
Аналитика / Налогообложение / Выманить бизнес из офшоров можно «пряниками»
Выманить бизнес из офшоров можно «пряниками»
Счетная палата России в ноябре предложила ряд мер, которые, по мнению чиновников, будут способствовать деофшоризации российской экономики. В частности, ведомство считает целесообразным создать единый список офшорных зон, ввести «офшорный налог» и принять ряд других мер. С этими предложениями выступил аудитор Сергей Штогрин на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных применению трансфертного ценообразования и использованию офшорных компаний с целью уклонения от уплаты налогов
10.12.2013Quote.rbc.ruОднако в понедельник, 9 декабря, Минфин выразил свое скептическое отношение к некоторым из предложенных мер, в частности к введению «офшорного налога», то есть налогообложения офшорных сделок. «Это обходится в один шаг, - полагает замминистра финансов Сергей Шаталов. - Например, Украина и Казахстан ввели такие меры. Если я осуществляю сделку с офшором, то в этом случае нужно доплатить дополнительный налог. Большой или маленький - это не имеет значения, налогоплательщику это не нравится. В этом случае он выбирает компанию, которая находится не в офшоре и через которую транзитом осуществляется сделка с последующим офшором». «Если это ловится в один шаг, надо делать двухступенчатую схему, - добавил С.Шаталов. - Простые, примитивные меры, как правило, не дают позитивного эффекта».
Необходимо сделать схемы офшорного кредитования невыгодными
Напомним, год назад, в декабре 2012г., президент РФ поручил правительству разработать систему по возвращению российских активов из офшоров и внести соответствующие предложения. В июне 2013г. было заявлено о разработке национального плана борьбы с офшорами. В Минфине рассчитывают, что решения по деофшоризации российской экономики, которые готовятся ведомствами, вступят в силу уже во второй половине 2014г. Однако речь идет о не том, чтобы свернуть все транзакции с офшорными зонами, а о том, чтобы добиться прозрачности сделок, что позволило бы определить ставки налогообложения. Впрочем, аналитики пока скептически относятся к таким мерам, считая, что от слов до дела пройдет много времени, в течение которого могут появиться модернизированные с учетом новых реалий схемы ухода от налогов. Кроме того, как считают эксперты, односторонними мерами тут не обойтись: чтобы вернуть бизнес в Россию, необходимо улучшение бизнес-климата в стране в целом.
Сейчас значительная часть офшорного бизнеса в России построена по принципу выдачи собственником кредита из офшорной зоны в пользу российской дочерней компании, комментирует ситуацию начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев. Как следствие, российские «дочки» могут быть обременены чрезмерными кредитами, а собственник чувствует себя защищенным, так как при попытке захватить его российский бизнес потенциальные рейдеры получат лишь долги. В то же время, продолжает эксперт, вся прибыль российских «дочек» за счет таких схем может выводиться в виде процентов по кредитам в офшорные зоны, а государство лишается налоговых поступлений. Кроме того, подобные схемы способны запутать денежного регулятора - в такой ситуации Банку России сложно отделить действительные кредиты от фиктивных, определить фактический размер прямых иностранных инвестиций в российскую экономику и отток капитала, констатирует К.Бушуев. По его словам, это существенно усложняет процесс денежно-кредитного регулирования.
Что касается предлагаемых Счетной палатой мер, то, по мнению К.Бушуева, их может быть недостаточно. "С одной стороны, необходимо сделать сами схемы офшорного кредитования невыгодными, и здесь важно проработать наиболее эффективные меры. Возможно, потребуются и некоторые "пряники" для бизнесменов, легализующих свой офшорный бизнес в России, например налоговые амнистии", - говорит эксперт. Но более важно, по его мнению, создать такую внутреннюю бизнес-среду в России, которая позволяла бы предпринимателю чувствовать себя полностью защищенным в стране, осознавать, что его бизнес не сможет отобрать никто, невзирая на погоны или еще какие-либо высокие звания. Это процесс улучшения бизнес-климата, создание действительно сильной правовой системы, которая бы от полицейского до судьи охраняла права предпринимателя. Наконец, немаловажным фактором, по мнению эксперта, может быть повышение в целом доверия предпринимателей к российской экономике, финансово-кредитной системе и национальной валюте. Все эти меры необходимо реализовывать вместе, в противном случае результирующий вектор окажется равным нулю.
Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников считает, что новые меры направлены скорее не на наполнение бюджета, а на борьбу с выводом капитала. Хотите выводить капитал - выводите «под налог». Бюджету, считает А.Верников, это мало что даст: если налог на транзакции будет большим, будут быстро придуманы новые схемы ухода от налогов. Кроме того, на создание механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний требуется время, как и на другие законодательные изменения, поэтому в ближайшее время новых поступлений в бюджет не ожидается, считает эксперт.
По его мнению, вероятнее всего, эти нововведения только усложнят схему ухода от налогов. Чем дольше они будут вводиться, тем быстрее будет придуманы новые способы их обойти.
- 12.08.2025 ФНС выявила массовые схемы ухода от налогов кадровыми агентствами
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 31.07.2025 Путин подписал закон о внесудебном порядке взыскания налоговой задолженности с физлиц
- 22.07.2025 Госдума приняла закон о налоговых преференциях для резидентов международных ТОР
- 17.07.2025 Госдума утвердила внесудебный порядок взыскания налогов с физлиц
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 29.07.2025 Как изменится работа маркетплейсов: новые правила цифровой экономики с 2026 года
- 28.07.2025 Продажа недвижимости в 2025 году: как изменилось налогообложение и что теперь важно знать
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 07.09.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и налог на прибыль, указывая на создание между обществом и контрагентами формального документооборота, с целью минимизации налоговых обязательств в условиях, когда спорные контрагенты не являлись фактическими поставщиками товаров и услуг.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание обществом фиктивного документооборота для получения налог
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ссылаясь на неполное отражение предпринимателем в налоговой декларации полученного дохода от выполнения субподрядных работ, от реализации строительных материалов по договорам поставки и розничной купли-продажи.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая правовая оценка совокупности установленных в рам
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил налог на прибыль и НДС, ссылаясь на искажение обществом сведений о фактах хозяйственной жизни в целях получения налоговой экономии.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено создание обществом с контрагентами формального документооборота в рамках договоров поставки и оказания услуг с целью необоснованного получения вычета по НДС и неправомерного формир
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 31.08.2025 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2024 г. № Ф06-1616/2024 по делу № А65-15687/2023
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-04-05/125814
Комментарии