Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Нужно ли сообщать во все инспекции о закрытии (открытии) расчетного счета ?
Нужно ли сообщать во все инспекции о закрытии (открытии) расчетного счета ?
Пункт 2 статьи 23 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок. При применении данной статьи налоговые органы в Письме МНС от 2 июля 2002 г. № ММ-6-09/922@ указывали, что налогоплательщик также обязан сообщать об открытии или закрытии счета по месту учета обособленных подразделений. И хотя данное письмо отменено другим Письмом от 6 февраля 2004 г. N 24-1-10/93 на местах налоговики по прежнему настаивают на первой позиции. Насколько это правомерно, рассматривали ...
29.08.2007Пункт 2 статьи 23 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок. При применении данной статьи налоговые органы в Письме МНС от 2 июля 2002 г. № ММ-6-09/922@ указывали, что налогоплательщик также обязан сообщать об открытии или закрытии счета по месту учета обособленных подразделений. И хотя данное письмо отменено другим Письмом от 6 февраля 2004 г. N 24-1-10/93 на местах налоговики по прежнему настаивают на первой позиции. Насколько это правомерно, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 13 апреля 2004 года № А42-6743/03-27:
"Как следует из материалов дела, Общество 11.12.02 и 13.05.03 открыло в банке расчетный и ссудный счета, о чем сообщило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области (далее - Инспекция по городу Апатиты) 16.12.02 и 15.05.03 соответственно.
Инспекция по Ковдорскому району (по месту нахождения обособленного подразделения) узнала об открытии налогоплательщиком банковских счетов из письма Инспекции по городу Апатиты и предложила Обществу представить сведения об открытых счетах.
Налогоплательщик письмом от 24.07.03 представил налоговому органу запрошенные сведения.
Инспекция по Ковдорскому району 28.07.03 направила Обществу письмо с предложением явиться для рассмотрения материалов налогового правонарушения, связанного с несоблюдением налогоплательщиком срока сообщения сведений об открытии счетов, установленного пунктом 2 статьи 23 НК РФ. Общество 11.08.03 представило свои письменные возражения по факту правонарушения, где указало на отсутствие у него обязанности направлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения сообщения об открытии банковских счетов.
Решением от 14.08.03 Инспекция по Ковдорскому району привлекла налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 10000 руб. штрафа на основании статьи 118 НК РФ за нарушение срока предоставления информации об открытии двух счетов в банке.
В требовании N 1244 налоговый орган предложил Обществу уплатить штраф в срок до 24.08.03.
Поскольку ответчик не уплатил штраф в добровольном порядке, Инспекция по Ковдорскому району обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, указал, что действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика направлять сообщение об открытии (закрытии) счетов в банке во все налоговые органы, в которых он состоит на налоговом учете, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения. Кроме того, суд посчитал, что Инспекцией по Ковдорскому району не соблюдены положения пункта 1 статьи 101 НК РФ, согласно которым в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика. По мнению суда первой инстанции, такое нарушение является безусловным основанием для признания решения налогового органа незаконным.
Кассационная инстанция считает вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения правомерным.
В соответствии со статьей 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.
В силу пункта 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 23 НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика сообщать об открытии (закрытии) счета в банке во все налоговые органы, где он состоит на учете по основаниям, указанным в статье 83 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Общество своевременно (16.12.02 и 15.05.03) представило в Инспекцию по городу Апатиты (по месту нахождения юридического лица) сообщения об открытии им счетов в банке.
Таким образом, налогоплательщик надлежащим образом исполнил обязанность, установленную пунктом 2 статьи 23 НК РФ, в связи с чем привлечение его к ответственности за то же правонарушение по месту нахождения обособленного подразделения незаконно.
Вместе с тем вывод суда о нарушении налоговым органом положений статьи 101 НК РФ ошибочен.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований названной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что "по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса".
Как следует из материалов дела, Инспекция уведомила налогоплательщика об обнаруженном правонарушении и предложила явиться для решения вопроса о привлечении его к налоговой ответственности. Общество 11.08.03 представило в налоговый орган свои возражения по делу о налоговом правонарушении.
При таких обстоятельствах рассмотрение Инспекцией материалов о налоговом правонарушении 14.08.03 не нарушает прав налогоплательщика.
Вместе с тем ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения, в связи с чем мотивировочная часть обжалуемого судебного акта в части применения статьи 101 НК РФ подлежит изменению"
Выводы:
Таким образом, статья 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков сообщать об открытии или закрытии банковских счетов только в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Если налогоплательщик состоит на учете в других налоговых органах по иным основаниям, например по месту нахождения недвижимости, то в этот налоговый орган налогоплательщик не обязан сообщать об открытии или закрытии счета. Привлечение в таком случае налогоплательщика по статье 118 НК РФ незаконно.



