Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Амортизация незарегистрированных ОС. Переходные положения

Амортизация незарегистрированных ОС. Переходные положения

Бухгалтеру придется скорректировать в налоговом учете суммы амортизации по объектам, введенным в эксплуатацию в конце 2012 — начале 2013 года, но не прошедшим к моменту ввода госрегистрацию прав,а также предоставить в инспекцию «уточненки»

14.01.2014
«Актуальная бухгалтерия»
Автор: Светлана Кузьменко, ведущий юрист департамента бухгалтерского учета аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

С 23 августа 2013 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс1, касающиеся начисления амортизации по объектам основных средств (ОС), которые были введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, но не имели документальных доказательств подачи документов на государственную регистрацию прав после указанной даты. Данные поправки устранили неоднозначное понимание Налогового кодекса в редакции Закона № 206-ФЗ2, тем самым исключив споры между инспекциями и компаниями. Однако до их принятия успели возникнуть другие проблемы.

Отсутствие переходных положений — причина противоречий

До 1 января 2013 года ОС, подлежащие государственной регистрации прав, могли быть включены в состав соответствующей амортизационной группы только с момента документального подтверждения подачи документов на регистрацию3. Начиная с первого дня текущего года законодатели, следуя выводам Президиума ВАС РФ4, признали пункт 11 статьи 258 Налогового кодекса утратившим силу5. Кроме того, они дали четкое указание на то, что новый порядок начисления амортизации распространяется на все объекты амортизируемого имущества6, а момент регистрации прав на недвижимость значения не имеет. Изменения позволили компаниям безбоязненно начислять амортизацию при отсутствии госрегистрации прав на объекты, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Однако Закон № 206-ФЗ не давал однозначного ответа о возможности или невозможности начисления амортизации на объект, уже эксплуатирующийся до 1 января 2013 года, но не зарегистрированный в установленном порядке.

По мнению Минфина России, собственник в данной ситуации должен был применять прежний порядок начисления амортизации ввиду того, что действие Закона № 206-ФЗ распространяется только на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года (т. е. с даты вступления изменений в силу)7. Налоговики, оставаясь солидарными с финансовым ведомством, все же в одном из своих писем признали существование двоякого толкования новой редакции Налогового кодекса8.

Таким образом, Закон № 206-ФЗ создал предпосылки для возникновения налоговых споров между инспекторами и компаниями, решившими начислять амортизацию на незарегистрированное в 2013 году, но бывшее в эксплуатации до 1 января этого года имущество. Учитывая отсутствие арбитражной практики, вероятность благоприятного исхода судебного спора для фирм являлась достаточно высокой. Это было связано с тем, что действующая в тот момент редакция пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса не содержала специальных правил — переходных положений. Компании, руководствуясь принципом «не запрещено — значит, разрешено», могли начислять амортизацию. Кроме того, они учитывали мнение судей, которые указывали, что отсутствие государственной регистрации прав на объект недвижимости не может являться основанием для лишения налогоплательщика права на учет расходов через амортизацию9.

Противоречия устранены, но их последствия еще скажутся

Закон № 215-ФЗ ввел те самые переходные положения, отсутствие которых трактовалось налоговиками как один из доводов правомерности применения фирмами прежнего порядка начисления амортизации (с даты подачи документов на госрегистрацию10.

Разработчики, по всей видимости, руководствовались опасениями налоговиков, что поступления в бюджет налога на прибыль сократятся ввиду роста сумм амортизации. Они предусмотрели в тексте закона прямое указание: начислять амортизацию по объектам, подлежащим государственной регистрации и введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, необходимо начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы были поданы на регистрацию (см. пример ниже).

ПРИМЕР

Компания купила здание и ввела его в эксплуатацию 29.10.2012. Документы на государственную

регистрацию прав на объект недвижимости поданы в ноябре 2012 г. С этого же месяца фирма начала начислять амортизацию, ее ежемесячная сумма составляет 8000 руб. Здание было зарегистрировано в январе 2013 г.

Согласно поправкам, внесенным Законом № 215-ФЗ, амортизацию следовало начислять с 1 декабря. Таким образом, ноябрьская сумма начислена излишне, возникает недоимка по налогу на прибыль за 2012 г. В августе 2013 г. необходимо произвести корректировку:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет

«Расчеты по налогу на прибыль»

– 1600 руб. – (8000 руб. × 20%) — скорректирован налог на прибыль за 2012 г.;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты

по налогу на прибыль» КРЕДИТ 51

– 1600 руб. — доплачен налог на прибыль за 2012 г.

А также доначислить налог на прибыль, пени по нему и подать уточненную декларацию за 2012 г.

У бухгалтеров, поспешивших с начислением амортизации, вероятно, возникнет вопрос: необходимо ли представлять уточненные декларации по налогу на имущество за 2012 год, по налогу на прибыль за 2012-й либо за первое полугодие 2013 года, или будет достаточно отразить правильные данные в декларации за 9 месяцев? По налогу на имущество ничего исправлять и представлять не нужно. Поправки Закона № 215-ФЗ относятся только к налоговому учету, а база для расчета налога на имущество формируется из данных бухгалтерского. «Уточненку» по налогу на прибыль за 2012 год придется представить11. А вот по поводу необходимости исправлений в промежуточных декларациях 2013 года обратимся к статьям 54 и 81 Налогового кодекса. Согласно им, ошибку в налоговом учете исправляют в том периоде, в котором она была фактически допущена. Поскольку налоговое законодательство не указывает, следует ли фирме подавать исправленные промежуточные декларации, ответ на поставленный выше вопрос формирует сложившаяся практика, которая не является однозначной.

Инспекторы на местах полагают, что при обнаружении ошибок в налоговых декларациях, поданных за предшествующие периоды, налогоплательщик должен изменить каждую декларацию, в которой им были допущены искажения показателей. При невыполнении данного требования фирма может быть привлечена к ответственности за занижение налоговой базы. Однако Президиум ВАС РФ в своем письме12 разъяснил, что в данной ситуации привлекать фирму к ответственности за неуплату авансовых платежей неправомерно. Вся дальнейшая арбитражная практика, не нарушая единообразия, сложилась в пользу компаний. Так, ФАС Поволжского округа13, отменяя решение инспекции, указал, что представление уточненных деклараций в случае обнаружения ошибок, не приводящих к занижению налоговой базы, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Следовательно, привлечь фирму к ответственности по неверным промежуточным декларациям инспекторы не вправе. Кроме того, Закон № 215-ФЗ устанавливает освобождение от ответственности за неуплату/неполную уплату налога на прибыль в отношении налогоплательщиков, начислявших с 1 января 2013 года амортизацию по ранее эксплуатировавшимся объектам ОС, в отношении которых документы не были переданы на госрегистрацию прав.

Таким образом, компании, занизившие базу по налогу на прибыль вследствие неверного начисления сумм амортизации, могут, не опасаясь штрафных санкций со стороны инспекторов, самостоятельно выбрать один из удобных им вариантов корректировки сумм начисленной амортизации за отчетные периоды 2013 года. Однако налогоплательщику, принявшему решение не представлять уточненные декларации, следует быть готовым обосновать правомерность своей позиции фискальным органам.


1) Федеральный закон от 23.07.2013 № 215-ФЗ (далее — Закон № 215-ФЗ)

2) Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ (далее — Закон № 206-ФЗ)

3) п. 11 ст. 258 НК РФ

4) пост. Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 № 6909/12

5) Закон № 206-ФЗ

6) п. 4 ст. 259 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ

7) письма Минфина России от 05.04.2013 № 03-03-06/4/11151, от 12.03.2013 № 03-03-06/1/7285

8) письмо ФНС России от 31.05.2013 № ЕД-4-3/9944@

9) пост. ФАС МО от 12.02.2013 № Ф05-16516/12

10) письмо ФНС России от 31.05.2013 № ЕД-4-3/9944 @

11) ст. 122 НК РФ

12) информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71

13) пост. ФАС ПО от 14.02.2011 № А55-10400/2010

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на прибыль
Все новости по этой теме »

Налог на имущество организаций
Все новости по этой теме »

Учетная политика предприятия
Все новости по этой теме »

Налог на прибыль
Все статьи по этой теме »

Налог на имущество организаций
Все статьи по этой теме »

Учетная политика предприятия
Все статьи по этой теме »

Налог на прибыль
  • 15.06.2025  

    Налоговым органом сделан вывод о необоснованном предъявлении обществом к вычету НДС и неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затрат по взаимоотношениям с заявленными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в представленных первичных учетных документах содержатся недостоверные сведения; обществом создан фиктивный документоо

  • 15.06.2025  

    Обществу доначислены НДС и налог на прибыль, начислен штраф за неполную уплату налогов в связи с завышением расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на сумму затрат по хозяйственным операциям с контрагентами, и с необоснованным предъявлением к вычету НДС. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие между обществом и контрагентами реальных хозяйственных операций и

  • 15.06.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штраф. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды по заявленным финансово-хозяйственным операциям в виде незаконного применения вычетов по НДС; обществом неправомерно занижены внереализационные доходы по налогу на прибыль на сумму списанной в бухгалтерском и налоговом учете креди


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на имущество организаций
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.

  • 28.05.2025  

    Налоговый орган доначислил налог на имущество, пени и штрафные санкции ввиду неправомерного применения обществом льготной (пониженной) ставки 1,5 процента в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015, вместо ставки 2,2 процента.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в отношении спорных объектов недвижимости установлена дата постройки, введения в эксплуатацию и

  • 16.02.2025  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении нежилого объекта недвижимости.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил факт наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество организаций.


Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 16.01.2024  

    Общество ссылается на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.

  • 03.05.2023  

    Определением частично удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу

  • 27.02.2023  

    Обществом было допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово


Вся судебная практика по этой теме »