
Аналитика / Налогообложение / Безопасная доля вычетов по НДС
Безопасная доля вычетов по НДС
Высокая доля НДС-вычетов может привести к пристальному вниманию проверяющих. Как рассчитывается безопасная доля вычетов по НДС, где найти ее значение и как она применяется? Об этом — в интервью со специалистом МРИ ФНС по камеральному контролю
18.05.2018— Алевтина Юрьевна, в 2007 г. один из критериев отбора плательщиков НДС для выездной проверки был такой — высокая доля вычетов от суммы исчисленного НДС за предшествующие 12 месяцев. Этот показатель был установлен на уровне 89%. Какова сейчас средняя доля НДС-вычетов для налогоплательщиков, не имеющих дела с экспортом товаров за рубеж?
— По состоянию на 01.01.2018 средний размер доли вычетов НДС по России составляет 88,06%. Помимо этого, показатель средней доли НДС-вычетов может быть определен по каждому региону. Он может быть как ниже, так и выше средней доли вычетов по стране.
— ФНС не доводит до налогоплательщиков данные о безопасных долях вычетов. Очевидно, их можно рассчитать на основании какой-то информации, размещенной на сайте ФНС?
— Да, проверить, каков актуальный размер средней доли вычетов, можно по данным отчета 1-НДС. Официальные сведения отчета 1-НДС представлены в таблицах: сайт ФНС России → Иные функции ФНС России → Статистика и аналитика → Данные по формам статистической налоговой отчетности.
Этот отчет налоговая служба публикует в двух видах — сводный и в разрезе по субъектам РФ.
В основном безопасную долю вычетов НДС компания может рассчитать по такой формуле:
То есть при определении безопасной доли вычетов для тех, кто не занимается экспортными операциями, в расчет берутся только операции, облагаемые по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 2—4 ст. 164 НК РФ.
Например, в соответствии с информацией, отраженной в региональном отчете 1-НДС, размещенной на сайте ФНС России, безопасная доля вычета по НДС в Москве по состоянию на 01.01.2018 составляет 88,9% (12 742 673 812 руб. / 14 159 263 499 руб. х 100%).
Превышение безопасной доли вычетов по НДС — лишь один из критериев оценки налоговых рисков.
— Есть ли градация безопасной доли вычетов по отраслям — строительство, производство, торговля и т. д.?
— Общедоступных данных доли вычетов по отраслям в настоящее время налоговая служба не публикует. Однако если доля вычетов НДС у конкретного налогоплательщика существенно отличается от средней, при проведении камеральной проверки инспектор может учесть отраслевую особенность, повлиявшую на вычеты налога.
Налогоплательщик также может в пояснениях сослаться на отраслевые особенности своей деятельности.
— Как мы понимаем, доля вычетов определяется за 12 месяцев. На какой отчет 1-НДС надо ориентироваться, определяя долю безопасных вычетов по итогам I квартала 2018 г.?
— Для определения доли безопасных вычетов по налоговой декларации по НДС за I квартал 2018 г. необходимо ориентироваться на сведения отчета 1-НДС по состоянию на 01.01.2018, в основе которого учитываются декларации по НДС за следующие налоговые периоды: IV квартал 2016 г., I—III кварталы 2017 г.
— Как организации, у которой не было экспортных операций, определить, соответствует ли доля вычетов НДС, заявляемых ею в декларации, безопасному значению? Какие строки декларации использовать для расчета?
— Доля вычетов НДС определяется следующим образом:
Полученную долю вычетов надо сравнить со средней (безопасной) долей вычетов в регионе.
— Если доля НДС-вычетов у организации выше безопасной доли по региону, то проверяющие могут ею заинтересоваться. Какие действия они могут предпринять: затребовать пояснения, вызвать на комиссию, назначить выездную проверку?
— Превышение безопасной доли вычетов по НДС — лишь один из критериев оценки налоговых рисков, используемых инспекциями при отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Само по себе такое превышение не означает автоматического включения в план проверок. Однако при наличии иных тревожных критериев налоговый орган может принять решение о назначении выездной проверки.
Однако по той же причине компании, которые пытаются уйти от лишнего контроля со стороны налоговых органов, подгоняя вычеты под нужную величину, должны понимать, что указание вычетов заведомо ниже безопасной величины не может гарантировать отсутствие внимания со стороны налоговых инспекторов.
Напомню также, что налоговые органы вправе:
- вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений, направив об этом письменное уведомление. Явиться для дачи пояснений в инспекцию может как руководитель организации, так и ее представитель, имеющий соответствующую доверенность;
- направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. Соответственно, нужно быть готовыми их представить. Каких-либо претензий со стороны проверяющих не должно быть, если налогоплательщик сумеет показать, что рассчитывает налоговые обязательства в соответствии с законодательством, и это подтверждено имеющимися у него документами.
Темы: НДС  Налоговые вычеты  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие пени в связи с необоснованным применением обществом налоговых вычетов по НДС, так как отсутствуют реальные хозяйственные операции между обществом и контрагентами.Итог: в удовлетворении требования в части отказано, поскольку спорные контрагенты являются техническими организациями, не имеющими условий для осуществления ф
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени ввиду создания формального документооборота со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как в результате совместной деятельности налогоплательщика и лиц, входящих с ним в одну группу компаний, ими была реализована схема сокрытия операций по реализации налогоплательщиком товаров собственного производства, спорные контрагенты фактически
- 01.06.2025
О признании
недействительным решения налогового органа.Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС и пени, установив факт неправомерного применения им налоговых вычетов по НДС.
Итог: в удовлетворении требования частично отказано ввиду отсутствия реальных хозяйственных отношений с контрагентами и создания формального документооборота. Дело в части отказа во взыскании пеней, начисле
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
Комментарии