 
                Аналитика / Налогообложение / Пояснения по камеральной проверке: как обосновать убытки?
Пояснения по камеральной проверке: как обосновать убытки?
Если компания получила убытки и отразила их в декларации по налогу на прибыль, ей придется в скором времени давать письменные пояснения
24.05.2017Российский налоговый порталАвтор: Татьяна Суфиянова (консультант по налогам и сборам)
Ваша организация получила убыток за отчетный период. Что делать? Если у вас с первичными документами все в порядке и ваш убыток – это на самом деле «минус», а не результат какой-то ошибки, вы просто показываете убыток в декларации по налогу на прибыль.
Какие последствия ожидать при отражении убыточного финансового результата? Ваша налоговая инспекция обязательно попросит дать пояснения. Как отмечено в пункте 2 статьи 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. (в ред. Федерального закона от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ).
Бояться этого не стоит, это не факт нарушения и привлекать к ответственности никто вас просто так не будет. Приведем такой пример – у компании были временные финансовые трудности, и выручка за первый квартал 2017 года была по сумме меньше, чем расходная часть. Чтобы заплатить поставщикам в конце марта 2017 года предприятие вынуждено было взять кредит у своего учредителя (был составлен договор). И получается, что расходы были совершены, а выручка – ее «не хватает» на расходную часть, возникает убыток.
Дело в том, что сумма кредита – это не выручка и в доход ее записать никак нельзя. Вот и объяснение полученного убытка. Это я привела пример, который очень часто встречается на практике. Но в любом случае компания обязана объяснить причину убыточного результата.
Итак, вы получили требование о предоставлении пояснений. Надо в письменной форме составить ваши объяснения, привести цифры и разъяснить данные, сделать копии с документов, которые могут показать факт возникновения убытка. И ваш письменный ответ вы отправляете в налоговую инспекцию. То есть, самое важное – показать причину убытка.
Приведу второй пример – компания на УСН (доходы минус расходы) на начало 2017 года на расчетном счету имела денежные средства в сумме 2 млн руб. В течение первого квартала было мало продаж, но расходы шли планомерно и составили чуть более суммы полученной выручки (это и зарплата, и страховые взносы, и аренда). Казалось бы, расходы больше выручки и кредит компания не оформляла, как хватило денег на то, чтобы оплатить все расходы? Ответ прост – ведь деньги были на счету компании, и именно они «помогли» уплатить страховые взносы и выплатить зарплату без финансовых затруднений. Если такая ситуация встречалась и у вас – тут просто объяснить все. Какие документы надо приложить к объяснению в данном примере? Можно сделать копию с банковской выписки, чтобы показать движение денег на счету.
Приведу пример для предприятия на общепринятой системе (метод начисления), которая занимается оптовой торговлей. Поставщик продал партию товара, и по условиям договора цену на товар компания вынуждена была поставить ту, которая была «продиктована» поставщиком. Такое встречается на практике. Поставщик потом возместит расходы путем предоставления премии, но документы на премию будут датированы будущим периодом. Вот вам и очередная причина получения убытков. Как мы видим, каждую ситуацию можно внимательно изучить и понять причину получения «минуса».
Примеров может быть множество, но результат один – ничего страшного в даче пояснений для налогового органа нет. Это обычная работа.
Уважаемые посетители нашего портала, пишите мне ваши вопросы. Если кому-то нужна индивидуальная развернутая консультация – оставляйте вашу почту, описывайте ваши ситуации, и я обязательно буду публиковать ответы в форме статей. Я смогу раскрывать те темы, которые вам интересны.



