Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговая амнистия — 2015

Налоговая амнистия — 2015

Налоговая амнистия будет предоставлена физическим лицам, которые в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года раскроют информацию о находящемся в их собственности имуществе, открытых банковских счетах и контролируемых ими иностранных компаниях. Их освободят от уголовной, административной и налоговой ответственности за нарушения, связанные с такими активами

18.08.2015
Автор: Екатерина Чиркова, ведущий юрисконсульт департамента налоговой политики компании «Мечел»

Государство предоставило всем физическим лицам (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства) возможность добровольно раскрыть информацию о своем имуществе путем подачи специальной декларации в ближайшую к месту жительства (месту временного пребывания) налоговую инспекцию либо непосредственно в ФНС России в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ (далее - Закон № 140-ФЗ)).

Цель данного нововведения - создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках для обеспечения со стороны государства правовых гарантий сохранности капитала и имущества в собственности физических лиц, а также защиты их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации (ст. 1 Закона № 140-ФЗ) (см. рис. 1).

Рис. 1. Цели Закона № 140-ФЗ

Кроме того, представившим декларацию физлицам (далее - декларанты (ст. 2 Закона № 140-ФЗ)), а также лицам, информация о которых в ней содержится, предоставлены гарантии по освобождению (ч. 1 ст. 4 Закона № 140-ФЗ):

  • от уголовной ответственности за деяния, содержащие признаки составов следующих преступлений (ч. 3 ст. 76.1 УК РФ):

- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193УК РФ);

- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) или организации (ст. 199 УК РФ);

- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального - предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ);

  • административной ответственности за деяния, содержащие признаки ведения предпринимательской деятельности без государственной регистрации, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
  • ответственности за налоговые правонарушения.

Однако освобождение от указанных выше видов ответственности возможно только в случае, если (ч. 1, 8 ст. 4 Закона № 140-ФЗ):

  • деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями (далее - КИК), информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых также содержится в декларации;
  • на дату представления декларации в отношении лица не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления;
  • на дату представления декларации в отношении лица не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения;
  • на дату представления декларации в отношении лица не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении.

Обращаем ваше внимание на тот факт, что указанные выше гарантии в виде освобождения от уголовной, административной и налоговой ответственности распространяются только на деяния, совершенные до 1 января 2015 года (ч. 13 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

Также отметим, что в случае раскрытия в декларации сведений об участии юридического лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом и (или) КИК гарантии по освобождению от ответственности распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами компании выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ч. 2 ст. 4 Закона № 140-ФЗ), то есть на топ-менеджмент. При этом сами данные лица в декларации не раскрываются.

Закон № 140-ФЗ предусматривает и другие гарантии. Так, освобождены от налогообложения операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому (ч. 7 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

Если в декларации будет раскрыта информация об открытых декларантом по состоянию на 1 января 2015 года счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ (об открытии и изменении реквизитов которых физлица обязаны уведомлять налоговые органы согласно Закону о валютном регулировании и контроле (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон о валютном регулировании и контроле))), то все санкции данного закона, которые могли бы быть применены ранее, неприменимы (ст. 7 Закона № 140-ФЗ). То есть и сам счет, и движение денежных средств на нем будут являться абсолютно законными, а сроки уведомления инспекторов не будут считаться нарушенными.

Кроме того, законодатель закрепил в Налоговом кодексе гарантии для лиц, подавших специальную декларацию (Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ (далее - Закон № 150-ФЗ)). Теперь в случае неуплаты или неполной уплаты декларантом либо лицом, указанным в декларации, любых налогов взыскание с них недостающей суммы (п. 2.1 ст. 45 НК РФ) не производится при условии, что обязанность по уплате возникла в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Что можно раскрыть в декларации для целей амнистии

Форма специальной декларации установлена в Приложении № 1 к Закону № 140-ФЗ, а в Приложении № 2 описан порядок ее заполнения. ФНС России уже разработала бесплатное программное обеспечение для заполнения формы, которое размещено на сайте ведомства.

Специальная декларация представляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом.

Рассмотрим, какую информацию может раскрыть декларант, чтобы получить амнистию (ч. 1 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Информация об имуществе. Декларант может раскрыть информацию о его праве собственности:

  • на земельные участки;
  • иное недвижимое имущество - участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130 ГК РФ);
  • транспортные средства;
  • ценные бумаги, в том числе акции, а также информацию о долях и паях в уставных капиталах российских и (или) иностранных организаций.

Информация раскрывается только в случаях, если декларант:

  • признается собственником такого имущества;
  • является фактическим владельцем такого имущества.

При этом фактический владелец имущества - физическое лицо, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец осуществляет права собственника этого имущества на основании договора номинального владения имуществом (ст. 2Закона № 140-ФЗ).

Номинальный владелец имущества - лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и (или) по поручению последнего на основании договора номинального владения имуществом.

А договор номинального владения имуществом - это договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника имущества передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению собственника.

Таким образом, декларация в отношении имущества может быть представлена строго при выполнении следующих условий:

1. Декларант является собственником такого имущества.

2. Декларант (в данном случае фактический владелец) заключил договор номинального владения имуществом с лицом, осуществляющим права собственника имущества в интересах и (или) по поручению декларанта.

Примером такой передачи может являться номинальное держание имущества в пользу физического лица на основании трастового договора (соглашения), передача акций профессиональным участникам рынка ценных бумаг и т.п. В иных случаях, когда физическое лицо владеет акциями компании, которая уже непосредственно владеет имуществом, данные правила не распространяются, так как отсутствует договор номинального владения.

Приведем образцы заполнения специальной декларации при отражении информации о владении имуществом (см. рис. 2, 3 и 4).

Причем расположение декларируемого имущества (в России или за ее пределами) значения не имеет. Необходимость возврата в Россию установлена только для движимого имущества, которое находится (ст. 6 Закона № 140-ФЗ):

  • в государстве из списка ФАТФ (Исламская Республика Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика);
  • в государстве, которое не обеспечивает с РФ обмен информацией для целей налогообложения (перечень таких государств должна утвердить ФНС России).

При этом процедуру возврата имущества на территорию РФ, срок такого возврата Закон № 140-ФЗ никак не регулирует.

Информация о КИК. Декларант вправе раскрыть информацию о КИК, в отношении которых он является контролирующим лицом на дату представления декларации. Причем в целях Закона № 140-ФЗ рассматривается только косвенное участие в КИК.

Контролируемой компанией признается организация, не являющаяся налоговым резидентом РФ и контролирующими лицами которой являются организации и физические лица - резиденты РФ (ст. 25.13 НК РФ).

Информация о счетах в иностранных банках. Декларант имеет право раскрыть информацию об открытых (закрытых) на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках (а также об изменениях их реквизитов), расположенных за пределами РФ, если налоговые органы ранее не были об этом уведомлены. Напомним, в отношении счетов в зарубежных банках физические лица обязаны уведомлять налоговые органы в соответствии с Законом о валютном регулировании и контроле не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) (ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании и контроле).

Информация о банковских счетах, в отношении которых декларант является бенефициарным владельцем. Декларант имеет право раскрыть информацию о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) на дату представления декларации он признается бенефициарным владельцем в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее - Закон о противодействии легализации доходов)), а также представить описание оснований для признания себя бенефициарным владельцем.

Бенефициарный владелец - это лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (ст. 3 Закона о противодействии легализации доходов).

Таким образом, с целью реализации Закона № 140-ФЗ в декларации подлежат раскрытию счета всех компаний (как российских, так и зарубежных), в которых доля прямого и (или) косвенного владения декларанта составляет более 25 процентов.

Для амнистии необходимы дополнительные документы

При раскрытии информации о счетах и активах к декларации необходимо приложить обширный пакет документов, подтверждающих такую информацию. Должны быть представлены (ч. 5 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):

  • нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
  • иные документы и (или) сведения, прилагаемые по желанию, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;
  • опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.

При этом документы и (или) сведения должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.

Кроме того, декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об указанных в декларации источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), а также представить документы, подтверждающие свои права и (или) права номинального владельца в отношении объектов имущества (ч. 6 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Избегаем отказа в принятии специальной декларации

Налоговый орган может отказать в приеме специальной декларации, если физическим лицом не будут соблюдены все необходимые условия, закрепленные в Законе № 140-ФЗ (ч. 10 ст. 3 Закона № 140-ФЗ), а именно:

  • декларация должна быть составлена по установленной форме и заполнена в соответствии с требованиями Закона № 140-ФЗ;
  • должна быть составлена опись документов и сведений, прилагаемых к декларации;
  • опись документов и сведений должна соответствовать фактическому наличию и реквизитам документов, прилагаемых к декларации;
  • должен быть представлен документ, удостоверяющий личность, плюс доверенность на представителя в случае подачи декларации уполномоченным лицом;
  • каждый лист декларации должен быть подписан декларантом лично (даже в том случае, если представлять декларацию будет уполномоченное лицо).

Если все перечисленные выше условия выполнены, то налоговики не имеют права отказать в приеме декларации. При этом принимающий инспектор обязан подписать каждый лист экземпляра декларации и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также проставить отметку о принятии декларации с указанием даты и времени приема и с оттиском штампа «Принята». Экземпляр декларации с отметкой о принятии и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, возвращается лицу, подавшему декларацию.

Важно! 

Специальная декларация может быть подана только в период с 1 июля по 31 декабря 2015 года и только один раз. Другой возможности у физических лиц не будет.

Если же при принятии документов инспектор обнаружил несоблюдение указанных выше условий, то выдается письменный отказ в приеме декларации с указанием причины.

В заключение отметим, что описанные в статье гарантии распространяются не только на самого декларанта, но и на всех лиц, которые указаны в декларации (ч. 1, 11 ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

В частности, если в результате будущих налоговых проверок у одной из компаний, указанных в декларации, будут выявлены налоговые правонарушения, связанные, к примеру, с приобретением/реализацией имущества, также указанного в специальной декларации, то в отношении такого правонарушения с данной компании не может быть взыскана недоимка по налогам.

Аналогичные преференции распространяются и на личные имущественные налоги физического лица, подающего декларацию. Так, если по транспортному средству, принадлежащему декларанту, не уплачен налог за 2013 год, указание такого транспортного средства в специальной декларации позволит в будущем не платить данный налог даже в случае выявления факта неуплаты налоговиками.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 07.12.2016  

    Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик, заключающий крупные по стоимости и важные для основной деятельности сделки в отсутствие какой-либо деловой переписки и личных встреч, без оценки деловой репутации контрагента, наличия у него необходимых ресурсов и опыта, не может быть признан осмотрительным в соответствующем выборе.

  • 07.12.2016  

    Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоп

  • 07.12.2016  

    Суд первой инстанции верно указал, что факт непредставления доказательств дальнейшего использования приобретенного имущества в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, сам по себе не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, а равно и об отсутствии у него намерений от использования приобретенного основного средства в хозяйственной деятельности


Вся судебная практика по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы

Все законодательство по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все законодательство по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все законодательство по этой теме »