Аналитика / Налогообложение / Амортизация незарегистрированных ОС. Переходные положения
Амортизация незарегистрированных ОС. Переходные положения
Бухгалтеру придется скорректировать в налоговом учете суммы амортизации по объектам, введенным в эксплуатацию в конце 2012 — начале 2013 года, но не прошедшим к моменту ввода госрегистрацию прав,а также предоставить в инспекцию «уточненки»
14.01.2014«Актуальная бухгалтерия»С 23 августа 2013 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс1, касающиеся начисления амортизации по объектам основных средств (ОС), которые были введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, но не имели документальных доказательств подачи документов на государственную регистрацию прав после указанной даты. Данные поправки устранили неоднозначное понимание Налогового кодекса в редакции Закона № 206-ФЗ2, тем самым исключив споры между инспекциями и компаниями. Однако до их принятия успели возникнуть другие проблемы.
Отсутствие переходных положений — причина противоречий
До 1 января 2013 года ОС, подлежащие государственной регистрации прав, могли быть включены в состав соответствующей амортизационной группы только с момента документального подтверждения подачи документов на регистрацию3. Начиная с первого дня текущего года законодатели, следуя выводам Президиума ВАС РФ4, признали пункт 11 статьи 258 Налогового кодекса утратившим силу5. Кроме того, они дали четкое указание на то, что новый порядок начисления амортизации распространяется на все объекты амортизируемого имущества6, а момент регистрации прав на недвижимость значения не имеет. Изменения позволили компаниям безбоязненно начислять амортизацию при отсутствии госрегистрации прав на объекты, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Однако Закон № 206-ФЗ не давал однозначного ответа о возможности или невозможности начисления амортизации на объект, уже эксплуатирующийся до 1 января 2013 года, но не зарегистрированный в установленном порядке.
По мнению Минфина России, собственник в данной ситуации должен был применять прежний порядок начисления амортизации ввиду того, что действие Закона № 206-ФЗ распространяется только на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года (т. е. с даты вступления изменений в силу)7. Налоговики, оставаясь солидарными с финансовым ведомством, все же в одном из своих писем признали существование двоякого толкования новой редакции Налогового кодекса8.
Таким образом, Закон № 206-ФЗ создал предпосылки для возникновения налоговых споров между инспекторами и компаниями, решившими начислять амортизацию на незарегистрированное в 2013 году, но бывшее в эксплуатации до 1 января этого года имущество. Учитывая отсутствие арбитражной практики, вероятность благоприятного исхода судебного спора для фирм являлась достаточно высокой. Это было связано с тем, что действующая в тот момент редакция пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса не содержала специальных правил — переходных положений. Компании, руководствуясь принципом «не запрещено — значит, разрешено», могли начислять амортизацию. Кроме того, они учитывали мнение судей, которые указывали, что отсутствие государственной регистрации прав на объект недвижимости не может являться основанием для лишения налогоплательщика права на учет расходов через амортизацию9.
Противоречия устранены, но их последствия еще скажутся
Закон № 215-ФЗ ввел те самые переходные положения, отсутствие которых трактовалось налоговиками как один из доводов правомерности применения фирмами прежнего порядка начисления амортизации (с даты подачи документов на госрегистрацию10.
Разработчики, по всей видимости, руководствовались опасениями налоговиков, что поступления в бюджет налога на прибыль сократятся ввиду роста сумм амортизации. Они предусмотрели в тексте закона прямое указание: начислять амортизацию по объектам, подлежащим государственной регистрации и введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, необходимо начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы были поданы на регистрацию (см. пример ниже).
ПРИМЕР
Компания купила здание и ввела его в эксплуатацию 29.10.2012. Документы на государственную
регистрацию прав на объект недвижимости поданы в ноябре 2012 г. С этого же месяца фирма начала начислять амортизацию, ее ежемесячная сумма составляет 8000 руб. Здание было зарегистрировано в январе 2013 г.
Согласно поправкам, внесенным Законом № 215-ФЗ, амортизацию следовало начислять с 1 декабря. Таким образом, ноябрьская сумма начислена излишне, возникает недоимка по налогу на прибыль за 2012 г. В августе 2013 г. необходимо произвести корректировку:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет
«Расчеты по налогу на прибыль»
– 1600 руб. – (8000 руб. × 20%) — скорректирован налог на прибыль за 2012 г.;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты
по налогу на прибыль» КРЕДИТ 51
– 1600 руб. — доплачен налог на прибыль за 2012 г.
А также доначислить налог на прибыль, пени по нему и подать уточненную декларацию за 2012 г.
У бухгалтеров, поспешивших с начислением амортизации, вероятно, возникнет вопрос: необходимо ли представлять уточненные декларации по налогу на имущество за 2012 год, по налогу на прибыль за 2012-й либо за первое полугодие 2013 года, или будет достаточно отразить правильные данные в декларации за 9 месяцев? По налогу на имущество ничего исправлять и представлять не нужно. Поправки Закона № 215-ФЗ относятся только к налоговому учету, а база для расчета налога на имущество формируется из данных бухгалтерского. «Уточненку» по налогу на прибыль за 2012 год придется представить11. А вот по поводу необходимости исправлений в промежуточных декларациях 2013 года обратимся к статьям 54 и 81 Налогового кодекса. Согласно им, ошибку в налоговом учете исправляют в том периоде, в котором она была фактически допущена. Поскольку налоговое законодательство не указывает, следует ли фирме подавать исправленные промежуточные декларации, ответ на поставленный выше вопрос формирует сложившаяся практика, которая не является однозначной.
Инспекторы на местах полагают, что при обнаружении ошибок в налоговых декларациях, поданных за предшествующие периоды, налогоплательщик должен изменить каждую декларацию, в которой им были допущены искажения показателей. При невыполнении данного требования фирма может быть привлечена к ответственности за занижение налоговой базы. Однако Президиум ВАС РФ в своем письме12 разъяснил, что в данной ситуации привлекать фирму к ответственности за неуплату авансовых платежей неправомерно. Вся дальнейшая арбитражная практика, не нарушая единообразия, сложилась в пользу компаний. Так, ФАС Поволжского округа13, отменяя решение инспекции, указал, что представление уточненных деклараций в случае обнаружения ошибок, не приводящих к занижению налоговой базы, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Следовательно, привлечь фирму к ответственности по неверным промежуточным декларациям инспекторы не вправе. Кроме того, Закон № 215-ФЗ устанавливает освобождение от ответственности за неуплату/неполную уплату налога на прибыль в отношении налогоплательщиков, начислявших с 1 января 2013 года амортизацию по ранее эксплуатировавшимся объектам ОС, в отношении которых документы не были переданы на госрегистрацию прав.
Таким образом, компании, занизившие базу по налогу на прибыль вследствие неверного начисления сумм амортизации, могут, не опасаясь штрафных санкций со стороны инспекторов, самостоятельно выбрать один из удобных им вариантов корректировки сумм начисленной амортизации за отчетные периоды 2013 года. Однако налогоплательщику, принявшему решение не представлять уточненные декларации, следует быть готовым обосновать правомерность своей позиции фискальным органам.
1) Федеральный закон от 23.07.2013 № 215-ФЗ (далее — Закон № 215-ФЗ)
2) Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ (далее — Закон № 206-ФЗ)
3) п. 11 ст. 258 НК РФ
4) пост. Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 № 6909/12
5) Закон № 206-ФЗ
6) п. 4 ст. 259 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ
7) письма Минфина России от 05.04.2013 № 03-03-06/4/11151, от 12.03.2013 № 03-03-06/1/7285
8) письмо ФНС России от 31.05.2013 № ЕД-4-3/9944@
9) пост. ФАС МО от 12.02.2013 № Ф05-16516/12
10) письмо ФНС России от 31.05.2013 № ЕД-4-3/9944 @
11) ст. 122 НК РФ
12) информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71
13) пост. ФАС ПО от 14.02.2011 № А55-10400/2010
Темы: Налог на прибыль  Налог на имущество организаций  Учетная политика предприятия  
- 18.04.2024 Разработчики ПО хотят продления льготной ставки налога на прибыль для IT-компаний
- 16.04.2024 ИП на спецрежимах надо подтвердить льготу по налогу на имущество до мая
- 12.04.2024 В I чтении одобрили законопроект об освобождении грантов на инновации от налога на прибыль
- 20.04.2024 Приближается срок уплаты «авансов» по имущественным налогам за первый квартал
- 17.04.2024 В Москве собственники 33 спортивных объектов могут получить льготы по налогу на имущество
- 10.04.2024 ФНС начала рассылку сообщений об «имущественных» налогах организаций за 2023 год
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 08.02.2024 Кабмин собирается обсудить сокращение отчетности для малого бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искажения фактов хозяйственной деятельности.Итог: требование удовлетворено в части определения суммы штрафа, в остальной части в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты необходимых ресурсов не имеют, обладают признаками номинальных организаций, движение денежных средств по их счетам носит транзитный характер; нар
- 01.05.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени, штраф в связи с установлением налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки схемы минимизации налоговых платежей со стороны общества путем создания в проверяемом периоде формального документооборота с поставщиками услуг.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не проверены доводы и доказательства сторон о
- 01.05.2024
Заявителю доначислен
налог на имущество организаций, начислены пени и штраф в связи с выводом о неправомерном применении заявителем льготы, установленной п. 2.3 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", при исчислении налога на имущество в отношении объекта недвижимого имущества.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку заявителем представлены доказател
- 21.04.2024
Решением обществу
доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы по налогам.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку поздние получение документов либо государственная регистрация права на объекты налогообложения, зависящие от воли общества, не являются основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.
- 06.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс
- 16.01.2024
Общество ссылается
на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.
- 03.05.2023
Определением частично
удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу - 27.02.2023
Обществом было
допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово
- 27.04.2024 Письмо Минфина России от 04.04.2024 г. № 03-03-06/2/30898
- 26.04.2024 Письмо Минфина России от 15.03.2024 г. № 03-04-06/23546
- 26.04.2024 Письмо Минфина России от 25.03.2024 г. № 03-03-06/1/26450
- 07.05.2024 Письмо Минфина России от 17.01.2024 г. № 03-05-05-01/2911
- 24.04.2024 Письмо Минфина России от 18.03.2024 г. № 03-03-05/24185
- 18.04.2024 Письмо ФНС России от 25.03.2024 г. N БС-4-21/3348@
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии