Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Отсутствие предупреждения эксперта об уголовной ответственности не является основанием для признания решения налогового органа недействительным

Отсутствие предупреждения эксперта об уголовной ответственности не является основанием для признания решения налогового органа недействительным

20.01.2014
«КонсультантПлюс»
Автор: Мухин Г.

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 № А57-1823/2013

Организация добывала нефть и поставляла ее как на внутренний рынок, так и на экспорт. Налоговый орган провел в отношении компании выездную проверку. Для исследования рыночной цены экспортируемой нефти была назначена экономическая экспертиза. На основании экспертного заключения инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик неправомерно занизил выручку от реализации, поскольку цена по внешнеторговым сделкам была меньше рыночной. Контролирующий орган принял решение о доначислении налога на прибыль, начислении соответствующих пеней и штрафа.

Организация с таким решением не согласилась и оспорила его в судебном порядке. Она ссылалась, в частности, на незаконность экспертизы, поскольку инспекция не предупредила эксперта об уголовной ответственности. Суды первых двух инстанций признали оспариваемое решение действительным. ФАС Поволжского округа позицию нижестоящих судов поддержал. Он руководствовался следующим.

Согласно п. 1 ст. 95 НК РФ в необходимых случаях к проведению конкретных действий по осуществлению налогового контроля (в том числе выездных проверок) может привлекаться эксперт. За отказ от участия в проверке либо за дачу заведомо ложного заключения установлена налоговая ответственность (ст. 129 НК РФ). Суд указал, что предупреждение эксперта о такой ответственности предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Однако норм, обязывающих должностных лиц информировать экспертов (свидетелей) об уголовной ответственности, в налоговом законодательстве нет. Суд пришел к выводу, что решение инспекции не может быть признано недействительным на том основании, что эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Тенденция вопроса

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлениях от 30.04.2013 № А32-29944/2010, от 18.01.2013 № А20-527/2012, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлениях от 09.03.2011 № А46-7512/2010, от 12.08.2010 № А46-24848/2009  также пришли к выводу, что Налоговый кодекс РФ не содержит требований о предупреждении эксперта об уголовной ответственности.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 04.02.2009 № А34-2512/08  указал, что отсутствие упомянутого предупреждения является нарушением ст. 95 НК РФ и ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2011 № А46-7357/2010 (Определением ВАС РФ от 27.06.2011 № ВАС-7908/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Вместе с тем в названном Постановлении кассационный суд согласился с судом апелляционной инстанции в том, что отсутствие подписи эксперта, подтверждающей, что он осведомлен об уголовной ответственности, не является основанием для признания справок эксперта недопустимым доказательством. Однако последняя позиция разделяется не всеми судами. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 08.02.2011 № А12-15933/2009  отметил, что справка эксперта не может быть принята в качестве допустимого доказательства, поскольку эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 01.01.2018  

    Определение отменено в части отказа в признании незаконных действий арбитражного управляющего, поскольку арбитражным управляющим не было соблюдено требование календарной очередности удовлетворения текущих требований одной очереди, что повлекло нарушение очередности погашении текущих требований по оплате НДФЛ.

  • 13.11.2017  

    Принимая во внимание изложенное, учитывая, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по н

  • 01.11.2017  

    Выдача распоряжения банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты налогов не создает правовых последствий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса, если к моменту предъявления соответствующего платежного поручения плательщик знал (не мог не знать) о неспособности кредитного учреждения обеспечить перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Оценив представленные в м


Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки
  • 11.12.2017  

    Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения. Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины общества во вменяемом ему налоговом правонарушении, поскольку у ЗАО документы, з

  • 06.12.2017  

    Суд апелляционной инстанции указал, что объективной стороной вменяемого обществу нарушения является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ; при этом процессуальной обязанностью налогового органа в рамках рассматриваемого спора является док

  • 09.10.2017  

    То обстоятельство, что по результатам камеральных проверок за период отношений общества с поставщиком инспекция не производила ему доначисление налогов, не свидетельствует о неправомерности доначисления налогов обществу по результатам выездной налоговой проверки. В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса налоговые проверки проводятся в форме камеральных и выездных проверок. Целью проведения проверок обоих видов являетс


Вся судебная практика по этой теме »