Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налог на имущество для УСН и ЕНВД

Налог на имущество для УСН и ЕНВД

Порядок расчета налога на имущество по кадастровой стоимости недвижимости имеет свои нюансы. Компаниям на УСН и ЕНВД нужно внимательно следить за изменениями законодательства региона, в котором объект стоит на учете

17.11.2015
Автор: Надежда Гаврилова, заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Компании, находящиеся на УСН и ЕНВД, обязаны платить налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (далее - Закон № 52-ФЗ)).

На «упрощенцев» нововведение распространяется с 1 января 2015 года (п. 1 ст. 2пп. 14 ст. 7 Закона № 52-ФЗ; п. 2 ст. 346.11п. 1 ст. 346.19 НК РФ), а у «вмененщиков» обязанность возникла еще с 1 июля 2014 года (п. 3 ст. 2пп. 14 ст. 7 Закона № 52-ФЗ; п. 4 ст. 346.26ст. 346.30 НК РФ).

Объект обложения налогом на имущество

Порядок налогообложения установлен статьей 378.2 Налогового кодекса. Перечень объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на очередной налоговый период определяется властями субъекта РФ не позднее первого числа соответствующего периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Затем документ направляется в налоговые инспекции по месту нахождения объектов недвижимости и размещается на сайтах субъектов РФ.

Если власти субъекта РФ не приняли закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы, или объекты недвижимости не включены в Перечень в соответствии с законом субъекта РФ, то обязанность по уплате налога на имущество у «спецрежимников» такого региона отсутствует (п. 2 ст. 346.11п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Власти субъекта РФ также устанавливают особенности определения налоговой базы, налоговые льготы (пониженные ставки, полное или частичное освобождение от уплаты налога и т.д.) и основания для их использования (п. 2 ст. 372 НК РФ). Например, в Москве предусмотрено уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 300 квадратных метров площади на одного налогоплательщика в отношении одного объекта недвижимости по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении условий, установленных Законом № 64 (ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

В Перечень включаются следующие виды недвижимости (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Кроме того, с 1 января 2015 года в состав налогооблагаемых объектов включены жилые дома и помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств. Речь идет об объектах, которые учитываются по правилам бухгалтерского учета на других счетах баланса организаций, в частности, в качестве товаров или готовой продукции (Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ (далее - Закон № 347-ФЗ)). Такие объекты облагаются налогом по кадастровой стоимости во всех случаях и вне зависимости от принятия (непринятия) регионального закона в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса или включения (невключения) в Перечень. Аналогичный порядок применяется для объектов иностранных организаций, не имеющих представительств в РФ.

Расчет базы по налогу на имущество имеет ряд особенностей

Закон № 52-ФЗ предусматривает ряд особенностей определения налоговой базы (п. 10 ст. 378.2 НК РФ). Так, выявленные в течение налогового периода объекты включаются в Перечень на очередной налоговый период. Однако если объект образован в течение текущего налогового периода в результате раздела или другого соответствующего законодательству РФ действия, то вновь образованный объект, при условии его соответствия критериям недвижимости, облагается по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет, до включения его в Перечень.

Закон № 347-ФЗ уточнил особенности применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество. Так, изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ). При этом изменение кадастровой стоимости объектов вследствие исправления технической ошибки, допущенной Росреестром при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Расчет налога на имущество и авансовых платежей в 2015 году

В 2015 году исчисление сумм авансовых платежей и налога в отношении объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, производится в общеустановленном порядке (ст. 382 НК РФ), но с учетом особенностей, установленных пунктом 12 статьи 378.2 Налогового кодекса.

Так, сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января 2015 года, умноженная на соответствующую налоговую ставку (подп. 1 п. 12 ст. 378.2НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (кадастровой стоимости объекта), определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за такой период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение такого периода (п. 2 ст. 382 НК РФ).

Что касается налоговых ставок, то их размер не может превышать следующих значений:

1) для Москвы:

  • в 2014 году - 1,5 процента,
  • в 2015 году - 1,7 процента,
  • в 2016 году и последующие годы - 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации:

  • в 2014 году - 1,0 процента,
  • в 2015 году - 1,5 процента,
  • в 2016 году и последующие годы - 2 процента.

При этом конкретные ставки должны быть установлены региональными законами о налоге на имущество.

ПРИМЕР

Компании на УСН принадлежит на праве собственности помещение (более 5000 кв. м) в офисном здании. Оно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, облагаемого налогом на имущество по кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2015 составляет 25 млн. руб. Ставка налога в регионе - 1%. Законодательство региона предусматривает отчетные периоды по налогу на имущество.

Авансовый платеж за I квартал, полугодие, 9 месяцев:

1/4 х 25 000 000 руб. х 1% = 62 500 руб.

Сумма налога за 2015 г.:

25 000 000 руб. х 1% - 62 500 руб. х 3 = 62 500 руб.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на имущество организаций
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все новости по этой теме »

Налог на имущество организаций
Все статьи по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все статьи по этой теме »

Налог на имущество организаций
  • 10.08.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налоги на прибыль и имущество, взыскал пени и штраф ввиду создания схемы "дробления бизнеса" в виде перевода части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило обществу вывести часть своей выручки из-под обложения налогами по общей системе и неправомерно применять УСН. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество и контрагенты являлись взаимоза

  • 03.07.2025  

    О включении задолженности по налогу на имущество и пени в реестр требований кредиторов должника. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доказательств погашения задолженности и уплаты пени не представлено, спорные обязательства возникли у должника до даты возбуждения производства по делу о банкротстве и подтверждены документально.

  • 01.06.2025  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 03.09.2025  

    Предприниматель не согласен с действиями должностных лиц по составлению акта проверки без учета корректировки налоговой декларации. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку исправлений или изменений сведений декларация не содержит, следовательно, ее нельзя считать уточненной. Кроме того, формальные возражения предпринимателя не могут служить основанием для отмены всех результатов проведе

  • 03.09.2025  

    По результатам выездной проверки обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с созданием схемы по уклонению от уплаты налогов в виде дробления бизнеса совместно с предпринимателями. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказан факт направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем разделения (дробления) би

  • 31.08.2025  

    Налоговый орган доначислил налог на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик, применяющий УСН, формально разделил свою хозяйственную деятельность между взаимозависимыми лицами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт создания налогоплательщиком схемы дробления бизнеса с целью минимизации налоговых обязательств за счет перераспределения выручки на подконтрольные ему организации


Вся судебная практика по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • 30.07.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (предпринимателю) ЕНВД, пени и штраф, посчитав, что при исчислении ЕНВД последний занизил налоговую базу в результате неправильного определения величины физического показателя "площадь торгового зала". 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт осуществления налогоплательщиком розничной торговли в помещениях площадью, размер которой был применен налого

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, штрафы по причине применения схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимого лица, применявшего специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участием взаимозависимого лица, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие


Вся судебная практика по этой теме »