Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как уберечь свою компанию от новых штрафов и претензий налоговиков?

Как уберечь свою компанию от новых штрафов и претензий налоговиков?

16.01.2014
Журнал «Семинар для бухгалтера»
Автор: Алексей Петров, практикующий аудитор, специалист в области налогового, финансового, управленческого консалтинга, бизнес-тренер, эксперт Школы СКБ Контур

План видеосеминара:

1. У налоговиков стало больше поводов для штрафов.

2. Требовать документы и пояснения инспекторы будут чаще.

3. Если счет заблокирован, открыть новый в другом банке не получится.

У налоговиков стало больше поводов для штрафов

С 1 января 2014 года вступили в силу важные поправки по штрафам. И у инспекторов появилось еще больше оснований, чтобы привлекать и компании, и бизнесменов к налоговой ответственности. Причем в некоторых случаях платить придется больше. Давайте разбираться, что же здесь нового.

Начну с того, что теперь штрафовать за просроченную декларацию могут и налоговых агентов. Такой вывод следует из обновленной редакции статьи 119 НК РФ. Изменения в нее внес Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ.

Кстати, раньше отвечать по этой статье приходилось только налогоплательщикам. А налоговых агентов, которые вовремя не подали декларацию, могли оштрафовать всего на 200 руб. на основании статьи 126 НК РФ. То есть за то, что они не подали в инспекцию нужные для налогового контроля сведения. Причем представители Минфина России подчеркивали это еще в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/38. И больше свою позицию не меняли.

А когда налоговики на местах были против такого подхода, суды все равно поддерживали компании. Например, в постановлениях ФАС Уральского округа от 25 июня 2008 г. № Ф09-4562/08-С2 и  ФАС Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. по делу № А56-24960/2005.

А с 1 января 2014 года налоговым агентам, которые припозднились с декларацией, уже придется платить штраф по статье 119 НК РФ. Рассчитывается он по-старому – 5 процентов от недоимки за каждый полный или неполный месяц со дня просрочки. Штраф нужно рассчитывать именно с неуплаченной суммы налога! Как раз этот момент законодатели и уточнили (Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Это значит, что теперь налоговики не смогут посчитать штраф в процентах от налога, который перечислили вовремя, а с отчетом просрочили. Но минимум все равно заплатить придется. Он не изменился и равен 1000 руб. Максимум тоже прежний – 30 процентов от не уплаченной в срок суммы.

Теперь о санкциях по статье 120 НК РФ. С 1 января 2014 года штрафовать за грубые нарушения в учете будут не только компании, но и предпринимателей. Такие поправки внес Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ.

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– А какие нарушения считаются грубыми?

– Когда нет первички, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета. А также если вы с ошибками или не вовремя отразили на счетах, в налоговых регистрах и отчетности операции, деньги, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения. Причем во втором случае речь должна идти уже о систематических нарушениях. То есть два раза в год и чаще. Все это прописано в пункте 3 статьи 120 НК РФ.

Сам размер штрафа остался прежним – 10 тыс. руб., если нарушение затрагивает один налоговый период. А если несколько, придется заплатить 30 тыс. руб. Когда же из-за ошибок занижен налог, то санкции составят 20 процентов от неуплаченной суммы. Но не меньше 40 тыс. руб. Так что последствия, как видите, весьма серьезные.

Еще один важный момент. Теперь налоговики смогут выписать сразу два штрафа, если компания по их требованию не представит данные о контрагенте. Но законодатели в статье 93.1 НК РФ четко разграничили, за что и сколько придется платить. Так, если не сообщить нужные инспекторам сведения (или сделать это не вовремя), то налоговики оштрафуют по статье 129.1НК РФ на 5 тыс. руб. А если не представить требуемые документы или подать их с просрочкой, то придется заплатить 10 тыс. руб. Основанием будет пункт 2 статьи 126 НК РФ.

Кстати, раньше отвечать за подобные нарушения нужно было формально только по статье 129.1НК РФ. Именно так было прописано в старой редакции статьи 93.1 НК РФ. Но налоговики при этом все равно пытались штрафовать по пункту 2 статьи 126 НК РФ. Там ведь штраф больше. Однако суды чаще вставали на сторону компаний. К примеру, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. № Ф04-623/2009(1322-А75-49).

Теперь же налоговики законно могут выписывать десятитысячный штраф. Причем заплатить его придется, даже если вы не представили всего один документ.

Ну и последнее важное уточнение. В пункт 2 статьи 126 НК РФ законодатели тоже внесли изменения. И оштрафовать по нему с 1 января 2014 года инспекторы могут не только компании, но и предпринимателей. Для этих двух категорий штраф теперь одинаковый – 10 тыс. руб. Причем отвечать за непредставленные документы придется даже физическим лицам. Для них санкцию сделали 1000 руб.

Требовать документы и пояснения инспекторы будут чаще

С нового года вступили в силу поправки в статью 88 НК РФ. Их внес Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ. Благодаря этим изменениям теперь у налоговиков появилось еще больше поводов, чтобы требовать документы и пояснения при камералке.

Так, с 1 января 2014 года в пункте 3 статьи 88 НК РФ прописано два новых условия, когда инспекторы могут запросить пояснения.

Во-первых, если компания подала уточненку к уменьшению. Причем не важно, за налоговый или отчетный период. В этом случае инспекторам нужно письменно объяснить, почему уменьшился налог.

А во-вторых, когда в декларации или расчете заявлен убыток. Тогда его размер придется обосновать.

Кстати, напомню и про прежнее условие. Оно не поменялось. Так, налоговики могут потребовать письменные пояснения, если они нашли в отчете ошибки или противоречия в сведениях. А также когда данные в декларации или расчете не соответствуют тем, что есть у проверяющих.

Во всех этих случаях представить пояснения нужно в течение пяти дней. Причем имеются в виду именно рабочие дни (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Интересно, что в Налоговом кодексе нет ответственности за то, что компания не предоставила налоговикам такие пояснения. Но игнорировать их запросы я никому не советую. Ведь тогда инспекторы могут нагрянуть с выездной проверкой.

Ну, а теперь о документах. С 1 января 2014 года налоговики вправе запросить бумаги, если компания уменьшит налог или увеличит убыток в уточненке за период старше двух лет. Тогда инспекторы вправе потребовать первичку и регистры налогового учета. А также другие документы, которые подтвердят, что изменения в отчетности действительно обоснованны. Об этом сказано в новом пункте 8.3 статьи 88 НК РФ.

Такие бумаги компании обязательно должны представить инспекторам. Для этого есть 10 рабочих дней после дня, когда получено требование от налоговиков (абз. 1 п. 3 ст. 93 и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Иначе будет штраф по статье 126 НК РФ – 200 руб. за каждый непредставленный документ.

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– А как представить документы инспекторам? Это обязательно должны быть подлинники?

– Не обязательно. В общем случае налоговикам вполне достаточно копий на бумаге. Но обязательно с подписью руководителя компании и печатью. Причем заверить нужно каждую копию, а не подшивку всех документов. Об этом налоговики сообщили в письме от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459. Кстати, можно подать документы и в электронном виде по ТКС. Для этого естьПорядок, утвержденный приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Но если инспекторам нужно ознакомиться с оригиналами, тогда организация должна представить именно их. Ведь так написано в пункте 2 статьи 93 НК РФ. В этом случае компания получит специальное уведомление по форме из письма ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.

А другие случаи, когда налоговики при камералке могут запросить документы, есть в таблице (см. ниже. – Примеч. ред.).

Когда и какие документы налоговики могут запросить в рамках камеральной проверки

УсловиеДокументы
Компания применяет льготы по налогам Те, что подтвердят льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)
Налоговая отчетность сдана без обязательных документов Которые нужно прикладывать к декларации, о чем прямо прописано в Налоговом кодексе РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ)
Декларация по НДС к возмещению Те, что подтвердят вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ)
Декларации по налогам: земельному, водному, на добычу природных ископаемых Документы, которые являются основанием, чтобы рассчитать и заплатить налог (главы 31, 25.2 и 26 НК РФ)

Если счет заблокирован, открыть новый в другом банке не получится

Раньше Налоговый кодекс не запрещал тем компаниям, у которых налоговики заблокировали счет, открыть еще один, но уже в другом банке. То есть ограничение распространялось лишь на тот банк, в котором был заблокированный счет.

А с 1 января 2014 года вступили в силу поправки, которые внес Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ. И теперь при блокировке счета открыть новый не получится, даже если выбрать другой банк. Об этом сказано в обновленной редакции пункта 12 статьи 76 НК РФ.

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– А когда налоговики могут заблокировать счет? И если инспекторы примут такое решение, неужели нельзя будет пользоваться всеми деньгами, что есть у компании в банке?

– Приостановить операции по счету налоговики могут только в двух случаях. Во-первых, если компания не выполнила требование инспекции и так и не заплатила налог, пени или штрафы. А во-вторых, если вовремя не сдана декларация. Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 76 НК РФ.

Так вот, когда речь идет о долге перед бюджетом, операции приостанавливаются только в пределах той суммы, что указана в решении о блокировке. Такой порядок следует из абзацев 3 и 4 пункта 2 статьи 76 НК РФ. То есть всеми деньгами сверх задолженности компания пользоваться может. А если счет заблокирован из-за не вовремя сданной декларации, то блокируется вся сумма, что есть на счете. Это подтверждают и представители Минфина России в письмах от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1–167 и от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1–182.

Кроме того, 1 июля 2014 года изменится пункт 2 статьи 86 НК РФ. А скорректирует его Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ. Тогда налоговики смогут запрашивать нужные сведения у банков и по статье 93.1 НК РФ.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Право приостановления операций по расчетным счетам
Все новости по этой теме »

Право истребовать документы
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Право приостановления операций по расчетным счетам
Все статьи по этой теме »

Право истребовать документы
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
  • 27.02.2014  

    При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций налоговый орган обосновал необходимость участия сотрудников управления в мероприятиях налогового контроля, проводимых в ходе выездной налоговой проверки, тем, что требовалось проведение конкретных действий по розыску и опросу руководителей и сотрудников контрагентов общества - закрытого акционерного общества «Межрегионсоюзэнерго», общества «Санаторий Каширские роднички&raqu


  • Вся судебная практика по этой теме »

    Право приостановления операций по расчетным счетам
    • 04.03.2016   Само по себе снижение финансово-хозяйственной деятельности и коммерческой активности общества не может являться основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер. Кассационная жалоба налогового органа была оставлена без удовлетворения.
    • 10.01.2014  

      Признав недействительным обжалуемое решение, суды правильно исходили из того, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, поскольку ограничение по распоряжению принадлежащим должнику имуществом возможно исключительно в рамках дела о банкротстве.

    • 15.08.2013  

      Вывод судов о том, что по чеку серии ВЖ № 3693283 общество обоснованно снимало денежные средства на выплату заработной платы, очередность выплаты которой предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, соответствует материалам дела


    Вся судебная практика по этой теме »

    Право истребовать документы
    • 07.10.2013  

      Подлежат выяснению причины невозможности представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований

    • 05.05.2010   Отсутствие конкретных реквизитов (индивидуализирующих признаков) документов в требовании не позволяет налоговому органу привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае их непредставления. В тоже время, оспариваемое требование само по себе не нарушает права налогоплательщика, поскольку положения статей 89, 93 НК РФ в их совокупности и взаимной связи не содержат запрета налоговому органу истребовать любые документы, относящиеся к
    • 18.04.2010   Поскольку подтвержден факт неполучения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, в его действиях отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ

    Вся судебная практика по этой теме »

    Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
    Все законодательство по этой теме »

    Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
    Все законодательство по этой теме »

    Право приостановления операций по расчетным счетам
    Все законодательство по этой теме »

    Право истребовать документы
    Все законодательство по этой теме »