Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Договор поставки товаров из Республики Беларусь: каков порядок обложения НДС?

Договор поставки товаров из Республики Беларусь: каков порядок обложения НДС?

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора

01.07.2014
Российский налоговый портал

Российская организация (покупатель) заключила договор поставки товара из Республики Беларусь с белорусской организацией. Договор поставки заключен в рублях. В рамках этого договора оговорено, что в стоимость товара не входит индивидуальная упаковка единицы товара, так как покупатель сам закупает её у сторонней российской компании, изготавливает и передает поставщику. В соответствии с условиями заключенного договора поставщику (белорусской организации) не переходит право собственности на упаковку для товаров. Доставка упаковки в Белоруссию и доставка приобретенных товаров в Россию будут производиться автомобильным транспортом.

Каков порядок обложения НДС описанных операций и каков порядок документооборота при передаче упаковки поставщику и ее возврате на территорию РФ?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Самойлюк Ольга, Королева Елена.

Нормами ст. 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора.

В соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

По договору поставки поставщик-продавец (в данном случае – белорусская организация), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю (Вашей организации) для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 481 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

В рассматриваемой ситуации Ваша организация (покупатель) передает готовую упаковку, приобретенную у сторонней организации, белорусскому поставщику для того, чтобы он осуществил расфасовку (упаковку) приобретаемого Вами товара.

НДС

Территории Республики Беларусь (РБ) и Российской Федерации (РФ) (равно как и Республики Казахстан) составляют единую таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее - ТК ТС).

При осуществлении сделок между налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза (далее - ТС) необходимо руководствоваться:

– Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее – Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.);

– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее – Протокол) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.);

– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.);

– национальным налоговым законодательством. При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протоколов (ст. 7 НК РФ).

Передача упаковки поставщику товара

В соответствии со ст. 1 Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза, с территории одного государства – участника Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза.

При экспорте товаров с территории одного государства – участника Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза, применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

Отметим, что нормами Соглашения или Протокола не установлено специфического определения понятия «реализация». Соответственно, в данном случае применимо определение реализации, установленное нормами российского налогового законодательства.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары – на безвозмездной основе.

В рассматриваемой ситуации при передаче упаковки для расфасовки товара белорусскому поставщику право собственности на нее сохраняется за Вашей организацией. Следовательно, передача упаковки поставщику для расфасовки товара и ее возврат не признаются реализацией и, соответственно, не образуют объекта обложения НДС. А значит, в данном случае у Вашей организации отсутствует обязанность по предоставлению в налоговый орган каких бы то ни было документов по анализируемой операции. При передаче упаковки поставщику счет-фактура также не составляется (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Обратите внимание, что в Соглашении, Протоколе, равно как в главе 21 НК РФ, отсутствуют нормы, касающиеся предоставления подтверждающих документов в налоговый орган в данном случае.

Импорт товара из Белоруссии

В соответствии со ст. 1 Соглашения под импортом товара понимается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства – участника ТС с территории другого государства – участника ТС. При этом взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС, осуществляется налоговым органом государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Для целей Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

В данном случае Ваша организация (резидент РФ) по договору поставки приобретает право собственности на товар, ввозимый (импортируемый) из РБ, соответственно, плательщиком НДС признается Ваша организация.

Согласно п. 5 ст. 2 Протокола НДС по товарам, импортированным на территорию РФ с территории РБ, исчисляется организацией - импортером (резидентом РФ) по налоговым ставкам, установленным законодательством РФ.

Напомним, что при ввозе товаров на территорию РФ применяются налоговые ставки в размере 10% и 18% (в зависимости от вида ввозимого товара) (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Налоговая база по НДС должна быть определена Вашей организацией на дату принятия на учет импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта) (п. 2 ст. 2 Протокола).

В рассматриваемой ситуации НДС уплачивается в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 7 ст. 2 Протокола). Также не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, Вашей организации следует представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 г. № 69н, и документы, подтверждающие ввоз товаров и уплату НДС (п. 8 ст. 2 Протокола, смотрите также письма Минфина России от 10.02.2012 г. № 03-07-13/01-09, ФНС России от 19.12.2011 г. № ЕД-4-3/21591@).

Документооборот при передаче упаковки белорусскому поставщику и ее возврате на территорию РФ

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации состав оформляемых первичных документов зависит от обычаев документооборота, существующих в РФ. В то же время перечень документов, необходимых для оформления операции по передаче упаковки, может быть установлен условиями договора, заключенного между Вашей и белорусской организациями.

Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) все формы первичных учетных документов определяются руководителем организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

В момент передачи упаковки поставщику Вашей организации следует оформить накладную на отпуск материалов на сторону (может быть взята за основу форма № М-15, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а). Может применяться документ и любой другой формы (акт произвольной формы, другой документ, который в соответствии с учетной политикой Вашей организации предназначен для оформления операций по внутреннему перемещению товаров), главное - чтобы он содержал перечень обязательных реквизитов (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ) и подтверждал факт приемки-передачи упаковки.

Вами сообщено, что доставка упаковки со склада Вашей организации до белорусского поставщика производится автомобильным транспортом.

Согласно подп. 38 п. 1 ст. 4 ТК ТС под транспортными (перевозочными) документами понимаются коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.

Учитывая нормы п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272, документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная, форма которой утверждена в качестве Приложения № 4 к Правилам.

С учетом изложенного полагаем, что для подтверждения факта перемещения упаковки с территории РФ на территорию Республики Беларусь силами российского перевозчика может использоваться транспортная накладная.

Кроме того, при перемещении товаров в ТС с использованием автомобильного транспорта российскими организациями может использоваться форма 1-Т «Товарно-транспортная накладная», утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 (письмо Минтранса России от 24.05.2010 г. № ОБ-16/5460, п. 5 письма Минфина России от 19.10.2010 г. № 03-07-08/296).

В письме ФНС России от 30.05.2013 г. № ЕД-3-3/1928@ разъясняется, что вместо товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т может использоваться международная товарно-транспортная накладная (CMR).

При возврате упаковки от поставщика к Вашей организации (вместе с приобретаемым товаром) считаем целесообразным запросить у белорусской организации отчет, содержащий, в частности, сведения о количестве упаковки, поступившей в ее распоряжение, и о количестве упаковки, фактически использованной поставщиком при фасовке поставляемых товаров. Источником информации о количестве использованной упаковки в данном случае являются также транспортные (товаросопроводительные) документы, в которых также указываются сведения об упаковке поставляемых товаров.

К сведению:

При экспорте в пределах Таможенного союза вместо таможенной декларации оформляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Казахстана или Белоруссии. Экземпляр такого заявления организации представляется покупателем.

Также следует учитывать, что при экспорте в страны Таможенного союза не требуется наличие отметок таможенных органов, в том числе на транспортных и товаросопроводительных документах, поскольку таможенный контроль на границе отменен.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 28.06.2023  

    Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под

  • 31.05.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн

  • 16.10.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 09.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой базы по хозяйственным операциям с контрагентами.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные налогоплательщиком на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами, оспариваемое решение не

  • 12.07.2023  

    Налоговый орган доначислил недоимку по НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о необоснованном невключении налогоплательщиком в налогооблагаемую базу по НДС сумм, полученных в возмещение затрат на биологическую рекультивацию земель.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик в соответствии с действующим законодательством обязан был исчислить сумму НДС с оказа

  • 22.02.2023  

    Проверкой выявлено занижение налоговой базы в результате переноса части выручки по взаимоотношениям с контрагентами, не являющимися плательщиками НДС, на подконтрольную организацию, применяющую УСН, отражения завышенного объема субподрядных работ.

    Итог:в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций не подтверждена, сотрудники контрагента фактически являлись сотрудниками


Вся судебная практика по этой теме »