Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Перевозки топлива и ставка НДС

Перевозки топлива и ставка НДС

Услуги по смешиванию нефтепродуктов подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 20%

02.09.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Иванкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Организация по договорам с российскими организациями (собственниками топлива) на судах перевозит топливо из порта Кавказа в порт г. Новороссийска. Далее в порту г. Новороссийска с судов доливает к этому топливу другое топливо (производит смешивание), затем оформляет таможенные документы и перевозит топливо за пределы РФ по договору с иностранным контрагентом. По услугам перевозки за пределы РФ применяется ставка НДС 0%.

По какой ставке НДС облагаются услуги перевозки и смешивания, оказанные российским организациям?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

У организации, обладающей сведениями об экспортном характере нефтепродуктов, есть основания для признания услуг по перевозке нефтепродуктов на территории РФ частью единого процесса перевозки из пункта на территории РФ в пункт за пределами РФ, к которым применяется ставка НДС 0%.

В то же время не исключаем противоположное мнение налогового органа, поскольку перевозка по территории РФ и за пределы РФ фактически осуществляется отдельными этапами по разным договорам с разными заказчиками.

Услуги по смешиванию нефтепродуктов подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 20%.

Обоснование вывода:

1. Налоговые ставки НДС установлены ст. 164 НК РФ. Если иное не предусмотрено п.п. 1, 2 и 4 указанной статьи, налогообложение производится по налоговой ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (абзац второй пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Одним из документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров, оказываемых на основании договора международной перевозки, является контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг (пп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ).

В многочисленных письмах Минфина России специалисты указывали, что для случаев оказания услуг по перевозке товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, или заключения договора на транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, такие услуги подлежат налогообложению по ставке НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ (то есть с 01.01.2019 по ставке 20%) (смотрите письма Минфина России от 21.12.2018 N 03-07-08/93441, от 04.09.2018 N 03-07-08/62948, от 05.07.2018 N 03-07-08/46768, от 12.01.2017 N 03-07-11/585, от 01.12.2016 N 03-07-11/71152, от 27.07.2016 N 03-07-08/43828, от 22.06.2016 N 03-07-08/36183, от 18.02.2016 N 03-07-08/9151, от 13.10.2015 N 03-07-08/58584, от 03.04.2014 N 03-07-РЗ/14918 (смотрите также письмо Минфина России от 01.07.2013 N 03-07-08/25077)).

В письме Минфина России от 27.07.2016 N 03-07-08/43828 на вопрос налогоплательщика: "Является ли оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки прибывшего из Китая груза по маршруту порт Санкт-Петербург - Москва отдельным этапом именно международной перевозки, применительно к пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, если заказчик заключил договор с экспедитором только на данный этап перевозки? Правомерно ли применение экспедитором ставки НДС 0%?" специалисты финансового ведомства ответили, что в случае заключения договора на транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, такие услуги подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18%.

В письме Минфина России от 20.02.2016 N 03-07-11/9630 указано, что суммы НДС, исчисленного по ставке 18% и предъявленного по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым при организации перевозки товаров из российского порта до пункта назначения, находящегося на территории РФ, принимаются заказчиком этих услуг к вычету при соблюдении условий, предусмотренных ст.ст. 171 и 172 НК РФ.

Таким образом, если следовать изложенной выше позиции, перевозчики и экспедиторы, перевозящие и организующие доставку импортируемых и экспортируемых товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, должны на стоимость своих услуг начислить НДС по ставке 20%, предъявить организации-заказчику счет-фактуру с указанной суммой налога. В свою очередь, заказчик, являющийся плательщиком НДС, на основании этого счета-фактуры может принять предъявленную сумму налога к вычету после принятия данных услуг к учету на основании первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В то же время следует обратить внимание на п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 (далее - постановление Пленума ВАС РФ), где говорится, что при толковании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо учитывать, что оказание услуг, поименованных в данной норме, несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы 1-2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом в некоторых своих письмах уполномоченные органы указывают на необходимость учета позиции, изложенной в данном постановлении Пленума ВАС РФ (письма Минфина России от 30.10.2017 N 03-07-08/71004, от 01.02.2016 N 03-07-08/4526, от 19.05.2015 N 03-07-08/28789, от 19.12.2014 N 03-07-08/65899, от 26.11.2014 N 03-07-08/60215, ФНС России от 02.12.2016 N СД-4-3/22963@, от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@).

Нижестоящие суды при рассмотрении конкретных дел руководствуются правовой позицией Пленума ВАС РФ.

При этом имеются решения судов с противоположными выводами.

Из вышеизложенного, на наш взгляд, следует, что для применения перевозчиком нулевой налоговой ставки НДС необходимо, чтобы международная перевозка товара осуществлялась им на основании одного договора (контракта). Таким образом, в части услуг по отдельным договорам, предусматривающим перевозку товара по территории РФ, будет применяться налоговая ставка 20%.

Вместе с тем ФНС России издано письмо от 09.07.2018 N СА-4-7/13130 "О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2018 г. по вопросам налогообложения" (далее - Письмо).

В п. 7 Письма говорится, что когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ НДС исчисляется по ставке 18%. Данные заключения сделаны на основании выводов, изложенных судьями ВС РФ в определении ВС РФ от 27.04.2018 N 307-КГ18-1802 (поддержана позиция налогового органа об отказе в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных исполнителями услуг, оказанных на территории РФ, но в отношении экспортируемых товаров) и в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 (поддержана позиция налогоплательщика о праве на вычет "входного" НДС по услугам, оказанным на территории РФ в отношении экспортного товара).

В определении ВС РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 по делу N А53-30316/2016 из содержания пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и разъяснений Пленума ВАС РФ Судебная коллегия сделала вывод, что налоговая ставка 0% применяется в тех случаях, когда услуги по международной перевозке товаров (организации перевозки) выступают и оформляются в качестве части единого процесса перевозки экспортного товара за пределы территории РФ.

При этом Судебная коллегия дополнительно к положениям, закрепленным в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ, указала, что в ином случае, когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ налог исчисляется по ставке 18%.

Таким образом, анализ приведенных судебных решений показывает, что ключевым отличием, послужившим основанием для принятия ВС РФ различных решений по схожим ситуациям, является именно информированность исполнителей услуг о том, что они оказывают услуги в отношении экспортируемого (импортируемого) товара.

В упомянутом Письме, ссылаясь на вышеприведенные определения ВС РФ, налоговая служба рекомендовала среди прочих мер налогового контроля исследовать вопрос о том, располагал ли контрагент, выставивший в адрес проверяемого налогоплательщика счет-фактуру, содержащую неверную ставку налога, информацией о том, что осуществляемые им в пользу налогоплательщика операции связаны с международной перевозкой груза. Но и после выхода рассматриваемых определений ВС РФ суды продолжают отказывать в вычете сумм НДС налогоплательщикам, привлекавшим исполнителей для оказания услуг по перевозке экспортируемых (импортируемых) товаров в том числе по территории РФ.

В рассматриваемом случае организация обладает сведениями об экспортном характере товара, поскольку сама организация и осуществляет его дальнейшую перевозку.

С учетом последней позиции ФНС России и судебной практики полагаем, что у организации есть основания для признания услуг по перевозке нефтепродуктов на территории РФ частью единого процесса перевозки из пункта на территории РФ в пункт за пределами РФ, к которым применяется ставка НДС 0%.

В то же время не исключаем противоположное мнение налогового органа, поскольку перевозка по территории РФ и за пределы РФ фактически осуществляется отдельными этапами по разным договорам с разными заказчиками.

2. Услуги по смешиванию нефтепродуктов не поименованы в п.п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ в перечнях услуг, облагаемых по налоговым ставкам НДС 0% и 10%. В связи с этим полагаем, что услуги по смешиванию нефтепродуктов, оказываемые организацией, облагаются по ставке НДС 20%. Это подтверждается письмом Минфина России от 08.07.2011 N 03-07-08/210, согласно которому услуги по приему, хранению, смешиванию и погрузке на морские суда нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ, оказываемые российской организацией российским организациям, являющимся собственниками нефтепродуктов, реализующим их, в том числе в качестве судового топлива, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 164 НК РФ, т.е. по ставке в размере 20%.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков организация вправе на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данным вопросам. При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 28.06.2023  

    Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под

  • 31.05.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн

  • 16.10.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 02.02.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф в связи с неотражением реализации в адрес контрагентов, расходов на приобретение имущественных прав.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как на счет налогоплательщика поступили средства в счет погашения долга по договору займа, данные средства использованы им в своей деятельности, при этом по расчетному счету предоставление налогоплательщиком займа не

  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.


Вся судебная практика по этой теме »