Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Может ли подписывать решение по налоговой проверке лицо, не рассматривавшее возражения налогоплательщика ?
Может ли подписывать решение по налоговой проверке лицо, не рассматривавшее возражения налогоплательщика ?
Статьей 101 НК РФ предусматривается, что материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а по результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимают одно из решений, предусмотренных пунктом 2 статьи 101 НК РФ. Какие последствия наступят, если Решение подпишет иное лицо, рассматривали в ...
29.08.2007Статьей 101 НК РФ предусматривается, что материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а по результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимают одно из решений, предусмотренных пунктом 2 статьи 101 НК РФ. Какие последствия наступят, если Решение подпишет иное лицо, рассматривали в Постановлении ФАС Уральского округа от 11 мая 2004 года № Ф09-1776/04-АК:
"Как следует из материалов дела, поводом для обращения Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Пермской области и Коми-Пермяцкому АО с настоящим заявлением в суд послужил факт неисполнения предпринимателем Полуяновым А.М. требований от 09.10.2003 NN 82073/298 и 82074/299 о добровольной уплате налоговых санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 452 руб. и по п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 291 руб.
Основанием для предъявления вышеуказанных требований явились решения от 09.10.2003 NN 11-04/231 и 11-04/232, принятые по материалам камеральных налоговых проверок, согласно которым предприниматель Полуянов А.М. предоставил в налоговый орган декларации по НДС за 1 квартал 2003 г. 22.07.2003 при сроке ее предоставления 21.04.2003, за II квартал 2003 г. 22.07.2003 при сроке ее предоставления 21.07.2003, а также предприниматель не уплатил НДС за 1 квартал 2003 г. в сумме 1130 руб. и за II квартал 2003 г. в сумме 953 руб.
Разрешив спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления, т.к. решения налогового органа, положенные в основание заявленных требований, были подписаны должностным лицом, которое не рассматривало материалы проверки.
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Поскольку решения налогового органа, положенные в основание заявленных требований, подписаны лицом, которое не рассматривало материалов налоговых проверок и не устанавливало фактов налоговых правонарушений, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным.
Ссылка налогового органа на п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 является в данном случае несостоятельной, т.к. указанное нарушение, по оценке суда, могло привести к принятию неправильных решений и нарушению охраняемых законом прав и интересов предпринимателя.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Коми-Пермяцкого АО является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется."
Выводы:
Таким образом, если решение по результатам проверки подписано лицом, которое не рассматривало материалы проверки в соответствии со статьей 101 НК РФ, то такое решение является недействительным.
Тем не менее, при существующей судебной системе налогоплательщик может запросто получить вопрос о том, как такая ситуация нарушает его права. В данном случае аргументация налогоплательщика, на наш взгляд, может быть следующей:
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности (пункт 3 статьи 101 НК РФ).
Очевидно, что лицо, не присутствующее на рассмотрении материалов проверки не может надлежащим образом отразить в решении все обстоятельства и принять объективное решение в отношении налогоплательщика. Иными словами, при вынесении решения лицом, не рассматривающим материалы проверки, высока доля искажения информации, и как следствие, принятия неверного решения. По сути, статья 101 НК РФ устанавливает гарантию объективного рассмотрения результатов проверки, а именно: только лицо, рассмотревшее материалы проверки, может вынести решение по результатам проверки.
К примеру, одним из оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции также является подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении (подпункт 5 пункта 4 статьи 270 АПК РФ)
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 14.10.2019 В каких случаях ваш счет в банке могут заблокировать на всю сумму?
- 19.04.2018 Налоговая служба представила пример составления возражений на акт налоговой проверки
- 30.05.2014 После получения документов по жалобе от инспекции вышестоящий орган не уведомил налогоплательщика
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 15.03.2019 Как обжаловать итоги выездной налоговой проверки?
- 19.07.2012 Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции
- 13.07.2009 Наказание без доказательства
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 12.11.2023
Оспариваемым решением
налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с
- 13.03.2024
- 07.04.2024
По итогам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу
- 31.03.2024
Заявитель считал,
что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 04.09.2023 Письмо УФНС по г.Москве от 08.08.2023 г. № 20-21/089994@
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
Комментарии