Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Объект по налогу на операции с ценными бумагами
Объект по налогу на операции с ценными бумагами
Статьей 3 Закона от 12 декабря 1991 года № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» предусмотрено, что в случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Такая норма несколько противоречит НК РФ, нормы которого и должны применяться. Тем не менее, налоговые органы считают, что налог подлежит возврату только в данном случае. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июля 2003 года № Ф04/3204-593/А70-2003
29.08.2007Статьей 3 Закона от 12 декабря 1991 года № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» предусмотрено, что в случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Такая норма несколько противоречит НК РФ, нормы которого и должны применяться. Тем не менее, налоговые органы считают, что налог подлежит возврату только в данном случае. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июля 2003 года № Ф04/3204-593/А70-2003
"Из материалов дела следует, что 15.09.2001 на общем собрании акционеров открытого акционерного общества "ТНК-Уват" (правопредшественник ООО "ТНК-Уват") принято решение о реорганизации общества в форме присоединения и об увеличении уставного капитала путем выпуска ценных бумаг.
При обращении в регистрирующий орган с заявлением о регистрации выпуска ценных бумаг обществом уплачен налог исходя из заявленной номинальной стоимости суммы выпуска ценных бумаг, как это предусмотрено статьями 2, 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами".
В связи с принятием акционерным обществом решения о реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью заявитель отозвал документы, представленные на регистрацию эмиссии ценных бумаг, и обратился в налоговый орган, а затем в суд с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что на момент подачи заявления в регистрирующий орган о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг возникли налоговая база и обязанность по уплате налога, которая существует вне зависимости от результатов указанной регистрации. Арбитражным судом не приняты доводы налогоплательщика о том, что налог не возвращается только в случае вынесения мотивированного решения об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг, поскольку суд пришел к выводу, что в статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" отсутствует указание на ограничение оснований возврата налога только отказом в регистрации выпуска ценных бумаг.
Кассационная инстанция считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со статьями 2, 3, 5 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом; сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и не возвращается в случае отказа в регистрации эмиссии ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20, статьей 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" решение об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг принимается регистрирующим органом по основаниям, предусмотренным в настоящем Законе.
В данном случае такое решение регистрирующим органом не принималось, а отказ эмитента от регистрации (отзыв представленных документов до государственной регистрации) не предусмотрен в статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" в качестве оснований для отказа в возврате уплаченного налога.
Кроме того, в соответствии со статьями 2, 19, 20, 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" выпуск эмиссионных ценных бумаг как совокупность всех бумаг одного эмитента с одинаковым объемом прав их владельцев и одинаковой номинальной стоимостью подлежит государственной регистрации и до государственной регистрации ценные бумаги не могут быть размещены, соответственно отсутствуют основания считать выпуск ценных бумаг состоявшимся.
С учетом изложенного в случае отзыва документов из регистрирующего органа до регистрации выпуска ценных бумаг уплаченный налог на операции с ценными бумагами подлежит возврату, поскольку объект налогообложения в виде номинальной суммы выпуска ценных бумаг отсутствует.
Положения Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" об уплате налога в момент подачи заявления относятся к сроку уплаты налога (который может быть уплачен в виде авансового платежа), а не к моменту возникновения налоговой базы.
Таким образом, в связи с неправильным применением норм материального права принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного налога возможен только после зачета данной суммы в счет погашения недоимки по уплате налогов, сборов и задолженности по пеням, в связи с чем суду необходимо проверить наличие у налогоплательщика указанной недоимки, а также рассмотреть вопрос о правомерности требований о взыскании процентов за нарушение сроков возврата налога."
Выводы:
Таким образом, если налогоплательщик отозвал документы на эмиссию из регистрирующего органа, то уплаченный налог на операции с ценными бумагами подлежит возврату по статье 78 НК РФ. Следует отметить, что, так как объектом налогообложения данным налогом является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом, при уменьшении эмитентом суммы выпуска излишне уплаченный налог также подлежит возврату. Отказ налоговых органов в данных случаях является неправомерным и может быть обжалован в суде.



