Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Безопасная доля вычетов по НДС

Безопасная доля вычетов по НДС

Высокая доля НДС-вычетов может привести к пристальному вниманию проверяющих. Как рассчитывается безопасная доля вычетов по НДС, где найти ее значение и как она применяется? Об этом — в интервью со специалистом МРИ ФНС по камеральному контролю

18.05.2018
Автор: Л.А. Елина, ведущий эксперт

— Алевтина Юрьевна, в 2007 г. один из критериев отбора плательщиков НДС для выездной проверки был такой — высокая доля вычетов от суммы исчисленного НДС за предшествующие 12 месяцев. Этот показатель был установлен на уровне 89%. Какова сейчас средняя доля НДС-вычетов для налогоплательщиков, не имеющих дела с экспортом товаров за рубеж?

— По состоянию на 01.01.2018 средний размер доли вычетов НДС по России составляет 88,06%. Помимо этого, показатель средней доли НДС-вычетов может быть определен по каждому региону. Он может быть как ниже, так и выше средней доли вычетов по стране.

— ФНС не доводит до налогоплательщиков данные о безопасных долях вычетов. Очевидно, их можно рассчитать на основании какой-то информации, размещенной на сайте ФНС?

— Да, проверить, каков актуальный размер средней доли вычетов, можно по данным отчета 1-НДС. Официальные сведения отчета 1-НДС представлены в таблицах: сайт ФНС России → Иные функции ФНС России → Статистика и аналитика → Данные по формам статистической налоговой отчетности.

Этот отчет налоговая служба публикует в двух видах — сводный и в разрезе по субъектам РФ.

В основном безопасную долю вычетов НДС компания может рассчитать по такой формуле:

То есть при определении безопасной доли вычетов для тех, кто не занимается экспортными операциями, в расчет берутся только операции, облагаемые по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 2—4 ст. 164 НК РФ.

Например, в соответствии с информацией, отраженной в региональном отчете 1-НДС, размещенной на сайте ФНС России, безопасная доля вычета по НДС в Москве по состоянию на 01.01.2018 составляет 88,9% (12 742 673 812 руб. / 14 159 263 499 руб. х 100%).


Превышение безопасной доли вычетов по НДС — лишь один из критериев оценки налоговых рисков.


— Есть ли градация безопасной доли вычетов по отраслям — строительство, производство, торговля и т. д.?

— Общедоступных данных доли вычетов по отраслям в настоящее время налоговая служба не публикует. Однако если доля вычетов НДС у конкретного налогоплательщика существенно отличается от средней, при проведении камеральной проверки инспектор может учесть отраслевую особенность, повлиявшую на вычеты налога.

Налогоплательщик также может в пояснениях сослаться на отраслевые особенности своей деятельности.

— Как мы понимаем, доля вычетов определяется за 12 месяцев. На какой отчет 1-НДС надо ориентироваться, определяя долю безопасных вычетов по итогам I квартала 2018 г.?

— Для определения доли безопасных вычетов по налоговой декларации по НДС за I квартал 2018 г. необходимо ориентироваться на сведения отчета 1-НДС по состоянию на 01.01.2018, в основе которого учитываются декларации по НДС за следующие налоговые периоды: IV квартал 2016 г., I—III кварталы 2017 г.

— Как организации, у которой не было экспортных операций, определить, соответствует ли доля вычетов НДС, заявляемых ею в декларации, безопасному значению? Какие строки декларации использовать для расчета?

— Доля вычетов НДС определяется следующим образом:

Полученную долю вычетов надо сравнить со средней (безопасной) долей вычетов в регионе.

— Если доля НДС-вычетов у организации выше безопасной доли по региону, то проверяющие могут ею заинтересоваться. Какие действия они могут предпринять: затребовать пояснения, вызвать на комиссию, назначить выездную проверку?

— Превышение безопасной доли вычетов по НДС — лишь один из критериев оценки налоговых рисков, используемых инспекциями при отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Само по себе такое превышение не означает автоматического включения в план проверок. Однако при наличии иных тревожных критериев налоговый орган может принять решение о назначении выездной проверки.

Однако по той же причине компании, которые пытаются уйти от лишнего контроля со стороны налоговых органов, подгоняя вычеты под нужную величину, должны понимать, что указание вычетов заведомо ниже безопасной величины не может гарантировать отсутствие внимания со стороны налоговых инспекторов.

Напомню также, что налоговые органы вправе:

  • вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений, направив об этом письменное уведомление. Явиться для дачи пояснений в инспекцию может как руководитель организации, так и ее представитель, имеющий соответствующую доверенность;
  • направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. Соответственно, нужно быть готовыми их представить. Каких-либо претензий со стороны проверяющих не должно быть, если налогоплательщик сумеет показать, что рассчитывает налоговые обязательства в соответствии с законодательством, и это подтверждено имеющимися у него документами.

Главная Книга

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 17.03.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штрафы, указав на получение обществом необоснованной налоговой выгоды от минимизации налоговых обязательств в результате "дробления бизнеса" путем создания группы взаимозависимых лиц, осуществляющих розничную торговлю, с целью формального соблюдения условий, позволяющих применять ЕНВД.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку доказано осуществле

  • 17.03.2024  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания фиктивного документооборота по сделкам, реальность которых не подтверждена.

    Итог: требование частично удовлетворено по НДС с учетом раскрытия реального поставщика, в остальной части в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты введены в цепочку поставок формально, материально-технической базой не обладают, п

  • 17.03.2024  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты являются техническими организациями, необходимой материально технической базой для оказания услуг перевозки грузов не обладают, создание фиктивного документооборота направлено на занижение ра


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 13.03.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС и налог на прибыль, начислены пени и штраф.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды вследствие создания схемы по искусственному созданию вычетов по НДС, при этом период начисления пеней подлежит определению с учетом действия моратория на начисление финансовых санкций.

  • 13.03.2024  

    Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за период, по результатам которой было вынесено оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку материалами налоговой проверки не доказано получение заявителем необосно

  • 13.03.2024  

    Налоговым органом было принято решение о доначислении НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры, отраженные в книге продаж налоговой декларации по НДС, содержат недостоверные сведения о налоговой базе по реализации услуг и исчисленной сумме НДС.


Вся судебная практика по этой теме »