Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Покупка товара из Республики Беларусь и уплата НДС

Покупка товара из Республики Беларусь и уплата НДС

Какой пакет документов нужно представить в налоговый орган в связи с ввозом товара в Россию?

18.08.2022
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Российская организация приобретает по договору поставки, заключенному с белорусской организацией, маркированный товар (шины), который ввозится с территории Беларуси на территорию России.

Возникает ли у российской организации обязанность по уплате НДС? Если да, то можно ли принять к вычету уплаченный налог? Какой пакет документов нужно представить в налоговый орган в связи с ввозом товара в Россию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации у российской организации возникнет обязанность по уплате НДС в связи с ввозом товара из Беларуси. Уплаченный НДС она сможет принять к вычету при соблюдении установленных требований. Информация о пакете документов, который российской организации нужно будет представить в налоговый орган в связи с ввозом товара из Беларуси, представлена ниже.

Обоснование вывода:

Россия и Беларусь являются сторонами Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор, ЕАЭС) и членами ЕАЭС. Положения Договора регулируют и вопросы налогообложения. Они имеют приоритет перед нормами НК РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства-члена ЕАЭС (далее - государство-член) на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами. Пунктом 1 ст. 72 Договора предусмотрено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к Договору (далее - Протокол).

Отсюда следует, что белорусская организация-поставщик не будет предъявлять к уплате российской организации-покупателю НДС.

На основании ст. 2 Протокола ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена является импортом товаров.

Пунктом 13 Протокола установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров с учетом особенностей, предусмотренных пп. 13.1-13.5 Протокола (за рядом исключений, не актуальных для рассматриваемого случая). При этом собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

Так, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом (п. 13.1 Протокола).

Исключений из приведенных правил в части взимания НДС в отношении маркированных товаров не установлено.

Из письма Минфина России от 27.05.2019 N 03-07-13/1/38177 следует, что НДС при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства - члена уплачивается во всех случаях, кроме предусмотренных п. 6 ст. 72 Договора. В частности, НДС не взимается при импорте на территорию государства-члена товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора). Кроме того, из писем ФНС России от 08.12.2016 N СД-4-3/23473@, Минфина России от 17.02.2017 N 03-07-13/1/6359, от 08.08.2016 N 03-07-15/46408 следует, что не облагаются при ввозе из стран ЕАЭС товары, реализация которых в РФ освобождена от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ. Однако оснований для применения в данном случае освобождения от уплаты "ввозного" НДС мы не видим.

Таким образом, российская организация-покупатель в рассматриваемой ситуации должна будет уплатить НДС в связи с импортом товара из Беларуси.

На основании п. 14 Протокола налоговую базу по НДС российской организации нужно будет определить на дату принятия на учет импортированного товара исходя из его договорной стоимости. Стоимость импортного товара, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату его принятия к учету. НДС будет исчисляться по налоговой ставке 20% (п. 17 Протокола, пп. 3, 5 ст. 164 НК РФ). Исчисленный налог нужно будет перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированного товара (п. 19 Протокола).

В связи с ввозом товара из Беларуси российская организация должна будет представить в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированного товара, специальную налоговую декларацию по косвенным налогам (далее - Декларация), форма которой утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@, а также иные документы, предусмотренные п. 20 Протокола:

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированному товару (с учетом установленных особенностей);

- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Беларуси на территорию России;

- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством Беларуси. Если их выставление (выписка) не предусмотрено законодательством Беларуси, в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированного товара (дополнительно смотрите письмо ФНС России от 20.03.2014 N ЕД-4-15/5040@);

- договор (контракт), на основании которого приобретен ввезенный из Беларуси товар.

Если российская организация-импортер является налогоплательщиком НДС, то уплаченную при импорте из Беларуси сумму НДС она сможет принять к вычету при соблюдении требований главы 21 НК РФ (п. 26 Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ). В общем случае для этого необходимо, чтобы (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

- ввезенный товар был приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС (например, для перепродажи, облагаемой НДС);

- ввезенный товар был принят к учету при наличии соответствующих первичных документов;

- "ввозной" НДС был уплачен (что подтверждено документально) и отражен в Декларации и заявлении о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога (смотрите письмо Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, постановления АС Московского округа от 29.01.2018 N Ф05-20236/17, Седьмого ААС от 07.02.2018 N 07АП-44/18).

Заявить вычет НДС по ввезенным товарам можно на общих основаниях - в пределах трех лет после принятия их на учет (п. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2017 N 03-07-13/1/8409).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 28.06.2023  

    Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под

  • 31.05.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн

  • 16.10.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  • 10.03.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, пени и штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогооблагаемой базы.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не был сделан вывод о наличии или отсутствии у налогоплательщика права на вычеты НДС с учетом норм действующего законодательства.

  • 09.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой базы по хозяйственным операциям с контрагентами.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные налогоплательщиком на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами, оспариваемое решение не


Вся судебная практика по этой теме »