
Аналитика / Налогообложение / Возмещение пособий. Новый порядок обращения в ФСС России
Возмещение пособий. Новый порядок обращения в ФСС России
С 1 января 2017 года инспекции являются администратором страховых взносов, в том числе по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в части доходов; администрирование же расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС России. Рассмотрим новый порядок обращения в соцстрах за возмещением пособий
21.04.2017В связи с передачей функции по контролю и администрированию страховых взносов в ведение ФНС России и ее территориальных инспекций с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее - Закон № 243-ФЗ)).
Документы на возмещение пособий с 2017 года
По мнению ФНС России, новый порядок администрирования страховых взносов направлен на улучшение условий налогоплательщиков. Как одно из преимуществ позиционируется, что "с точки зрения администрирования страховых взносов Фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками" (письмо ФНС России от 20.10.2016 № ЗН-18-1/1103@).
Вместе с тем о полном отсутствии контактов с фондами как с органами контроля за уплатой страховых взносов говорить не приходится. В частности, в распоряжении ФСС России (далее - Фонд) оставлены:
- полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) (ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ));
- функции по контролю за осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) (ст. 3, 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ); п. 7 письма ФСС России от 17.08.2016 № 02-09-11/04-03-17282).
Поэтому, несмотря на то, что отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с I квартала 2017 года страхователи будут подавать в налоговые инспекции, в Фонд по-прежнему нужно будет представлять документы, служащие основанием для выделения средств на выплату пособий по социальному страхованию.
Кроме этого, начиная с 2017 года ежеквартально Фонд будет ждать от нас "новый" расчет со старым названием "форма 4-ФСС" (утв. приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381). В него будут включены сведения только по взносам от НС и ПЗ. Начиная с отчета за I квартал 2017 года привычный нам расчет 4-ФСС, в котором приводили данные по двум видам страхования (от НС и ПЗ и по временной нетрудоспособности), в части обязательного социального страхования по ВНиМ в органы Фонда не представляется.
Итак, в налоговый орган мы обязаны будем отчитаться, направив расчет по страховым взносам (утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В его составе предусмотрены, в частности, Приложение 2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также Приложение 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации" (последнее включают в расчет только в том случае, если соответствующие расходы были произведены).
Повторим, форма расчета будет применяться для всех страховых взносов, кроме взносов от НС и ПЗ. Минфин России расценивает новый документ оптимизирующим отчетность по страховым взносам, поскольку он объединяет четыре действующие в настоящее время формы (РСВ-1, РВ-3, РСВ-2 и 4-ФСС) и содержит сокращенное количество показателей (письмо Минфина России от 17.11.2016 № 03-04-05/68069).
Однако проверять расходы на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, которые страхователь отразит в расчете, представленном в налоговую инспекцию, по-прежнему будет территориальный орган ФСС России в порядке, установленном Законом № 125-ФЗ, на основании сведений, поступивших из налогового органа в Фонд (информация ФСС России от 29.08.2016 "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ" (далее - Информация)). Для этих (и иных) целей предусмотрен межведомственный обмен информацией между Фондом и налоговым органом (Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утв. руководителями ФНС России и ФСС России 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П).
Возмещение пособий и новая справка-расчет
Согласно действовавшему в 2016 году порядку работодатели выплачивали страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд, при этом сумма взносов, подлежащих перечислению, уменьшалась на сумму произведенных расходов на выплату пособий (ч. 1, 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ). Если же начисленных взносов было недостаточно для выплаты пособий в полном объеме, страхователь обращался в территориальный орган Фонда, который выделял нужные средства в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов (ч. 3 ст. 4.6Закона № 255-ФЗ).
Этот порядок взаимодействия сторон не изменится и в текущем 2017 году. Вместе с тем состав документов (утв. приказомМинздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (далее - Перечень)), которые для этих целей должны быть представлены страхователем в Фонд, будет иным. Существующий Перечень скорректирован (приказ Минтруда России от 28.10.2016 № 585н).
В 2017 году две составляющие пакета (письменное заявление страхователя, где указана сумма необходимых средств на выплату страхового обеспечения, и копии подтверждающих документов) не изменятся, а вот вместо расчета 4-ФСС (который по-прежнему остается необходимым при обращении в отношении периодов, истекших до 01.01.2017) страхователь должен подготовить справку-расчет, которая требуется при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 года.
Ознакомимся с перечнем реквизитов справки-расчета, которая включает в себя следующие суммы (п. 2(1) Перечня в новой редакции):
- задолженность страхователя (ФСС России) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
- начисленные к уплате страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
- доначисленные страховые взносы;
- не принятые к зачету расходы;
- средства, полученные от территориальных органов ФСС России в возмещение произведенных расходов;
- возвращенные (зачтенные) излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы;
- средства, израсходованные на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
- уплаченные страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
- списанная задолженность страхователя.
Итак, если страхователь обращается в органы ФСС России за получением средств для выплаты пособий, он формирует следующий пакет документов (см. таблицу ниже).
Судя по перечню показателей, заполнение справки-расчета, по мнению автора, не должно вызвать затруднений у страхователей. Куда сложнее пережить переходный период. Как пояснил Фонд (п. III "Переходные положения" Информации), за ним сохраняются определенные обязанности в отношении периодов, истекших до 1 января 2017 года (в этом случае Фонд работает в порядке, действовавшем до указанной даты):
- по осуществлению контроля за правильностью уплаты страховых взносов;
- принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов;
- исполнению обязанности по приему расчетов (в том числе уточненных) по страховым взносам;
- передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, которые образовались на 1 января 2017 года.
Также остается надеяться, что налоговое ведомство не лукавит, утверждая, что "налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются" (письмоФНС России от 20.10.2016 № ЗН-18-1/1103@).
Пакет документов на возмещение пособий
Темы: Учет заработной платы  Порядок уплаты страховых взносов  
- 17.06.2025 Правительство утвердило новый порядок расчёта среднего заработка
- 29.05.2025 Какие выплаты входят в аванс: пояснение Роструда
- 28.05.2025 Роструд напомнил, когда можно рассылать расчетные листки по электронной почте
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 31.03.2025 Как использовать пониженный тариф взносов при переходе на льготную деятельность
- 23.04.2025 Налоговая ужесточает контроль за зарплатами: как избежать рисков
- 10.02.2025 Реальные зарплаты в 2025 году вырастут лишь на 3,3%
- 13.01.2025 В России средняя зарплата женщин меньше, чем у мужчин
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 18.01.2023
О признании
незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н
- 30.11.2022
Об оспаривании
постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр
- 30.11.2022
О признании
незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 02.03.2025
В ходе
проверки уполномоченный орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2 процента и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, определенном исходя из страхового тарифа 2,1 процента, соответствующем указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности.Итог
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 07-01-09/71935
- 01.07.2019 Письмо Минтруда России от 21.05.2019 года № 14-2/ООГ-3606
- 07.11.2018 Письмо Минфина России от 24 сентября 2018 г. № 03-15-06/68161
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-15-05/23333
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 26.11.2024 г. № 03-03-06/1/118134
Комментарии