
Аналитика / Налогообложение / Безопасная доля вычетов по НДС
Безопасная доля вычетов по НДС
Высокая доля НДС-вычетов может привести к пристальному вниманию проверяющих. Как рассчитывается безопасная доля вычетов по НДС, где найти ее значение и как она применяется? Об этом — в интервью со специалистом МРИ ФНС по камеральному контролю
18.05.2018— Алевтина Юрьевна, в 2007 г. один из критериев отбора плательщиков НДС для выездной проверки был такой — высокая доля вычетов от суммы исчисленного НДС за предшествующие 12 месяцев. Этот показатель был установлен на уровне 89%. Какова сейчас средняя доля НДС-вычетов для налогоплательщиков, не имеющих дела с экспортом товаров за рубеж?
— По состоянию на 01.01.2018 средний размер доли вычетов НДС по России составляет 88,06%. Помимо этого, показатель средней доли НДС-вычетов может быть определен по каждому региону. Он может быть как ниже, так и выше средней доли вычетов по стране.
— ФНС не доводит до налогоплательщиков данные о безопасных долях вычетов. Очевидно, их можно рассчитать на основании какой-то информации, размещенной на сайте ФНС?
— Да, проверить, каков актуальный размер средней доли вычетов, можно по данным отчета 1-НДС. Официальные сведения отчета 1-НДС представлены в таблицах: сайт ФНС России → Иные функции ФНС России → Статистика и аналитика → Данные по формам статистической налоговой отчетности.
Этот отчет налоговая служба публикует в двух видах — сводный и в разрезе по субъектам РФ.
В основном безопасную долю вычетов НДС компания может рассчитать по такой формуле:
То есть при определении безопасной доли вычетов для тех, кто не занимается экспортными операциями, в расчет берутся только операции, облагаемые по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 2—4 ст. 164 НК РФ.
Например, в соответствии с информацией, отраженной в региональном отчете 1-НДС, размещенной на сайте ФНС России, безопасная доля вычета по НДС в Москве по состоянию на 01.01.2018 составляет 88,9% (12 742 673 812 руб. / 14 159 263 499 руб. х 100%).
Превышение безопасной доли вычетов по НДС — лишь один из критериев оценки налоговых рисков.
— Есть ли градация безопасной доли вычетов по отраслям — строительство, производство, торговля и т. д.?
— Общедоступных данных доли вычетов по отраслям в настоящее время налоговая служба не публикует. Однако если доля вычетов НДС у конкретного налогоплательщика существенно отличается от средней, при проведении камеральной проверки инспектор может учесть отраслевую особенность, повлиявшую на вычеты налога.
Налогоплательщик также может в пояснениях сослаться на отраслевые особенности своей деятельности.
— Как мы понимаем, доля вычетов определяется за 12 месяцев. На какой отчет 1-НДС надо ориентироваться, определяя долю безопасных вычетов по итогам I квартала 2018 г.?
— Для определения доли безопасных вычетов по налоговой декларации по НДС за I квартал 2018 г. необходимо ориентироваться на сведения отчета 1-НДС по состоянию на 01.01.2018, в основе которого учитываются декларации по НДС за следующие налоговые периоды: IV квартал 2016 г., I—III кварталы 2017 г.
— Как организации, у которой не было экспортных операций, определить, соответствует ли доля вычетов НДС, заявляемых ею в декларации, безопасному значению? Какие строки декларации использовать для расчета?
— Доля вычетов НДС определяется следующим образом:
Полученную долю вычетов надо сравнить со средней (безопасной) долей вычетов в регионе.
— Если доля НДС-вычетов у организации выше безопасной доли по региону, то проверяющие могут ею заинтересоваться. Какие действия они могут предпринять: затребовать пояснения, вызвать на комиссию, назначить выездную проверку?
— Превышение безопасной доли вычетов по НДС — лишь один из критериев оценки налоговых рисков, используемых инспекциями при отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Само по себе такое превышение не означает автоматического включения в план проверок. Однако при наличии иных тревожных критериев налоговый орган может принять решение о назначении выездной проверки.
Однако по той же причине компании, которые пытаются уйти от лишнего контроля со стороны налоговых органов, подгоняя вычеты под нужную величину, должны понимать, что указание вычетов заведомо ниже безопасной величины не может гарантировать отсутствие внимания со стороны налоговых инспекторов.
Напомню также, что налоговые органы вправе:
- вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений, направив об этом письменное уведомление. Явиться для дачи пояснений в инспекцию может как руководитель организации, так и ее представитель, имеющий соответствующую доверенность;
- направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. Соответственно, нужно быть готовыми их представить. Каких-либо претензий со стороны проверяющих не должно быть, если налогоплательщик сумеет показать, что рассчитывает налоговые обязательства в соответствии с законодательством, и это подтверждено имеющимися у него документами.
Темы: НДС  Налоговые вычеты  
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 10.07.2025
Определением взысканы
судебные расходы на оплату услуг представителя и уплату государственной пошлины.Итог: определение отменено в части взыскания государственной пошлины. В удовлетворении требования в данной части отказано, поскольку государственная пошлина взыскана в федеральный бюджет с лица, освобожденного в силу закона от ее уплаты.
- 09.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и штраф, сославшись на умышленные действия общества по созданию формального документооборота с контрагентами с целью получения налоговой экономии в виде занижения подлежащих уплате в бюджет сумм НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты не имеют возможности выполнения поставок в связи с отсутствием у них трудовых и материальных ресурсов, явл
- 09.07.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку первичные документы по договорам поставки и подряда содержат противоречия, контрагенты включены в производственный процесс формально, источник возмещения НДС не сформирован.
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 29.06.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
Комментарии