
Аналитика / Налогообложение / За тридевять земель по делам: учет командировочных расходов
За тридевять земель по делам: учет командировочных расходов
При найме жилья у гражданина понадобятся договор и расписка
21.09.2012журнал «Главная книга»(?) Наши работники в командировке снимали квартиру у физического лица. По возвращении они приложили к авансовому отчету только договор найма жилого помещения, заключенный с одним из командированных. Достаточно ли этого для отражения расходов на жилье в налоговом учете? Обязаны ли мы сообщать в налоговую инспекцию о полученных наймодателем доходах?
О.Л. Маракулина, г. Брянск
Ответ
Для беспроблемного учета расходов на наем жилья вам нужен не только договор, но и документы, подтверждающие оплату <1>. Например, обычная расписка от владельца квартиры о получении им денег.
Кстати, проверьте, какой период сдачи квартиры в аренду указан в договоре. Естественно, он должен совпадать с периодом нахождения работников в командировке. Учитывая, что договор оформлен с одним работником, расходы на проживание в своем авансовом отчете должен отразить только он и только ему вы сможете их возместить.
Что касается НДФЛ с дохода в виде арендной платы, то о нем вы никуда сообщать не обязаны, поскольку налоговым агентом не являетесь. Ведь договор был заключен между владельцем квартиры и вашим работником, которому вы просто возместили расходы.
Служебная поездка надомника в другую местность - обычная командировка
(?) Наша организация находится в Москве. Собираемся открыть подразделение в Санкт-Петербурге. Для этого наняли работника, который живет в Питере и занимается организационными вопросами, а после будет назначен руководителем ОП. В трудовом договоре как место его работы указан Санкт- Петербург. Работник периодически ездит в Москву в головной офис. Можно ли учесть выплаты в связи с такими его поездками как командировочные расходы?
С.Н. Минаенко, г. Москва
Ответ
В настоящее время ваш питерский сотрудник фактически работает как надомник <2>. Для него поездки из места работы - города Санкт-Петербурга - в Москву являются командировкой. Расходы на нее могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в обычном порядке <3>.
Выходной в командировке - тоже выходной
(?) Мы отправили работника в командировку на 10 дней в Бельгию на семинар. В выходные семинар не проводился. Должны ли мы предоставить работнику отгулы за выходные в командировке или оплатить их? Ведь он не мог вернуться домой на это время.
Л.Г. Куренкова, г. Екатеринбург
Ответ
Нет, не должны. Хотя работник и находился в другой стране не по своей воле, в выходные дни свое служебное задание он не выполнял, а отдыхал. А предоставить день отгула или оплатить день в двойном размере нужно, если работник в выходной или нерабочий праздничный день привлекался к выполнению своих служебных обязанностей, в том числе в командировке <4>. К примеру, если бы семинар проходил и в выходной.
Поездка к постоянному месту работы не может быть командировкой
(?) Директор нашей организации проживает в г. Санкт-Петербурге. Там у нас открыто представительство. Но в трудовом договоре директора местом его работы указан г. Москва. И он регулярно приезжает в Москву на 2-3 дня в неделю. При этом ему выплачиваются суточные, оплачивается проживание и проезд. Можно ли расходы на его поездки учесть для целей налогообложения прибыли? Облагаются ли НДФЛ и взносами суточные и компенсация расходов на проживание и проезд директора?
И.О. Чапкевич, г. Москва
Ответ
Если в соответствии с трудовым договором директор "работает в Москве", то его якобы командировки в Москву выглядят несколько странно. Направить работника в командировку можно только вне места его постоянной работы <5>. И тот факт, что он на самом деле проживает в другом городе, никакой роли не играет. Поэтому учитывать расходы на такие поездки директора при расчете налога на прибыль нельзя. При проверке их у вас обязательно снимут.
Аналогичная ситуация и с другими налогами: поскольку поездки директора - не командировки, то "суточные" и компенсация расходов являются его доходом, с которого нужно начислить НДФЛ и страховые взносы. В категорию необлагаемых выплат они не попадут.
С другой стороны, формально можно признать поездки директора из Москвы в Санкт-Петербург командировками. Тогда ваша организация сможет учесть в расходах и стоимость проезда работника в обе стороны, и суточные. Но вы должны будете каждый раз оформлять ему служебные задания - фиксировать в письменной форме, что он должен сделать в Санкт-Петербурге. Хотя такое оформление командировки наверняка вызовет вопросы проверяющих.
Оптимальным решением в вашей ситуации будет переоформление трудового договора с директором, чтобы постоянным местом его работы был указан Санкт-Петербург. И тогда все его поездки в Москву будут обычными командировками.
Еще один пункт назначения не требует оформления новой командировки
(?) Работник отправлен в командировку с 23 июля по 3 августа в Самару. Так как служебное задание он выполнил досрочно, он позвонил и устно согласовал с руководством, что отправится в другую командировку с 27 по 31 июля прямо из Самары в Ульяновск. А оттуда уже вернется домой. Означает ли это, что вторая командировка в Ульяновск прерывает первую? И как теперь все это правильно оформить по документам?
И.С. Служинина, г. Пермь
Ответ
Главное, чтобы все принимающие работника организации проставили отметки о выбытии и прибытии в том командировочном удостоверении, которое было выдано ему изначально (форма N Т-10 это позволяет). Конечно, в этом удостоверении будет указана только одна принимающая организация и, возможно, другая цель поездки, нежели та, с которой он приедет во вторую принимающую компанию. Но это не проблема. На лицевой стороне командировочного удостоверения можно просто дописать еще одно место назначения.
О том, что работник направляется в новый пункт назначения из первого места командирования, лучше издать отдельный приказ. В нем же можно отметить изменение срока пребывания работника в командировке. А по возвращении работника можно будет составить дополнительное служебное задание по работе командированного во второй организации, в котором он и напишет краткий отчет.
Для признания расходов на проезд достаточно бланка заказа железнодорожного билета
(?) Работник в июне ездил в командировку, где приобрел обратный билет на поезд в электронном виде, оплатил его со своей личной банковской карты. Сам билет он не получал, так как прошел электронную регистрацию на поезд. В бухгалтерию работник предоставил распечатку бланка заказа с сайта РЖД. Можем ли мы возместить ему стоимость обратного проезда и учесть ее в расходах?
Е.К. Подгорная, г. Курск
Ответ
Кроме электронного билета, для подтверждения расходов хорошо бы иметь платежный документ. Однако и косвенных подтверждений (в частности, приказа о направлении работника в командировку и командировочного удостоверения с отметками) достаточно для признания стоимости электронного билета в расходах <6>.
В будущем таких проблем не должно быть. Сегодня при покупке билета на поезд через Интернет вместо бланка заказа формируется сам электронный билет, который можно распечатать в любой момент, зайдя в личный кабинет на сайте РЖД. Билет оформляется по форме, утвержденной Минтрансом <7>, и содержит контрольный купон. Этот купон относится к документам строгой отчетности <8>. Поэтому бланка электронного билета достаточно для подтверждения расходов на проезд на поезде (хотя и недостаточно для проезда, в поезд без посадочного талона не пустят). И никакие платежные документы точно уже не понадобятся, что подтверждает и Минфин <9>.
Отсутствие приказа о командировке не грозит штрафами
(?) Существуют ли штрафные санкции за отсутствие приказов о командировках по форме N Т-9 и Т-9а, учитывая, что служебные задания и командировочные удостоверения у нас есть?
Т.С. Биджаева, г. Ангарск
Ответ
Минфин и ФНС признавали эти приказы необязательными для подтверждения расходов при расчете налога на прибыль <10>. Ведь основанием для принятия командировочных расходов к налоговому учету являются авансовый отчет и подтверждающие документы. Поэтому привлечь организацию к налоговой ответственности за отсутствие первички в такой ситуации нельзя <11>.
С другой стороны, приказ о направлении работника в командировку поможет доказать обоснованность расходов, если работник потеряет командировочное удостоверение <12> или если в нем будет некому проставить отметки о прибытии и выбытии (к примеру, командируемый направлялся к физическому лицу <13>). Даже если работник просто забудет проставить отметки в удостоверении, на основании приказа и билетов можно будет учесть командировочные расходы при расчете налога на прибыль.
<1> подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
<2> ст. 310 ТК РФ
<3> подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 05.07.2011 N 03-03-06/1/394
<4> п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение); ст. 153 ТК РФ
<5> п. 3 Положения
<6> Письмо Минфина от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384
<7> Приказ Минтранса от 31.08.2011 N 228
<8> п. 2 Приказа Минтранса от 31.08.2011 N 228
<9> Письмо Минфина от 08.11.2011 N 03-03-06/1/719
<10> Письма Минфина от 14.09.2009 N 03-03-05/169; ФНС от 25.11.2009 N МН-22-3/890
<11> ст. 120 НК РФ
<12> Постановления ФАС ЗСО от 04.10.2011 N А27-16987/2010; ФАС МО от 11.04.2011 N КА-А40/1664-11-2
<13> Письмо Минфина от 16.08.2011 N 03-03-06/3/7
Темы: Командировочные расходы, в т.ч. суточные  Бухгалтерский учет и аудит  
- 13.06.2019 Как подтвердить расходы на проезд в командировку, если посадочный талон электронный
- 27.10.2017 Работник возвращается из командировки в выходной: как оплачивается ему этот день?
- 20.10.2017 Как подтвердить командировочные расходы, если оплата была произведена платежной картой?
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 04.02.2020 Возмещение сотруднику платы за выбор места в самолете – командировочный расход или нет
- 31.07.2019 Суточные при командировке
- 11.02.2019 Новшества в учете командировочных расходов
- 21.01.2019 Аренда нежилого помещения: бухучет в бюджетной организации
- 22.08.2017 Подотчет 2017 – новые правила работы
- 13.01.2017 КБК на 2017 год (образцы заполнения платежных поручений)
- 14.10.2013
Расходы, понесенные в связи
с оплатой чартерных рейсов, не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Кроме того, оплата проезда директора организации в период нахождения в отпуске, не связана с его трудовой деятельностью в связи с чем, такие расходы не должны учитываться для целей налогообложения. - 17.02.2011 Что касается других документов, которыми должна оформляться командировка в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 n 1 (в частности, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы n Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма n Т-10а)), то их наличие и оформление определяется внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не является обязательны
- 28.01.2010 Командировочные расходы не учитываются в первоначальной стоимоти основного средства
- 24.10.2016
Вопреки изложенному
в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над - 17.09.2013
Согласно пунктам 1 и
4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со - 11.09.2013
Изучив представленные документы, суд
апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.
- 13.06.2019 Письмо Минфина России от 30 апреля 2019 г. № 03-03-06/1/32039
- 02.11.2017 Письмо Минфина России от 20.10.2017 г. № 03-03-06/1/68721
- 27.10.2017 Письмо Минтруда России от 13.10.2017 г. № 14-2/В-921
- 13.09.2013 О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- 13.09.2013 Письмо Минфина от 22.07.2013 г. № 03-02-07/2/28610
- 10.09.2013 Приказ ФНС России от 03.09.2013 г. № ММВ-7-6/311@
Комментарии