Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

На сайте Минфина размещена обновленная версия проекта основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Данным документом запланирован ряд изменений в порядок обложения НДС

22.11.2016
Автор: О. Е. Орлова

На сайте Минфина размещена обновленная версия проекта основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Основные направления налоговой политики). Данным документом запланированы изменения в порядок обложения НДС. В основном новации касаются одного аспекта – налогообложения перемещения товаров через таможенную границу. Кроме этого, Минфином выработаны меры по улучшению администрирования НДС. Подробно о том, что ждет плательщиков НДС в ближайшем будущем, читайте в обзоре.

ВНЕДРЕНИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ TAX FREE.

Вцелях создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, Минфин предлагает установить механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации. Будет это реализовано путем установления ставки НДС в размере 0% по указанным выше товарам в случае их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС. Соответствующий законопроект находится в настоящее время на стадии общественного обсуждения[1].

Речь идет о знакомой многим российским туристам по зарубежным поездкам системе Tax free (режим возврата НДС при вывозе товаров иностранцами). Поскольку иностранные туристы смогут возместить НДС с покупок, совершенных в России, сделанные ими приобретения станут для них более выгодными. Розничные магазины (речь, прежде всего, идет о сегменте престижного потребления) смогут увеличить ценовую привлекательность своих товаров, не изменяя при этом их стоимости. Планируется, что система Tax free заработает в полную силу к началу чемпионата мира по футболу в 2018 году. Пока же в рамках пилотного проекта в I квартале 2017 года пункты Tax free откроют во всех аэропортах г. Москвы, в Пулкове (г. Санкт-Петербург) и г. Сочи. В ближайшее время Правительству РФ потребуется определить порядок возврата налога покупателю, который не является плательщиком НДС, посредников для возврата НДС и установить круг ритейлеров, которые смогут применять новую налоговую схему.

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЧЕТА-ФАКТУРЫ.

Основные направления налоговой политики также содержат предложение включить в состав показателей счетов-фактур код вида товара. Данная новация обусловлена подготовкой соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, преду­сматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом, путем присвоения им уникальных классификационных признаков (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, на­именование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.).

По размещенному для открытого обсуждения проекту постановления Правительства РФ[2] форму счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, предлагается после графы 1 дополнить графой 1а «Код вида товара». В графе 1а будет указываться код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешне­экономической деятельности Евразийского экономического союза. Показатель будет действовать в отношении товаров, вывезенных за пределы территории России на территорию государства – члена ЕАЭС. При отсутствии показателя, соответственно, необходимо будет поставить прочерк.

Для полноты картины отметим, что в порядок составления счетов-фактур запланировано внесение и иных, весьма многочисленных изменений. В частности, будут установлены правила заполнения счета-фактуры в случае приобретения экспедитором у двух и более продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени за счет клиента. Уточнятся правила заполнения строк 2а и 6а счета-фактуры, в них надо будет прописывать адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц в пределах места нахождения юридического лица, место жительства индивидуального предпринимателя. Изменится порядок хранения документов, связанных с получением и отгрузкой товаров. В целом проект постановления направлен на решение неурегулированных вопросов в отношении порядка составления счетов-фактур, ведения журнала учета счетов-фактур, книг покупок и продаж. Предполагается, что новые правила заполнения счетов-фактур вступят в силу 01.01.2017.

ОБЛОЖЕНИЕ НДС ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ У ИНОСТРАННЫХ ИНТЕРНЕТ-РИТЕЙЛЕРОВ.

И, наконец, третье (из категории внешнеторговых) изменение касается обложения НДС оборота ввозимых на территорию России товаров, приобретенных на зарубежных интернет-площадках. Инициатива сформулирована Минфином следующим образом: с учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание начиная с 2018 – 2019 годов в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.

Поскольку Минфин ссылается на аналогичный опыт, имеющий место при внедрении обложения НДС контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, остановимся на этом чуть подробнее. Неофициально данное новшество получило название «налог на Google»[3]. «Налог на Google» вводится с 01.01.2017 и подразумевает обложение НДС реализации через сеть Интернет иностранными компаниями российским потребителям прав доступа к базам данных, программному обеспечению, играм, музыкальным произведениям, книгам, видеопродукции и т. п. По мнению Минфина, целесообразно распространить вышеуказанный порядок обложения НДС на все товары, покупаемые российскими гражданами на иностранных интернет-площадках. Данная мера обеспечит равные условия для национальных и иностранных компаний, реализующих товары конечным потребителям, нивелируя налоговые преимущества для иностранных организаций, в том числе расположенных в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях. Для физических лиц указанное изменение повлечет рост затрат на приобретение товаров на иностранных интернет-площадках. Следует отметить, что в настоящее время посылки из‑за рубежа уже облагаются таможенной пошлиной (за исключением товаров для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает 1 000 евро и вес не превышает 31 кг в течение календарного месяца в адрес одного получателя[4]).

УПРОЩЕНИЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЧИСЛЕНИЯ НДС.

Минфином прорабатывается вопрос о возможности принятия законодательных мер, направленных на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа.

ЛЬГОТНАЯ СТАВКА НДС НА УСЛУГИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

В Государственную Думу поступил законопроект № 11078-7[5], которым предлагается внести изменения в гл. 21 НК РФ, предусматривающие установление ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 01.01.2017 до 01.01.2030, а также продление срока применения нулевой ставки на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 01.01.2030.

УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ПЕНИ.

Уместным будет в заключение остановиться еще на одном изменении, касающемся всех налогов и сборов, а не только НДС. В целях повышения эффективности использования в налоговых правоотношениях пеней, по своей правовой природе носящих компенсационный характер[6] и подлежащих уплате в случае нарушения пре­дусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, сборов и страховых взносов, снижения задолженности по уплате указанных платежей и обеспечения устойчивого формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, Минфин предлагает установить прогрессивную шкалу ставок пеней.

Законопроектом № 11078-7 определяется:

  • для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, сохранение действующей процентной ставки пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
  • для организаций и индивидуальных предпринимателей сохранение пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога или сбора сроком до 30 календарных дней (включительно) и увеличение ее размера (до 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ) – в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов свыше 30 календарных дней.

Пожалуй, нельзя не согласиться с Минфином, что действующая ставка пени косвенно побуждает к «заимствованию» средств из бюджета. Если налогоплательщик сдаст недостоверный расчет, а затем внесет пени и уточнит декларацию, то уплатит в бюджет такой размер пени, который сопоставим с уровнем инфляции или процентами по банковским кредитам за тот же период. Увеличение размера пени за «злостную» просрочку в два раза заставит предприятия более ответственно подходить к своим долгам перед бюджетом.

Так, при текущей ключевой ставке ЦБ РФ[7], которая составляет 10% годовых[8], за 365 дней просрочки налогоплательщик заплатит по действующим правилам 12,17% (365 дн. х 10% / 300), а по планируемым – 23,33% ((30 дн. х 10% / 300) + (335 дн. х 10% / 150)) суммы налоговой недоимки.

Что касается перспектив ключевой ставки, то на заседании Совета директоров Банка России 28.10.2016 было заявлено, что по оценкам Банка России необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I – II квартале 2017 года. При сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики годовой темп прироста потребительских цен составит менее 4,5% в октябре 2017 года и в дальнейшем снизится до целевого уровня 4% в конце 2017 года. При принятии решения о ключевой ставке в ближайшие месяцы Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу.

* * *

В заключение дадим оценку грядущим изменениям порядка исчисления и уплаты НДС. Представленные Минфином нововведения в области налогообложения трансграничного перемещения товаров соответствуют международной практике правил обложения НДС и направлены на выравнивание условий работы иностранных и российских компаний.

Увеличение размера пени носит заградительный характер от использования налогоплательщиками бюджета в качестве кредитора и не распространяется на мелкие огрехи (срок в 30 дней вполне достаточен, чтобы перепроверить декларации и провести сверку расчетов с бюджетом).

Увеличение показателей счета-фактуры направлено на разрешение имеющихся противоречий при заполнении данного документа.

В целом ожидаемые налоговые новации по НДС вряд ли повлекут негативные последствия для добросовестных налогоплательщиков.


[1] Законопроект «О внесении изменений в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении товаров, реализуемых физическим лицам и вывозимых за пределы территории Евразийского экономического союза)» размещен на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/08-16/00052623).

[2] Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137» размещен на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/07/09-16/00053297).

[3] Федеральный закон от 03.07.2016 № 244?ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[4] Пункт 11 приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

[5] «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)».

[6] Согласно ст. 72 НК РФ пеня считается обеспечительной мерой, а не санкцией.

[7] В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 11.12.2015 № 3894?У с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату; с 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается.

[8] С 19.09.2016 ключевая ставка Банка России составляет 10% годовых (Заседание Совета директоров ЦБ РФ от 16.09.2016).

Аюдар-пресс

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 17.03.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штрафы, указав на получение обществом необоснованной налоговой выгоды от минимизации налоговых обязательств в результате "дробления бизнеса" путем создания группы взаимозависимых лиц, осуществляющих розничную торговлю, с целью формального соблюдения условий, позволяющих применять ЕНВД.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку доказано осуществле

  • 17.03.2024  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания фиктивного документооборота по сделкам, реальность которых не подтверждена.

    Итог: требование частично удовлетворено по НДС с учетом раскрытия реального поставщика, в остальной части в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты введены в цепочку поставок формально, материально-технической базой не обладают, п

  • 17.03.2024  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты являются техническими организациями, необходимой материально технической базой для оказания услуг перевозки грузов не обладают, создание фиктивного документооборота направлено на занижение ра


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »