Логин Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как составить бухгалтерский баланс за 2012 год и соблюсти все новые правила

Как составить бухгалтерский баланс за 2012 год и соблюсти все новые правила

Чем поможет эта статья: Вы  правильно составите и сдадите бухгалтерскую отчетность за прошлый год, не упустив из виду важные изменения в законодательстве.

От чего убережет: Если ваша компания малая, вам не придется заполнять традиционные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Вы сможете воспользоваться упрощенными бланками

07.02.2013
«Главбух»
Автор: Роман Тимохин, ведущий эксперт

Вы знаете, что с начала 2013 года вступил в силу новый Закон о бухучете. Это Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ). Он внес много изменений в работу бухгалтеров. О них надо помнить при подготовке бухотчетности за 2012 год. Хотя закон и заработал в 2013 году, но правила, что там прописаны для отчетности, надо применять и к прошлому году. В Минфине России это подтвердили (см. также комментарий ниже). К счастью, новые требования привнесли лишь удобства в вашу работу. Обо всем мы подробно расскажем в статье. Но для начала уточним, в какие сроки надо отчитаться.

Если ваша компания на упрощенке

Упрощенщики не должны сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год в ИФНС и Росстат.

Бухгалтерскую отчетность за 2012 год формируйте по правилам нового Закона о бухучете

Разъясняет Юрий Лермонтов, советник государственной гражданской службы III класса

— В 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтому формировать бухотчетность за прошлый год нужно с учетом требований данного закона (см. также информацию Минфина России № ПЗ-10/2012). Так надо делать несмотря на то, что типовые формы отчетности из приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н еще не приведены в соответствие с Законом № 402-ФЗ.

Вот кратко новые требования, которые важно учесть. Во-первых, подписывать отчетность обязан только руководитель организации. Подпись главного бухгалтера не нужна. Поскольку отчетность компании представляют в несколько адресов (учредители, налоговая инспекция, Росстат), ее должен подписывать один и тот же человек. Во-вторых, отчет о прибылях и убытках следует именовать как отчет о финансовых результатах. В-третьих, пояснительную записку и аудиторское заключение в состав отчетности включать больше не нужно.

Отчетность сдайте в инспекцию не позднее 1 апреля, при желании в электронном виде

Теперь законодатели четко прописали срок сдачи бухотчетности. Как в налоговую инспекцию, так и в подразделение Росстата отчетность нужно представить не позднее трех месяцев после того, как закончится год. То есть до 31 марта включительно. Поскольку в 2013 году эта дата выпадает на воскресенье (выходной день), крайний срок отодвигается на ближайший рабочий день — 1 апреля.

Напомним, что в старом законе о бухучете — Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ — говорилось, что сдать бухотчетность нужно в течение 90 дней после окончания года. При этом не уточнялось, о каких днях идет речь. Конечно, многие ориентировались на календарные дни. Но были и те, кто считал срок сдачи отчетности в ИФНС в рабочих днях. Причем такой подход удавалось отстоять в суде. Но теперь в новом Законе о бухучете подобной неясности нет. И значит, больше нет повода для споров.

А в каком виде сдавать отчеты? Как и раньше, и в инспекцию, и в Росстат отчетность можно передавать с нарочным или отправлять попочте в бумажном варианте. Новый закон, как и старый, необязывает представлять баланс, отчет о прибылях и убытках и остальные формы потелекоммуникационным каналам связи.

Но если у вас есть желание и вы уже сдаете налоговые декларации через спецоператора связи, бухотчетность тоже можете направить инспекторам через Интернет. В таком случае воспользуйтесь электронными форматами. Для типовых бланков они утверждены приказом ФНС России от 15 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/87@. А для упрощенных форм, адресованных малым предприятиям, есть свой формат — в приказе ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/881@.

На всех формах достаточно подписи директора

Сейчас по новым правилам получается, что подпись главного бухгалтера на формах отчетности больше не нужна. Вообще в типовых бланках баланса и иных форм отчетности предусмотрено две подписи: руководителя организации и главного бухгалтера. Однако в Законе № 402-ФЗ нет специального порядка, руководствуясь которым нужно подписывать отчеты. Но сказано, что бухотчетность считается составленной после того, как ее экземпляр подпишет руководитель компании (обычно это генеральный директор).

Так что, если свою подпись вы не поставите, налоговики все равно должны принять отчетность. Ну а если решите все-таки завизировать, ошибки в этом тоже не будет. Даже напротив, так вы выполните формальные требования приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее — приказ № 66н).

Больше не требуется составлять пояснительную записку

Вот еще одно приятное изменение в правилах. Закон № 402-ФЗ не требует сдавать пояснения в составе отчетности для ИФНС и Росстата. Тут вы действуете на свое усмотрение.

Вы можете вообще ничего не пояснять. Но в ряде случаев наверняка у инспекторов возникнут вопросы. Например, в балансе по строке 1150 вы отразили небольшую стоимость основных средств. Хотя на самом деле в собственности вашей компании есть имущество, учтенное на счете 01. Просто оно уже самортизировано. Вот информацию об этом стоит все же раскрыть.

Кстати, аудиторское заключение тоже больше не надо прикладывать к годовой отчетности. Но если ваша компания относится к малым, то обычно вы обходились без этого документа и раньше.

Обучающий курс по теме

Особенности бухгалтерской отчетности подписчики нашего журнала могут изучить в Высшей Школе Главбуха.

За малую компанию можно отчитаться в сокращенном варианте

Вы ведете учет в компании, которая является малой? В таком случае у вас есть два варианта, как можно отчитаться в сокращенном варианте. А не по общим правилам наравне со всеми. Критерии, по которым предприятие можно считать малым, вы найдете в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Один из основных показателей — средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек.

Первый вариант

Вы можете заполнить только баланс и отчет о прибылях и убытках. Причем можете ставить везде укрупненные показатели. То есть суммировать значения по группам статей без дополнительной расшифровки.

Второй вариант

Вы можете сдать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Они приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Чем же такая отчетность будет отличаться от той, что вы заполните на общепринятых бланках (то есть от первого варианта)?

Показатели в таких формах будут еще более укрупнены, чем обычно. Судите сами. Актив упрощенного баланса состоит из одного раздела вместо двух и включает в себя только пять показателей плюс один итоговый. А в пассиве надо отразить лишь шесть показателей в одном разделе (вместо трех разделов) плюс одну итоговую величину.

То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы отчетности. Какой код строки ставить в таком случае? Ставьте код того показателя, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа № 66н.

Что касается отчета о прибылях и убытках, то в нем всего семь строк вместо привычных 18. Кроме того, отсутствует в упрощенной форме такого отчета и раздел «Справочные данные». В остальном правила заполнения те же, что и для упрощенного баланса. Рассмотрим еще один пример.

Не исключена ситуация, что вам вообще нечего будет отразить в какой-то конкретной строке. Тогда и не приводите ее совсем — если формируете отчеты в компьютерной программе. Или поставьте прочерки. Кстати, это правило действует как для общих форм, так и для упрощенных.

Частые вопросы о том, как заполнять бухгалтерский баланс

Как отражать здание, которое эксплуатируют, но еще не зарегистрировали?

Эти объекты учитывают в составе основных средств на отдельном субсчете. Отразите стоимость недвижимости в группе статей 1150 за минусом сумм начисленной амортизации.

Нужно ли показывать дивиденды за 2012 год, объявленные после 31 декабря, но до представления отчетности пользователям?

Нет, не нужно. Доходы от участия в капитале, объявленные по результатам года, являются событием после отчетной даты.

Где отражать аванс, полученный в счет арендной платы?

В составе кредиторской задолженности (группа статей 1520). Если показатель является существенным, выделите его в отдельной строке. Аналогичным образом отразите НДС с этой предоплаты.

Показывать ли в балансе недостачу и потери от порчи ценностей, виновник которых не установлен?

Нет, не нужно. Потери вы отнесете на прочие расходы текущего периода, которые списывайте на финансовые результаты организации.

Разместить:
Viktoriya
26 марта 2013 г. в 10:22

Добрый день! Спасибо огромное за ценную информацию! Всё очень кратко и понятно!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 18.07.2014  

    В ходе проверки было установлено, что при определении дохода от предпринимательской деятельности, подлежащего учету при исчислении УСН, предприниматель не учел доход от продажи нежилых помещений. Суды пришли к выводу о том, что реализация названного недвижимого имущества осуществлена налогоплательщиком в рамках его предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах полученный доход от реализации данного имущества подлежит учету при исчислении н

  • 09.07.2014  

    Суды принимая во внимание противоречивость сведений, предоставляемых инспекцией предпринимателю по спорному заявлению, пришли к выводу о том, что налоговый орган не доказал факт отсутствия у него заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, поступившего от предпринимателя после регистрации.

  • 11.06.2014  

    Суд удовлетворил заявленные требования налогоплательщика, поскольку целевые средства получены не были. Занижение внереализационных доходов на сумму технической помощи, которая была использована не по назначению, налоговым органом не доказано.


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.

  • 02.09.2013  

    Пунктом 4 статьи 283 НК РФ отнесена обязанность налогоплательщиков хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все законодательство по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
Все законодательство по этой теме »

Политика конфиденциальности