Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / ФНС предложила ужесточить контроль за продавцами на рынках

ФНС предложила ужесточить контроль за продавцами на рынках

Работать большинство из них теперь смогут только при наличии кассового аппарата

01.04.2021
Автор: Анна Левинская

Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минфин намерены ужесточить практику применения контрольно-кассовой техники (ККТ) на розничных рынках, сообщил РБК источник, знакомый с планами службы. Суть разрабатываемых предложений глава ФНС Даниил Егоров озвучил, в частности, на госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которая состоялась 24 марта. РБК ознакомился с материалами к заседанию (они также включают тезисы доклада Егорова), их подлинность подтвердил источник в правительстве.

«Практика осуществления государственного контроля за деятельностью на рынках показывает незаинтересованность, а зачастую и сопротивление как арендаторов, так и управляющих рынками компаний процессу легализации рыночной торговли», — следует из материалов. В итоге это влияет на исполнение задачи по борьбе с теневым оборотом на рынках, поставленной президентом Владимиром Путиным.

В чем проблема с кассами на рынках

В 2019 году ЦБ направил президенту письмо, в котором раскрыл подробности финансирования серого импорта и перевода средств за рубеж через крупнейшие российские рынки ежемесячным объемом не менее 10 млрд руб. Основные вопросы, связанные с возможным нелегальным уходом от налогов, были к деятельности арендаторов московских рынков «Садовод», «Москва» и «Фуд Сити», петербургской «Софийской овощной базы», екатеринбургских «Таганского ряда» и «Новомосковского», новосибирских «Норд Сити молл» и «Дружбы», уфимского «Южного», омского «Торгового города» и дагестанского «Хасавюртского рынка».

После этого президент Владимир Путин поручил правительству и ФСБ разобраться с вопросом теневого оборота наличных денежных средств на крупных вещевых и продовольственных рынках, а также решить проблему нелегального перевода денег за границу.

Как сообщили РБК в ЦБ, в 2020 году по сравнению с 2019 годом объемы сомнительных трансграничных переводов физических лиц снизились примерно на 40%. «Такая их динамика во многом является результатом проводимой Банком России работы в рамках консультативного надзора с системами денежных переводов и кредитными организациями — их партнерами по совершенствованию действующих у них противолегализационных процедур, обеспечивающих оперативное их выявление и пресечение», — отметил представитель регулятора.

Что предлагают ФНС и Минфин

Предложения службы — это «концептуально» переработанные законопроекты, которые ранее готовились в рамках выполнения президентского поручения и были внесены в правительство. Новые версии документов, которые сейчас направлены в Минфин, предусматривают изменения в законы «О контрольно-кассовой технике», «О розничных рынках», а также КоАП:

  • сократить перечень случаев, при которых на рынке может не применяться ККТ;
  • обязать арендаторов подтверждать наличие ККТ перед заключением договора аренды;
  • управляющие рынками компании на постоянной основе должны контролировать у арендаторов наличие зарегистрированной контрольно-кассовой техники;
  • запретить допуск на рынок лиц, чья деятельность приостановлена (контроль и ответственность за это — на управляющей компании);
  • «упрощенный» порядок привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.

Как уточнили в пресс-службе ФНС, предлагаемые поправки, разработанные совместно с Минфином, направлены на фактическую реализацию положений уже существующих норм. Сегодня на законодательном уровне не регламентируются четкие границы применения контрольно-кассовой техники в отношении розничных рынков. В итоге недобросовестные арендаторы, используя размытую формулировку закона, мимикрируют под «льготные» категории, хотя фактически не имеют такого права, сообщили в пресс-службе Минфина.

Вопрос регулирования применения касс на рынках уже планировалось оформить в новую законодательную базу. Предложения, схожие с инициативой ФНС и Минфина, содержались в проекте, разработанном депутатом Андреем Луговым. Но, как сообщил РБК сам депутат, его законопроект еще не внесен на рассмотрение в Госдуму, но «находится в высокой степени готовности».

Кто может торговать без касс

Сегодня организациям и индивидуальным предпринимателям закон «О применении контрольно-кассовой техники» разрешает производить расчет с потребителями без применения касс при торговле на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах (в случае если это открытое помещение (прилавок) внутри крытого). Однако обязаны использовать ККТ торговцы непродовольственной продукцией из списка, утвержденного правительством. Он включает такие товары, как ковры, большая часть одежды, изделия из кожи, резиновые и медицинские изделия, автотранспорт, мебель и прочее из 17 товарных категорий.

Также до 1 июля 2021 года индивидуальные предприниматели, которые торгуют без привлечения наемных работников продукцией собственного производства, могут не применять контрольно-кассовую технику.

Для борьбы с теневым оборотом на рынках на базе региональных управлений ФНС во всех субъектах были также сформированы рабочие группы из представителей региональных администраций, деловых ассоциаций «Опора России» и «Деловая Россия», МВД России и Роспотребнадзора для проведения инвентаризации всех рынков, а также создания целевой модели поведения.

В «Опоре России» и Роспотребнадзоре не предоставили комментариев, сославшись на то, что проект только начат. Минпромторг отказался от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу МВД.

Какие есть вопросы к регулированию

Как рассказал РБК источник, знакомый с ходом обсуждения инициативы, «принципиальных противоречий между ведомствами вопрос регулирования работы рынков и применения касс не вызывает, но многие положения будут нуждаться в уточнении». На госкомиссии кроме Егорова в обсуждении вопроса касс участвовал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Согласно материалам Минпромторга, министерство в целом поддерживает необходимость создания легального поля для работы рынков и соблюдения продавцами на рынках требований законодательства о применении ККТ. Но в тезисах чиновника есть уточнение — таких «жестких требований», какие уже установлены для рынков, нет ни для одного другого формата торговли, и усиление регулирования приведет к дальнейшему сокращению рынков. Согласно данным Минпромторга, сейчас в России работают 911 рынков, тогда как в 2007 году их было в 6,5 раза больше — 5892.

Оборот розничной торговли по итогам 2020-го, по данным Росстата, снизился на 4,1% по сравнению с 2019 годом и составил 33,555 трлн руб. Доля розничных рынков и ярмарок составила только 4,7%, основная доля оборота сегодня приходится на современные форматы торговли. Минпромторг согласен с расширением перечня оснований для применения ККТ на рынках и предлагает сделать исключение только для продавцов продовольственных товаров с открытых прилавков.

При этом министерство считает целесообразным дополнительное обсуждение с регионами и бизнес-сообществом возможности работать без ККТ только производителям собственной продукции (этого тезиса нет в предложениях Даниила Егорова, оно содержится в предложениях Минпромторга). Мнение как минимум одного региона — Краснодарского края — уже известно и было включено в материалы к госкомиссии. В документах представлена позиция замгубернатора края Александра Руппеля: половину торговых мест (из 20 тыс.), предоставленных предпринимателям аграрным регионом, занимают производители собственной продукции. Но документально подтвердить производство товара в личном подсобном хозяйстве или крестьянском (фермерском) хозяйстве проблематично. Введение норм, предлагаемых ФНС, может привести к тому, что многие индивидуальные предприниматели, работающие на открытых прилавках, прекратят свою предпринимательскую деятельность и будут продавать продукцию под видом граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Фактически это требование означает, что число продавцов на московских рынках, которым разрешено не использовать ККТ, будет стремиться к нулю: производители и продавцы в подавляющем большинстве случаев — это разные люди, подчеркнул исполнительный директор Gremm Group (Усачевский, Москворецкий рынки и рынок на Ленинском проспекте) Александр Альхов. «Как при этом контролировать: весь товар «со своей грядки» или только часть? Как проверять аффилированность продавца с производителем?» — спрашивает он.

В департаменте торговли и услуг Москвы не комментируют предложения ФНС и Минфина.

Минпромторг также выступает за введение ответственности управляющих компаний за предоставление торгового места продавцу без кассы — владельцы рынков должны будут требовать от продавцов копию карточки регистрации ККТ. Но ведомство считает избыточным и не реализуемым на практике положение о ежедневной проверке факта регистрации техники.

Также в ведомстве предлагают послабление требований к формату фискальной отчетности — закон требует от продавцов в чеке указывать наименование каждого товара и сумму, что затруднительно в условиях традиционных особенностей торговли на рынках и ярмарках: когда товары продаются на развес, с автомашин, а потребители торгуются. Министерство предлагает выбивать чек с общей суммой.

Gremm Group за повсеместное использование ККТ, но считает несправедливым перекладывание ответственности за контроль законодательных актов на бизнес и тем более ответственность за их невыполнение с фактических нарушителей (продавцов) на управляющие компании.

Представитель «Киевской площади» (рынки «Садовод», «Фуд Сити» и другие) уточнил, что группа готова к возможным изменениям в законодательстве. На объектах уже проводится разъяснительная работа с арендаторами о планируемых изменениях в законодательстве, вносятся необходимые корректировки в договоры аренды, создаются иные условия для исполнения требований законодательства всеми арендаторами. «Совместно со «Сбером» и ФНС России мы разрабатываем проект цифровой трансформации продовольственной торговли. Он позволит перевести платежи на безналичный расчет и сократит оборот наличных денег», — уточнили в «Киевской площади». Использование платформы потребует от арендаторов внедрения ККТ.

РБК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
Все новости по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
Все статьи по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Вся судебная практика по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
  • 29.03.2021  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не доказано событие административного правонарушения.

  • 01.02.2021  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за проведение расчетов за услуги без применения контрольно-кассовой техники.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказательств, свидетельствующих об отсутствии у предпринимателя возможности для соблюдения правил и норм, предполагающих применение при осуществлении расчетов контрольно-кассовой техники в целях над

  • 27.01.2021  

    Оспариваемым решением заявитель был привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 132 НК РФ за несообщение в установленный срок налоговому органу сведений об изменении реквизитов счета.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем был нарушен срок, установленный п. 1 ст. 86 НК РФ.


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все законодательство по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
Все законодательство по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все законодательство по этой теме »