Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налог на имущество для УСН и ЕНВД

Налог на имущество для УСН и ЕНВД

Порядок расчета налога на имущество по кадастровой стоимости недвижимости имеет свои нюансы. Компаниям на УСН и ЕНВД нужно внимательно следить за изменениями законодательства региона, в котором объект стоит на учете

17.11.2015
Автор: Надежда Гаврилова, заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Компании, находящиеся на УСН и ЕНВД, обязаны платить налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (далее - Закон № 52-ФЗ)).

На «упрощенцев» нововведение распространяется с 1 января 2015 года (п. 1 ст. 2пп. 14 ст. 7 Закона № 52-ФЗ; п. 2 ст. 346.11п. 1 ст. 346.19 НК РФ), а у «вмененщиков» обязанность возникла еще с 1 июля 2014 года (п. 3 ст. 2пп. 14 ст. 7 Закона № 52-ФЗ; п. 4 ст. 346.26ст. 346.30 НК РФ).

Объект обложения налогом на имущество

Порядок налогообложения установлен статьей 378.2 Налогового кодекса. Перечень объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на очередной налоговый период определяется властями субъекта РФ не позднее первого числа соответствующего периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Затем документ направляется в налоговые инспекции по месту нахождения объектов недвижимости и размещается на сайтах субъектов РФ.

Если власти субъекта РФ не приняли закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы, или объекты недвижимости не включены в Перечень в соответствии с законом субъекта РФ, то обязанность по уплате налога на имущество у «спецрежимников» такого региона отсутствует (п. 2 ст. 346.11п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Власти субъекта РФ также устанавливают особенности определения налоговой базы, налоговые льготы (пониженные ставки, полное или частичное освобождение от уплаты налога и т.д.) и основания для их использования (п. 2 ст. 372 НК РФ). Например, в Москве предусмотрено уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 300 квадратных метров площади на одного налогоплательщика в отношении одного объекта недвижимости по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении условий, установленных Законом № 64 (ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

В Перечень включаются следующие виды недвижимости (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Кроме того, с 1 января 2015 года в состав налогооблагаемых объектов включены жилые дома и помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств. Речь идет об объектах, которые учитываются по правилам бухгалтерского учета на других счетах баланса организаций, в частности, в качестве товаров или готовой продукции (Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ (далее - Закон № 347-ФЗ)). Такие объекты облагаются налогом по кадастровой стоимости во всех случаях и вне зависимости от принятия (непринятия) регионального закона в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса или включения (невключения) в Перечень. Аналогичный порядок применяется для объектов иностранных организаций, не имеющих представительств в РФ.

Расчет базы по налогу на имущество имеет ряд особенностей

Закон № 52-ФЗ предусматривает ряд особенностей определения налоговой базы (п. 10 ст. 378.2 НК РФ). Так, выявленные в течение налогового периода объекты включаются в Перечень на очередной налоговый период. Однако если объект образован в течение текущего налогового периода в результате раздела или другого соответствующего законодательству РФ действия, то вновь образованный объект, при условии его соответствия критериям недвижимости, облагается по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет, до включения его в Перечень.

Закон № 347-ФЗ уточнил особенности применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество. Так, изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ). При этом изменение кадастровой стоимости объектов вследствие исправления технической ошибки, допущенной Росреестром при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Расчет налога на имущество и авансовых платежей в 2015 году

В 2015 году исчисление сумм авансовых платежей и налога в отношении объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, производится в общеустановленном порядке (ст. 382 НК РФ), но с учетом особенностей, установленных пунктом 12 статьи 378.2 Налогового кодекса.

Так, сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января 2015 года, умноженная на соответствующую налоговую ставку (подп. 1 п. 12 ст. 378.2НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (кадастровой стоимости объекта), определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за такой период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение такого периода (п. 2 ст. 382 НК РФ).

Что касается налоговых ставок, то их размер не может превышать следующих значений:

1) для Москвы:

  • в 2014 году - 1,5 процента,
  • в 2015 году - 1,7 процента,
  • в 2016 году и последующие годы - 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации:

  • в 2014 году - 1,0 процента,
  • в 2015 году - 1,5 процента,
  • в 2016 году и последующие годы - 2 процента.

При этом конкретные ставки должны быть установлены региональными законами о налоге на имущество.

ПРИМЕР

Компании на УСН принадлежит на праве собственности помещение (более 5000 кв. м) в офисном здании. Оно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, облагаемого налогом на имущество по кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2015 составляет 25 млн. руб. Ставка налога в регионе - 1%. Законодательство региона предусматривает отчетные периоды по налогу на имущество.

Авансовый платеж за I квартал, полугодие, 9 месяцев:

1/4 х 25 000 000 руб. х 1% = 62 500 руб.

Сумма налога за 2015 г.:

25 000 000 руб. х 1% - 62 500 руб. х 3 = 62 500 руб.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на имущество организаций
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все новости по этой теме »

Налог на имущество организаций
Все статьи по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все статьи по этой теме »

Налог на имущество организаций
  • 20.10.2025  

    По результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций налоговым органом заявителю доначислен налог на имущество организаций. Основанием для доначисления налога послужил установленный налоговым органом факт неправомерного исключения заявителем из декларации по налогу на имущество организаций объекта недвижимого имущества. 

    Итог: в у

  • 07.10.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислен налог на имущество организаций в связи с неправомерным применением налоговой льготы, предоставляемой инвесторам, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности. 

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено наличие у общества права на применение налоговой льготы в отношении вновь построенных нежилых з

  • 01.10.2025  

    В связи с неисполнением требований об уплате задолженности по налоговым обязательствам и отсутствием открытых расчетных счетов принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества общества (налогоплательщика). 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения у общества отсутствовала задолженность по налогу на имуще


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 29.10.2025  

    Решением начислены налог по УСН, штраф, указано на занижение налоговой базы, создание схемы дробления бизнеса. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом представлены доказательства создания формального документооборота налогоплательщиком, который фактически продолжал единолично осуществлять предпринимательскую деятельность в спорных торговых точках при номинальной передаче

  • 19.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф ввиду неправомерного применения обществом УСН путем занижения собственных доходов посредством вовлечения в оборот взаимозависимого лица, с которым контрагенты общества заключали договоры субподряда, при этом фактически работы выполнялись обществом. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено отсутствие оснований для исчисления НДС по операциям от

  • 19.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС и пени, указав на применение обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем переноса части выручки от изготовления и реализации готовой продукции на подконтрольных лиц, применяющих специальный налоговый режим. 

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку все организации являлись структурными подразделениями общества, имели общие финансовые, м


Вся судебная практика по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • 11.10.2025  

    Оспариваемым решением обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени в связи с тем, что обществом было допущено умышленное искажение величины физических показателей для расчета сумм единого налога на вмененную деятельность. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку ни одно из указанных налоговым органом доказательств достоверно не подтверждает конкретную площадь торговых залов,

  • 01.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штрафы, указав на применение обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем переноса части выручки на подконтрольных лиц, применяющих специальный налоговый режим в виде ЕНВД. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все хозяйственные операции подконтрольны обществу, подконтрольные лица не являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами

  • 30.07.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (предпринимателю) ЕНВД, пени и штраф, посчитав, что при исчислении ЕНВД последний занизил налоговую базу в результате неправильного определения величины физического показателя "площадь торгового зала". 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт осуществления налогоплательщиком розничной торговли в помещениях площадью, размер которой был применен налого


Вся судебная практика по этой теме »