Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / «В условиях рецессии увеличивать любые налоги на бизнес — это путь в никуда»

«В условиях рецессии увеличивать любые налоги на бизнес — это путь в никуда»

Повышение налогов вынудит малый бизнес взвинтить цены и сократить штат. Об этом вице-премьера Игоря Шувалова и помощника президента Андрея Белоусова предупредили в «Опоре России». Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин и ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» ВШЭ Андрей Чернявский обсудили ситуацию с ведущим «Коммерсантъ FM» Анатолием Кузичевым

22.07.2014

Глава организации Андрей Бречалов указал, что суммарная нагрузка на бизнес в ближайшие годы увеличится на 382 млрд руб. При этом 37 млрд руб. – придется конкретно на малых предпринимателей. Грядущее повышение налогов ранее анонсировал Минфин.

— Повышение налогов вынудит малый бизнес взвинтить цены и сократить штат. Это совсем плохо? Взвинчивание цен малым бизнесом, сокращение штата, что еще более интригует, малым бизнесом, на мою лично жизнь это какое окажет влияние?

В.К.: Если вы согласны платить за большую часть продукции на 30% больше, чем платите сейчас, то, наверное, никак не окажет. А если есть люди, которые не хотели бы увеличивать свой бюджет и долю семейного бюджета на продукты весьма существенным образом, то, наверное, на их жизни это скажется самым непосредственным образом.

— Речь именно о продуктах, в первую очередь на них окажет?

В.К.: Речь идет практически обо всем, прежде всего, о продуктах питания, которые у нас и так самые дорогие в мире на сегодня.

— А откуда эти цифры, вы сказали 30%?

В.К.: По данным того опроса, который был проведен сразу после того, как стали известны намерения правительства, вопреки тем заявлениям, которые делались до этого в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации до 2018 года. Давались обещания, что налоговая нагрузка на экономику расти не будет. А это — по данным опроса примерно тысячи предпринимателей, которым был задан вопрос, что они будут делать после того как налоговая нагрузка усилится?

— Андрей Васильевич, прошу вас?

А.Ч.: Откуда получается 30% удорожания, мне непонятно. В принципе, понятно другое, бизнес не будет приветствовать любое повышение налогов. Но сейчас сложилась ситуация, при которой действительно плохой и макроэкономический контекст бюджетный, и в особенно плохом положении оказались регионы.

Мы делали недавно оценки, в соответствии с которыми дефицит региональных бюджетов в этом году может превысить 800 млрд руб., хотя непонятно, как регионы будут финансировать такой дефицит, потому что они уже в прошлом году потратили все остатки и сильно закредитовались у банков. В этой связи действительно возникает ситуация, при которой нужно какие-то решения принимать: либо повышать налоги, в ближайшем будущем идет именно введение налогов с продаж. Если мы говорим о повышении НДС и НДФЛ, это более далекая перспектива. И какая альтернатива у такого решения?

— Возможно, как-то сбалансировать федеральный и региональный бюджеты, наполнить их еще как-то? Есть возможность?

А.Ч.: Какие видятся альтернативы? Первое, что приходит в голову, — что найдутся какие-то ресурсы экономии в федеральном бюджете, федеральный бюджет сможет поддерживать регионы больше, чем он поддерживает сейчас.

Федеральный центр вроде бы озабочен поддержкой регионов, но пока принято решение вовлечения бюджетных кредитов на 100 или 150 млрд руб. Это полностью проблему не решает для регионов. И возникают какие-то другие вопросы экономия других расходов федерального бюджета. Но пока это не просматривается, потому что мы видим, что идет и рост оборонных расходов, основных направлений бюджетной политики. Это, так сказать, потребности времени.

— Ситуация диктует.

А.Ч.: Во втором крупнейшем расходе федерального бюджета — это социальный расход, расходы на сбалансированность Пенсионного фонда, тоже необходимо идти на жесткую пенсионную реформу, что население тоже приветствовать не будет. Третий вариант, что регионы будут вынуждены какие-то расходы сокращать, а в регионах у нас основная часть расходов социальной направленности. Поэтому ситуация сложная. Может быть, имеет смысл отдельно говорить о льготах для малых и средних предприятий, интересы которых представляет "Опора России".

— А давайте мы тогда вас спросим об этом, Владислав Леонтьевич?

В.К.: Так сразу предложить альтернативный способ полной балансировки бюджета, конечно, проблематично. Первое, что приходит в голову, — это безусловное повышение качества госуправления, связанное с госзакупками и эффективностью расходования бюджетных средств. Те цифры, которые называл Дмитрий Анатольевич Медведев по поводу госзакупок, о воровстве — 1 трлн руб. в год, наверное, это циферка достаточно серьезная, которая позволила во многом сбалансировать консолидированный бюджет. Тут вопрос стоит еще глубже, о налоге с продаж региональном — но там речь идет о дальнейшем повышении нагрузки на фонд оплаты труда. Но это закрывает, во-первых, перспективы создания тех самых 25 млн высокоэффективных рабочих мест, про которые говорил президент в качестве цели. Во-вторых, просто окончательно добьет и заставит весь бизнес уйти в соседние юрисдикции, где налоговая нагрузка существенно ниже, чем в России. Никто ничего в России производить не будет, соответственно, это дальнейшая диверсия под развитие производственной экономики и перевод ее окончательно в ресурсно-потребительский сектор полностью.

— Владислав Леонидович, в виде письма, очевидно, были ваши предупреждения Шувалову и Белоусову?

В.К.: Да, в виде письма, которое мы рассмотрели на Совете по законодательству "Опоры России", и там достаточно серьезная аргументация с конкретными расчетами с точки зрения увеличения нагрузок.

— Я не сомневаюсь, что письмо было серьезно подготовлено, и наверняка в письме была еще какая-то часть, Игорю Шувалову и Андрею Белоусову. Вы предложили каким другим образом проблему решить? Или вы просто констатировали те проблемы, которые будут у малого бизнеса, а значит и у страны, и у потребителя?

В.К.: Мы констатировали проблемы, потому что с нашей точки зрения, в условиях того, что происходит, рецессии, в которую впадает экономика, увеличивать любые налоги на бизнес — это путь в никуда. Это все только ситуации усугубит, или не позволит их решить, или даст весьма кратковременный эффект, который в течение нескольких месяцев себя исчерпает, и все станет гораздо хуже, чем сегодня.

— Я так понимаю, что это было вполне недвусмысленным резюме того, о чем мы говорили. Андрей Васильевич, есть вам что добавить, есть ваше личное резюме в эту программу?

А.Ч.: Добавить я могу следующее: мне ситуация представляется в несколько ином свете. Во-первых, не знаю, как понравится бизнесменам налоговая нагрузка, если мы уберем нефтегазовый сектор, в России, по сравнению с другими странами, она не высока, существенно ниже, чем в западной Европе. Она сопоставима с налоговой нагрузкой в таких развитых странах, как Соединенные Штаты, Австралия и страны тихоокеанского региона.

Плоская шкала НДФЛ — вещь в мире довольно редкая, я даже не могу привести страну другую, где имеет место плоская шкала НДФЛ. В подавляющем большинстве стран она прогрессивная, потому что это отвечает, ко всему прочему, и представлениям о социальной справедливости.

С другими тезисами можно соглашаться, действительно в период рецессий плохо повышать налоги, это негативно скажется на темпах экономического роста. Я с этим согласен, но считаю, что, если бизнес и будет уходить в другие юрисдикции, в другие страны, это будет связано не с налогами российскими, а с институтами: с плохими институтами, отсутствием гарантий прав собственности, с несовершенной судебной системой.

— А налоги, мы сказали уже, вполне сопоставимы с юрисдикциями, которые признаны повсеместно успешными в смысле ведения бизнеса удачными.

А.Ч.: Более того, если мы берем Западную Европу, там существенно выше налоговое бремя.

— Единственное, тут важно оговориться: у меня есть предположение, что на наш бизнес есть еще кое-какое давление финансовое, которое не обозначено ни в одном законодательном, подзаконном акте: у нас бизнес несколько в специфических условиях существует, это же тоже, наверное, важно иметь в виду?

А.Ч.: Безусловно, я согласен с тезисами о том, что и расходы у нас неэффективные. Что госзакупки делаются под каким-то коррупционным давлением.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »

События в экономике
  • 11.11.2019  

    Общество указывало на излишне уплаченные администрации арендные платежи.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку между сторонами отсутствовали договорные отношения, основанные на действительной сделке в отношении участка. Размер неосновательного обогащения определен исходя из разницы нормативно установленного размера платы за использование муниципального участка и фактически внесенной обществом платы.

  • 06.08.2015  

    Суды обоснованно исходили из того, что здание рынка, в котором находится арендуемое обществом помещение, по совокупности признаков соответствует понятию розничного рынка, установленному п. 2 ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ, что препятствовало выдаче лицензии на реализацию алкогольной продукции, в связи с чем вывод судов о законности оспариваемого отказа министерства в выдаче лицензии является правильным. Довод жалобы об отсутствии разрешения на орган

  • 10.06.2015   Постановление КС РФ от 04.06.2015 № 13-П

Вся судебная практика по этой теме »