Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / В какой сумме в 2019 году будут признаваться доходы и НДС к начислению у арендодателя и расходы и НДС к вычету у арендатора?

В какой сумме в 2019 году будут признаваться доходы и НДС к начислению у арендодателя и расходы и НДС к вычету у арендатора?

С 1 января 2019 года налоговая ставка по НДС установлена в размере 20%

21.01.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

Арендодатель заключил договор с арендатором в 2018 году.

Стоимость договора составляет 118 руб. включая НДС 18%.

Договором не предусмотрено в одностороннем порядке изменение цены договора.

В связи с изменением ставки НДС с 01.01.2019 арендодатель обратился к арендатору об увеличении стоимости договора на 2% в связи изменением действующего законодательства. Арендатор не согласен.

В какой сумме в 2019 году будут признаваться доходы и НДС к начислению у арендодателя и расходы и НДС к вычету у арендатора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В данном случае стоимость услуг без НДС как для арендодателя, так и для арендатора составляет 98,33 руб. (118 /120 х 100).

НДС - 19,67 руб. (98,33 х 20%).

Общая цена реализации (приобретения) - 118 руб. (98,33 + 19,67).

Обоснование позиции:

Из вопроса следует, что речь не идет о расторжении договора.

С 1 января 2019 года согласно пп. "в" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 303-ФЗ) в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговая ставка по НДС установлена в размере 20%.

Пунктом 4 ст. 5 Закона N 303-ФЗ установлено, что ставка НДС в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

При этом исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до принятия Федерального закона N 303-ФЗ и переходящим на 2019 год, не предусмотрено.

Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных с 1 января 2019 года, применяется ставка НДС в размере 20% (письмо ФНС России от 10.09.2018 N СД-4-3/17537@, письма Минфина России от 07.09.2018 N 03-07-11/64178, от 07.09.2018 N 03-07-11/64045). При этом финансовое ведомство сообщает в отношении определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется реализация товаров (работ, услуг), что данный вопрос регулируется нормами части первой ГК РФ, разъяснения по применению которого к компетенции Минфина России не относятся.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В то же время сумма НДС является частью цены договора, подлежащей оплате покупателем. Смотрите также Вопрос: Договор оказания услуг заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". С 01.01.2019 произойдет увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как изменение ставки соотносится с договорными положениями о стоимости услуг/работ, если договор заключен на период с 01.01.2018 по 31.12.2020 (в договоре указано следующее: "Стоимость услуг составляет 118 рублей, в том числе НДС 18% в размере 18 рублей")? Обязан ли заказчик пересмотреть и изменить стоимость услуг пропорционально изменению ставки НДС с 01.01.2019? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.).

Минфин России в письме от 06.08.2018 N 03-07-05/55290) указал, что исключения для поставок по договорам, заключенным до 01.01.2019, законодательством не предусмотрены.

Иными словами, с 1 января 2019 года арендодатель в целях исчисления НДС в 2019 году обязан рассчитать сумму налога по ставке 20%, однако в соответствии с ГК РФ цена договора в данном случае остается неизменной.

1. Если общая цена договора, заключенного в 2018 году, составляет 118 руб. включая НДС 18%, в этом случае стоимость самого товара (в Вашем случае услуги) равна 100 000 руб., НДС 18 000 руб.

Применительно к 2019 году, по нашему мнению, оставляя цену реализации на прежнем уровне, придется изменить стоимость арендных услуг, используя формулу - общая стоимость услуг по договору / 120 х 100.

В таком случае стоимость услуг составит - 98,33 руб. (118 /120 х 100).

НДС составит 19,67 руб. (98,33 х 20%).

Общая цена реализации (приобретения) - 118 руб. (98,33 + 19,67).

В данном случае арендодатель уплачивает сумму НДС за счет уменьшения стоимости оказанных услуг, что невыгодно арендодателю. А покупатель получает таким образом некую преференцию - уменьшает свои затраты и увеличивает сумму вычета по НДС. У арендатора в 2018 году стоимость услуг составит 100 руб., НДС - 18 руб., а в 2019 году стоимость услуг - 98,33 руб., НДС - 19,67 руб.

Вместе с тем если исходить из условия Вашего договора, в котором указана ставка или сумма НДС, то из общей суммы можно определить стоимость договора без НДС (в 2018 году 100 рублей). Однако учитывая, что с 1 января меняется ставка НДС, то в принципе возможно говорить о том, что ставка НДС применительно к 2019 году окажется указанной неверно. Но в связи с тем, что стоимость договора (в которую входит и НДС) в данном случае определена как 118 руб., следует все же исходить из этого условия.

Если контрагент не идет навстречу организации в вопросе внесения изменений в договор, то, возможно, аргументом для него в пользу согласования новых условий будет то, что общая сумма и ставка НДС, указанные в актах и счетах-фактурах в 2019 году (сумма, рассчитанная из ставки 20%), не будут соответствовать ставке НДС (и сумме налога, если она также указана в договоре), прописанной в договоре, что может вызвать претензии проверяющих.

2. К рассматриваемой ситуации можно подойти и по-другому.

Если исходить из того, что на сегодняшний день стоимость услуги без НДС составляет в нашем случае 100 руб. и продолжать и в 2019 году принимать это условие, то арендодатель будет учитывать в доходах при исчислении налога на прибыль 100 руб., а в целях исчисления НДС по реализации применять ставку 20% к стоимости услуги без НДС, т.е. 20 руб. В этом случае не исключены проблемы у арендатора, которому будут переданы первичные документы и счета-фактуры с указанием большей стоимости услуг с учетом налога. Так, у арендатора, принимающего к учету такие документы, возникнет задолженность перед арендодателем, которая с учетом указанной новой ставки НДС будет формироваться в учете в большей сумме, чем сейчас это предусмотрено условиями договора. Возникает также вопрос образования и списания в дальнейшем дебиторской/кредиторской задолженности у сторон (в сумме разницы ставки НДС) по истечении срока исковой давности (3 лет). Кроме того, общая стоимость услуги и сумма НДС, указанные в счетах-фактурах и актах, также не будут соответствовать сумме НДС, указанной в договоре.

Полагаем, что поскольку в заключенном до 2019 года договоре, который будет действовать и в 2019 году, оговорена ставка НДС 18%, для исключения споров между проверяющими органами и арендатором, а также между сторонами о стоимости услуг, желательно подписать дополнительное соглашение к договору.

3. Если договором предусмотрена предоплата в 2018 году, а реализация в 2019 году.

В этом случае арендодатель с суммы полученной предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. При реализации в 2019 году на сумму реализации необходимо будет начислить НДС по ставке 20%, а НДС с предоплаты принять к вычету по ставке 18/118.

Арендатор с суммы уплаченного аванса имеет право на основании полученного от арендодателя авансового счета-фактуры принять к вычету НДС по ставке 18/118, а при приобретении услуг в 2019 году восстановить авансовый НДС по ставке 18/118 и принять к вычету НДС по полученным услугам по ставке 20% (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

К сожалению, писем чиновников, разъясняющих порядок расчетов в переходном периоде, нами на сегодняшний день не обнаружено.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 17.04.2019  

    Обществу были начислены НДС, пени и штраф, так как компания не выполнила функции налогового агента по НДС. Предприятие вынуждено было обратиться в суд.

    Итог: иск удовлетворен в части, так как общество является налоговым агентом по приобретенным услугам, оказанным иностранной компанией на территории РФ.

  • 11.03.2019  

    Основанием для принятия решений послужил вывод инспекции о занижении предприятием налоговой базы на суммы полученных из бюджета бюджетных средств на возмещение затрат на содержание установок наружного освещения.

    Итог: полученные из бюджета денежные средства непосредственно связаны с оплатой выполненных работ и являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в

  • 06.03.2019  

    Обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на налоговых агентов вне зависимости от способов, с помощью которых производились расчеты получателя (покупателя) с собственником имущества, включая денежные или неденежные расчеты, а суммы, уплаченные в качестве НДС в бюджет налоговыми агентами, подлежат компенсации из бюджета через механизм налоговых вычетов в порядке, установленном статьями 171 - 172 НК РФ.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 04.03.2019  

    Как усматривается из материалов дела, в проверяемых периодах заявитель оказывал услуги по реализации автомобилей и ремонту автомобилей, а также услуги гарантийного ремонта автомобилей, которые в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС. В ходе проверки инспекция указала, что ранее принятые обществом к вычету суммы НДС со стоимости запчастей, использовавшихся для осуществления гарантийного ремонта, подлеж

  • 04.03.2019  

    Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном применении заявителем налоговых вычетов по строительно-монтажным работам на объекте капитального строительства Бизнес-центр. Как указывает инспекция, на момент начала строительства у заявителя имелось право собственности на нежилые помещения в размере только 86 кв. м. Следовательно, право на применение налоговых вычетов по суммам Н

  • 04.03.2019  

    Основанием для доначисления сумм НДС послужили выводы налогового органа о неправомерном исчислении и неуплате Комитетом сумм НДС при осуществлении реализации имущества нежилого назначения, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющими муниципальную казну муниципального образования, физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Вся судебная практика по этой теме »