Аналитика / Налогообложение / Налоговая амнистия — 2015
Налоговая амнистия — 2015
Налоговая амнистия будет предоставлена физическим лицам, которые в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года раскроют информацию о находящемся в их собственности имуществе, открытых банковских счетах и контролируемых ими иностранных компаниях. Их освободят от уголовной, административной и налоговой ответственности за нарушения, связанные с такими активами
18.08.2015Государство предоставило всем физическим лицам (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства) возможность добровольно раскрыть информацию о своем имуществе путем подачи специальной декларации в ближайшую к месту жительства (месту временного пребывания) налоговую инспекцию либо непосредственно в ФНС России в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ (далее - Закон № 140-ФЗ)).
Цель данного нововведения - создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках для обеспечения со стороны государства правовых гарантий сохранности капитала и имущества в собственности физических лиц, а также защиты их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации (ст. 1 Закона № 140-ФЗ) (см. рис. 1).
Рис. 1. Цели Закона № 140-ФЗ
Кроме того, представившим декларацию физлицам (далее - декларанты (ст. 2 Закона № 140-ФЗ)), а также лицам, информация о которых в ней содержится, предоставлены гарантии по освобождению (ч. 1 ст. 4 Закона № 140-ФЗ):
- от уголовной ответственности за деяния, содержащие признаки составов следующих преступлений (ч. 3 ст. 76.1 УК РФ):
- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) или организации (ст. 199 УК РФ);
- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального - предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ);
- административной ответственности за деяния, содержащие признаки ведения предпринимательской деятельности без государственной регистрации, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
- ответственности за налоговые правонарушения.
Однако освобождение от указанных выше видов ответственности возможно только в случае, если (ч. 1, 8 ст. 4 Закона № 140-ФЗ):
- деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями (далее - КИК), информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых также содержится в декларации;
- на дату представления декларации в отношении лица не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления;
- на дату представления декларации в отношении лица не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения;
- на дату представления декларации в отношении лица не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении.
Обращаем ваше внимание на тот факт, что указанные выше гарантии в виде освобождения от уголовной, административной и налоговой ответственности распространяются только на деяния, совершенные до 1 января 2015 года (ч. 13 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).
Также отметим, что в случае раскрытия в декларации сведений об участии юридического лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом и (или) КИК гарантии по освобождению от ответственности распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами компании выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ч. 2 ст. 4 Закона № 140-ФЗ), то есть на топ-менеджмент. При этом сами данные лица в декларации не раскрываются.
Закон № 140-ФЗ предусматривает и другие гарантии. Так, освобождены от налогообложения операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому (ч. 7 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).
Если в декларации будет раскрыта информация об открытых декларантом по состоянию на 1 января 2015 года счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ (об открытии и изменении реквизитов которых физлица обязаны уведомлять налоговые органы согласно Закону о валютном регулировании и контроле (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон о валютном регулировании и контроле))), то все санкции данного закона, которые могли бы быть применены ранее, неприменимы (ст. 7 Закона № 140-ФЗ). То есть и сам счет, и движение денежных средств на нем будут являться абсолютно законными, а сроки уведомления инспекторов не будут считаться нарушенными.
Кроме того, законодатель закрепил в Налоговом кодексе гарантии для лиц, подавших специальную декларацию (Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ (далее - Закон № 150-ФЗ)). Теперь в случае неуплаты или неполной уплаты декларантом либо лицом, указанным в декларации, любых налогов взыскание с них недостающей суммы (п. 2.1 ст. 45 НК РФ) не производится при условии, что обязанность по уплате возникла в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Что можно раскрыть в декларации для целей амнистии
Форма специальной декларации установлена в Приложении № 1 к Закону № 140-ФЗ, а в Приложении № 2 описан порядок ее заполнения. ФНС России уже разработала бесплатное программное обеспечение для заполнения формы, которое размещено на сайте ведомства.
Специальная декларация представляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом.
Рассмотрим, какую информацию может раскрыть декларант, чтобы получить амнистию (ч. 1 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).
Информация об имуществе. Декларант может раскрыть информацию о его праве собственности:
- на земельные участки;
- иное недвижимое имущество - участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130 ГК РФ);
- транспортные средства;
- ценные бумаги, в том числе акции, а также информацию о долях и паях в уставных капиталах российских и (или) иностранных организаций.
Информация раскрывается только в случаях, если декларант:
- признается собственником такого имущества;
- является фактическим владельцем такого имущества.
При этом фактический владелец имущества - физическое лицо, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец осуществляет права собственника этого имущества на основании договора номинального владения имуществом (ст. 2Закона № 140-ФЗ).
Номинальный владелец имущества - лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и (или) по поручению последнего на основании договора номинального владения имуществом.
А договор номинального владения имуществом - это договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника имущества передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению собственника.
Таким образом, декларация в отношении имущества может быть представлена строго при выполнении следующих условий:
1. Декларант является собственником такого имущества.
2. Декларант (в данном случае фактический владелец) заключил договор номинального владения имуществом с лицом, осуществляющим права собственника имущества в интересах и (или) по поручению декларанта.
Примером такой передачи может являться номинальное держание имущества в пользу физического лица на основании трастового договора (соглашения), передача акций профессиональным участникам рынка ценных бумаг и т.п. В иных случаях, когда физическое лицо владеет акциями компании, которая уже непосредственно владеет имуществом, данные правила не распространяются, так как отсутствует договор номинального владения.
Приведем образцы заполнения специальной декларации при отражении информации о владении имуществом (см. рис. 2, 3 и 4).
Причем расположение декларируемого имущества (в России или за ее пределами) значения не имеет. Необходимость возврата в Россию установлена только для движимого имущества, которое находится (ст. 6 Закона № 140-ФЗ):
- в государстве из списка ФАТФ (Исламская Республика Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика);
- в государстве, которое не обеспечивает с РФ обмен информацией для целей налогообложения (перечень таких государств должна утвердить ФНС России).
При этом процедуру возврата имущества на территорию РФ, срок такого возврата Закон № 140-ФЗ никак не регулирует.
Информация о КИК. Декларант вправе раскрыть информацию о КИК, в отношении которых он является контролирующим лицом на дату представления декларации. Причем в целях Закона № 140-ФЗ рассматривается только косвенное участие в КИК.
Контролируемой компанией признается организация, не являющаяся налоговым резидентом РФ и контролирующими лицами которой являются организации и физические лица - резиденты РФ (ст. 25.13 НК РФ).
Информация о счетах в иностранных банках. Декларант имеет право раскрыть информацию об открытых (закрытых) на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках (а также об изменениях их реквизитов), расположенных за пределами РФ, если налоговые органы ранее не были об этом уведомлены. Напомним, в отношении счетов в зарубежных банках физические лица обязаны уведомлять налоговые органы в соответствии с Законом о валютном регулировании и контроле не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) (ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании и контроле).
Информация о банковских счетах, в отношении которых декларант является бенефициарным владельцем. Декларант имеет право раскрыть информацию о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) на дату представления декларации он признается бенефициарным владельцем в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее - Закон о противодействии легализации доходов)), а также представить описание оснований для признания себя бенефициарным владельцем.
Бенефициарный владелец - это лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (ст. 3 Закона о противодействии легализации доходов).
Таким образом, с целью реализации Закона № 140-ФЗ в декларации подлежат раскрытию счета всех компаний (как российских, так и зарубежных), в которых доля прямого и (или) косвенного владения декларанта составляет более 25 процентов.
Для амнистии необходимы дополнительные документы
При раскрытии информации о счетах и активах к декларации необходимо приложить обширный пакет документов, подтверждающих такую информацию. Должны быть представлены (ч. 5 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):
- нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
- иные документы и (или) сведения, прилагаемые по желанию, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;
- опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.
При этом документы и (или) сведения должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
Кроме того, декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об указанных в декларации источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), а также представить документы, подтверждающие свои права и (или) права номинального владельца в отношении объектов имущества (ч. 6 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).
Избегаем отказа в принятии специальной декларации
Налоговый орган может отказать в приеме специальной декларации, если физическим лицом не будут соблюдены все необходимые условия, закрепленные в Законе № 140-ФЗ (ч. 10 ст. 3 Закона № 140-ФЗ), а именно:
- декларация должна быть составлена по установленной форме и заполнена в соответствии с требованиями Закона № 140-ФЗ;
- должна быть составлена опись документов и сведений, прилагаемых к декларации;
- опись документов и сведений должна соответствовать фактическому наличию и реквизитам документов, прилагаемых к декларации;
- должен быть представлен документ, удостоверяющий личность, плюс доверенность на представителя в случае подачи декларации уполномоченным лицом;
- каждый лист декларации должен быть подписан декларантом лично (даже в том случае, если представлять декларацию будет уполномоченное лицо).
Если все перечисленные выше условия выполнены, то налоговики не имеют права отказать в приеме декларации. При этом принимающий инспектор обязан подписать каждый лист экземпляра декларации и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также проставить отметку о принятии декларации с указанием даты и времени приема и с оттиском штампа «Принята». Экземпляр декларации с отметкой о принятии и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, возвращается лицу, подавшему декларацию.
Важно!
Специальная декларация может быть подана только в период с 1 июля по 31 декабря 2015 года и только один раз. Другой возможности у физических лиц не будет.
Если же при принятии документов инспектор обнаружил несоблюдение указанных выше условий, то выдается письменный отказ в приеме декларации с указанием причины.
В заключение отметим, что описанные в статье гарантии распространяются не только на самого декларанта, но и на всех лиц, которые указаны в декларации (ч. 1, 11 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).
В частности, если в результате будущих налоговых проверок у одной из компаний, указанных в декларации, будут выявлены налоговые правонарушения, связанные, к примеру, с приобретением/реализацией имущества, также указанного в специальной декларации, то в отношении такого правонарушения с данной компании не может быть взыскана недоимка по налогам.
Аналогичные преференции распространяются и на личные имущественные налоги физического лица, подающего декларацию. Так, если по транспортному средству, принадлежащему декларанту, не уплачен налог за 2013 год, указание такого транспортного средства в специальной декларации позволит в будущем не платить данный налог даже в случае выявления факта неуплаты налоговиками.
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 13.03.2024 Омич опять забыл заплатить налоги за 239 участков
- 12.12.2023 Директор предприятия в Тобольске скрыл от ФНС 20 млн рублей
- 17.04.2024 ФНС пояснила, можно ли отправить общее уведомление по нескольким налогам
- 09.04.2024 ФНС утвердила форму договора о залоге имущества налогоплательщика-должника
- 04.04.2024 ФНС запустила сервис для подачи заявления на отсрочку или рассрочку по налогам
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 16.04.2024 ИП умер: кому платить его долги с налогами и что делать с сотрудниками
- 13.03.2024 Что такое прогрессивная шкала налогообложения: как работает и в каких странах применяется
- 28.11.2023 Квартира в подарок: зачем застройщики дарят жилье и как платить с него налог
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 14.04.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику налог на доходы иностранных организаций, пени и штраф, выявив, что, будучи налоговым агентом, налогоплательщик (заемщик) не удержал указанный налог при выплате процентов по договорам займа, право требования по которым иностранная компания (кредитор) передала по договору цессии иной иностранной компании.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку уста
- 07.04.2024
Налоговый орган
пришел к выводу, что представленные обществом документы не подтверждают реальность хозяйственных операций (пропуск трафика и оказание услуг по пропуску трафика) между обществом и контрагентами, которые не имели возможности исполнить обязательства, предусмотренные договорами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку приговором подтвержден факт умышленных и согласованных действи
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 18.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2023 г. № Ф08-7968/2023 по делу № А53-26471/2022
- 29.04.2022 Письмо Минфина России от 05.04.2022 г. № 03-02-07/28825
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
- 20.01.2023 Письмо Минфина России от 07.12.2022 г. № 03-02-07/119743
- 09.12.2022 Письмо Минфина России от 11.11.2022 г. № 03-04-06/110041
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
Комментарии