- если на потребительской таре единицы товара отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкоголя и об имеющихся противопоказаниях;
- несовершеннолетним;
- в детских, образовательных и медицинских организациях;
- в культурных заведениях и спортивных сооружениях (исключение составляют расположенные в них организации или пункты общепита);
- в общественном транспорте городского и пригородного назначения всех видов.
Информация об алкогольной продукции должна содержать: наименование входящих в ее состав ингредиентов; пищевую ценность; объем в потребительской таре; дату и место изготовления и розлива. Об этом говорится в пункте 138 Правил.
Отметим, что на весь ассортимент продаваемого алкоголя фирме придется обзавестись сопроводительными документами, самым важным из которых является товарно-транспортная накладная (ТТН). В придачу следует обязательно иметь под рукой копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортного алкоголя), и аналогичный документ, который является приложением к ТТН, - на отечественные «напитки».
Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.). Что касается организаций общественного питания, то в их прейскурантах на алкогольную продукцию обязательно указываются: наименование алкогольной продукции и ее объем в потребительской таре; цена - как за целую бутылку, так и за 0,1 л (0,05 л).
Выполнять все эти Правила необходимо хотя бы потому, что по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общепита алкогольной продукции (п. 141 Правил). Следовательно, потребитель при желании может сообщить о нарушениях «кому следует». Кроме того, контролеры могут сами проявить инициативу и проверить деятельность юрлица.
Наказание за оплошность
Ни для кого не секрет, что любой закон работает в полную силу только тогда, когда установлены соответствующие санкции. Об ответственности за нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией говорится в пункте 3 статьи 14.16 КоАП. За несоблюдение Правил и Закона № 171-ФЗ фирме придется заплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Велика и вероятность конфискации «забракованного» товара.
Госорган, который может вынести «карательное» решение, - известная любому хозяйствующему субъекту Федеральная налоговая служба (ст. 23.50 КоАП). Об этом напомнил Минфин в письме от 18 декабря 2008 года № 03-13-09/4-191.
Дело в том, что ФНС и ее подразделения являются компетентным органом госконтроля по административной ответственности за фактическими объемами производства и оборота алкогольной продукции. Полномочия в данной сфере возложены на налоговиков Положением о данной службе (утверждено постановлением правительства от 30 сентября 2004 г. № 506).
Напоследок отметим, что нарушения Правил продажи алкоголя видны «практически невооруженным глазом». А посему оспорить в суде претензии ревизоров вряд ли удастся (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 ноября 2008 г. по делу № А29-4906/2008; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. № А19-6592/08-64-Ф02-5386/08).
К этому добавим, что соблюдение фирмами Правил является объектом пристального внимания и представителей Роспотребнадзора. Соответствующими полномочиями сотрудники данного ведомства наделены статьей 23.49 КоАП. Однако помимо непосредственно части 3 статьи 14.16 Кодекса в арсенале инспекторов и иные меры воздействия на продавцов алкоголя. Так, несоблюдение отдельных положений Правил (например, отсутствие предупредительной надписи) может быть квалифицировано ими как нарушение прав потребителей на основании статьи 14.8 КоАП.
Темы: Торговля  Налоговые проверки  
- 22.07.2019 Вебинар: «Как открыть торгово-розничную точку не нарушая требования 54-ФЗ?»
- 06.02.2019 Онлайн-ритейлеры просят упростить систему налогообложения при экспорте товаров
- 15.01.2018 Налоговики хотят взыскать 2,5 млрд руб. с продавца одежды Michaella
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 29.03.2022 Заполнение отчетов о прослеживаемости товаров
- 24.06.2019 Возврат товара надлежащего качества и НДС
- 29.10.2018 Оформляем торговые операции: чем отличаются договор поставки, договор купли-продажи и договор розничной купли-продажи
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 09.04.2014 О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
- 06.09.2010 Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
- 03.05.2010 Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 07.06.2013 Приказ ФАС России от 18.01.2013 № 17/13
- 04.04.2013 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
- 24.09.2010 Письмо Минфина РФ от 13 сентября 2010 г. N 03-11-11/239
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
Комментарии