
Аналитика / Налогообложение / Уплата НДФЛ за работника за счет средств налогового агента
Уплата НДФЛ за работника за счет средств налогового агента
Правомерна ли уплата работодателем из своих средств НДФЛ за работника? Надо ли отражать доначисленный ндфл инспекцией налог в формах 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ? Какие разъяснения по данным вопросам представлены в Письме ФНС РФ от 10.01.2020 № БС-4-11/85@?
14.02.2020Может ли работодатель уплатить НДФЛ за работника?
До 01.01.2020 Налоговый кодекс содержал прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и предпринимателей, которые производили выплаты физическим лицам.
В частности, в Письме от 24.10.2019 № 03‑04‑06/81632 Минфин особо отметил, что положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ установлен определенный порядок исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическим лицам данным лицом. Указанный порядок выполнения налоговым агентом обязанностей, возложенных на него положениями Налогового кодекса, не может быть изменен.
При выполнении организацией обязанностей налогового агента по НДФЛ необходимо учитывать следующее:
- на основании п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ;
- согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате;
- в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода;
- по правилам п. 9 ст. 226 НК РФ (в редакции, действующей на момент издания разъяснений Минфина) уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Кроме того, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
О недопустимости уплата НДФЛ за работника за счет средств налоговых агентов говорилось также в письмах Минфина РФ от 11.09.2019 № 03‑04‑06/69945, от 30.07.2019 № 03‑04‑05/57148, от 26.06.2019 № 03‑04‑05/46839, от 24.05.2018 № 03‑04‑05/35261 и др.
Кроме того, в Письме УФНС по г. Москве от 31.05.2019 № 20‑15/090309@ специалисты ведомства, учитывая положения п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 41, абз. 2 п. 5 ст. 208 НК РФ, пришли к выводу: если НДФЛ уплачен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, у физического лица возникает налогооблагаемый доход в виде экономической выгоды в денежной форме в размере уплаченных за него юридическим лицом соответствующих сумм налога.
Однако Федеральным законом от 29.09.2019 № 325‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 325‑ФЗ) внесены поправки, в частности, в п. 5 ст. 208 и п. 9 ст. 226 НК РФ. Указанные новшества вступили в силу 1 января 2020 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 325‑ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона № 325‑ФЗ) налоговый орган вправе доначислить (взыскать) НДФЛ по итогам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом за счет собственных средств последнего.
При этом в соответствии с п. 5 ст. 208 НК РФ (в редакции Федерального закона № 325‑ФЗ) суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом таких сумм по итогам налоговой проверки в случае их неправомерного неудержания (неполного удержания) не признаются доходами физического лица.
Исходя из системного толкования положений п. 5 ст. 208 и п. 9 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона № 325‑ФЗ) в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом налоговый орган доначисляет (взыскивает) налог по итогам налоговой проверки за счет средств налогового агента и такие суммы не признаются доходами физического лица (Письмо ФНС РФ от 10.01.2020 № БС-4-11/85@).
К сведению
Согласно пп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона № 325‑ФЗ) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджет в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Диспозиция п. 5 ст. 208 НК РФ (в редакции Федерального закона № 325‑ФЗ) предусматривает исключение из правил, когда в случае доначисления (взыскания) налога налоговым органом по итогам налоговой проверки за счет средств налогового агента такие суммы НДФЛ не признаются доходами физического лица.
К сведению
С учетом положений ст. 208, 209 НК РФ (в редакции Федерального закона № 325‑ФЗ) после уплаты налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств сумм НДФЛ, доначисленных инспекцией по результатам проверки, отсутствуют основания для дальнейшего удержания налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов работника, с которым трудовые отношения не прекращены.
Надо ли отражать доначисленный инспекцией налог в формах 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ?
По мнению ФНС, суммы НДФЛ, которые уплатил налоговый агент за налогоплательщика за счет собственных средств, при доначислении инспекцией таких сумм по результатам налоговой проверки с учетом положений п. 5 ст. 208 НК РФ (в редакции Федерального закона № 325‑ФЗ) не подлежат отражению в сведениях о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ (по форме 2‑НДФЛ) (Письмо от 10.01.2020 № БС-4-11/85@). Соответственно, такие суммы НДФЛза счет работодателя, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, также не показываются в расчете сумм НДФЛза счет работодателя, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по форме 6‑НДФЛ).
Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2020 год
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 04.06.2025 Налог за 2024 год нужно уплатить до 15 июля — напомнили в УФНС
- 10.06.2021 Госдума приняла закон об «ипотечных каникулах» для самозанятых
- 24.11.2020 Справку 2-НДФЛ работодатель вправе выдать в электронной форме
- 09.09.2020 Работодатель вправе самостоятельно выбрать удобный способ выдачи справок 2-НДФЛ по заявлению сотрудников
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 30.01.2023 Обновлены коды доходов и вычетов для «бывшей 2‑НДФЛ»
- 04.02.2021 Федеральная налоговая служба отменила справки 2-НДФЛ
- 23.03.2020 Сроки подачи уточненной справки 2-НДФЛ
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 09.05.2018
Как установлено
судами количество участников азартных игр, получивших выигрыши от общества в проверяемом периоде, составило 14624 человека, тогда как сведения о доходах физических лиц и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет по форме 2-НДФЛ, представлены обществом только в отношении 6379 лиц, в отношении 8245 лиц вышеуказанные сведения в налоговый орган представлены не были. Суд отклонил доводы об - 29.01.2018
Налоговой проверкой
были установлены факты несвоевременного (неполного) перечисления сумм исчисленного НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом. Рассматривая правомерность привлечения общества к ответственности, суд пришел к выводу о недоказанности наличия у общества обязанности по представлению части документов (паспортов транспортных средств и приложений к ним, свидетельство о допуске к работам), что пос - 15.01.2018
Отказывая в
удовлетворении заявленных обществом требований, суд исходил из того, что налоговые агенты обязаны сообщать о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога представлением справок по установленной форме с признаком "2", а также, что нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ при наличии соо
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23976
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-06/76100
- 09.06.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23410
- 26.03.2025 Письмо Минфина России от 28.11.2024 г. № 03-04-05/119185
- 06.03.2025 Письмо Минфина России от 25.10.2024 г. № 03-04-06/103679
- 29.05.2024 Письмо ФНС России от 06.05.2024 г. № ЗГ-2-11/7005@
Комментарии