Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Дети, дайте взаймы

Дети, дайте взаймы

Минтруд предлагает поддержать солидарные пенсионные выплаты за счет накопительной части

27.08.2012
«Российская Газета»
Автор: Ирина Невинная

С 2013 года может быть введен дополнительный тариф пенсионного страхования для работников вредных производств. Предлагается также удвоить платежи в Пенсионный фонд для самозанятого населения. Кроме того, серьезная реформа ожидает и накопительную часть пенсии.

Министерство труда и социальной защиты направило в федеральные ведомства проект "Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года". Об этом сообщил заместитель главы минтруда Андрей Пудов. До 15 сентября продлятся консультации и согласования. Затем стратегический документ будет внесен для рассмотрения в правительство.

Главная цель, которую преследовала рабочая группа, завершая более чем двухлетнюю работу, - увеличить устойчивость пенсионной системы, не сокращая при этом социальных обязательств государства перед пенсионерами. То есть экспертам предстояло подготовить предложения по постройке в России такой пенсионной системы, которая бы соответствовала международным стандартам соцобеспечения граждан и учитывала экономическое положение в стране. В перспективе пенсионная система должна стать бездефицитной. Сейчас, напомним, объем бюджетных вливаний, компенсирующих дефицит Пенсионного фонда России, составляет порядка 1 трлн рублей в год.

"Заткнуть" эту дыру можно разными путями. Простой технически, но непопулярный путь, чреватый всевозможными социальными осложнениями, - "затянуть пояс", сократив расходы ПФР. Сделать это можно, повысив пенсионный возраст (сразу сократится число пенсионеров), уменьшив размер пенсий (например, "притормозив" индексацию), ограничив выплаты работающим пенсионерам. Все эти предложения экспертами обсуждались, в том числе и при подготовке Стратегии-2020. В минфине считают, что в той или иной степени такие жесткие меры применять все равно придется.

Правда, относительно пенсионного возраста руководство страны высказалось однозначно: не трогать. Но вот уменьшение темпов индексации и ограничение пенсионных выплат работающим с повестки дня не сняты. Наращивать дотации из федерального бюджета в пенсионную систему невозможно, Пенсионному фонду нужно искать внутренние резервы - такова позиция минфина.

В социальном блоке правительства подход иной: да, увеличивать устойчивость пенсионной системы надо, но не за счет пенсионеров. Мы только-только, с 2010 года стали гарантировать, что минимальная пенсия обеспечивает им прожиточный минимум. Средняя пенсия доросла до 9,7 тыс. рублей - это чуть меньше двух прожиточных минимумов. Выходя на пенсию, работник получает сегодня в среднем 37% утраченного заработка. Такие данные привел глава ПФР Антон Дроздов и подчеркнул, что отступать от этого уровня нельзя.

Действительно, международные требования - доход пенсионера должен быть не меньше 2,5 - 3 прожиточных минимумов, а коэффициент замещения заработка - не ниже 40%. То есть мы наконец-то начали приближаться к нормам социальной защищенности стариков, принятым в цивилизованном мире. Но, заметим - пока лишь к нижней границе "нормы" (потому хотя бы, что в Европе, выходя на пенсию, человек имеет, как правило, 60-70% утраченного заработка).

Но если исходить из принципа, что ухудшать положение пенсионеров нельзя, а повышать страховые платежи тоже запрещено (налоговую нагрузку на бизнес решено не увеличивать), то где все-таки взять деньги?

Очевидно, действовать по принципу "курочка по зернышку". Главные "внутренние резервы" за прошедшие два года озвучивались многократно. Это, во-первых, огромное количество досрочных пенсионеров - фактически каждый третий работник начинает получать пенсию на пять и даже 10 лет раньше общеустановленного возраста. Во-вторых, немало льготников по тарифу - невеликие платежи в пенсионную систему вносят "самозанятые" - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д. В-третьих, по оценкам, до 40% реальных заработков по-прежнему остаются в тени, то есть страховые взносы с них не выплачиваются. Дроздов уточнил, что из 87 млн граждан трудоспособного возраста экономически активное население составляет 70 млн. При этом реально платят в Пенсионный фонд 48 млн, с учетом работающих пенсионеров - 60 млн человек.

Но борьба с "конвертами" - дело не простое, тут, по словам Дроздова, требуются комплексные усилия.

Что касается первых двух резервных источников, минтруд подготовил конкретные предложения. С 2013 года предполагается удвоить страховой пенсионный тариф для самозанятых, а также ввести дополнительные платежи за "вредность": 4% от зарплаты для работающих по 1-му списку и 2% - по 2-му. В дальнейшем для "списочников" предполагается выстроить отдельную "корпоративную" модель пенсионного обеспечения - с привлечением банков, страховых компаний.

Кроме того, сохраняя пока пенсионную формулу, минтруд предлагает увеличить нормативный период нахождения на пенсии. В 2012 году размер пенсии рассчитывают исходя из того, что "по нормативу" человек ее будет получать 18 лет. В 2013 году норматив составит 19 лет. По статистике же, утверждают в минтруде и ПФР, "средний" пенсионер получает пенсию в течение 21 с небольшим года. Отсюда - "перерасход" в выплатах. Поэтому норматив нужно постепенно - по году за каждый последующий год - довести до статистической величины. Расчетный размер каждой пенсии станет поменьше, расходы фонда сократятся.

Эти предложения, по словам Андрея Пудова, эксперты рабочей группы поддержали. При этом самое серьезное разногласие в подходах "экономистов" и "социальщиков" пока не преодолена. Это - пресловутый "накопительный вопрос".

Минтруд предлагает модернизировать накопительный механизм, сделав его строго добровольным. Сегодня 6% от заработка работников младше 1967 года рождения направляются на их индивидуальные счета вне зависимости от их пожеланий. Люди выбирают лишь, кто будет инвестировать их деньги - государство или частный бизнес. Большое количество "молчунов", считают в минтруде, говорит о том, что люди не хотят и не умеют управлять своими инвестициями и по-прежнему полагаются на государство. К тому же после введения накопительного механизма с 2004 по 2011 год доходность инвестирования (149% у госуправляющего ВЭБа и 159% у НПФ) оказалась существенно ниже инфляции (215%). Страховая же часть будущей пенсии индексировалась за это же время опережающими инфляцию темпами (337%), что для будущих пенсионеров более выгодно. Значит, нужно дать людям возможность выбора: либо продолжать копить либо направить эти же 6% в солидарный сегмент пенсионной системы, на формирование собственной страховой части пенсии.

Разместить:
Возмущенная
29 августа 2012 г. в 9:33

Да уж наша статистика! Среднее время на пенсии - 21 год. С математикой то дружите? Если мужчина в средем умирает в возрасте 59 лет, а женщины - 68 лет (т.е. + 13 лет), то откуда средняя цифра 21 год? Опять за основу берут цифру, которую никто проверить не может.

А почему ничего не сказано о минимизации затрат на содержание управления ПФ? Какие здания отгрохали! Какие соцпакеты у сотрудников!

Люди не управляют своими накоплениями! А государство создало сферу где можно ими управлять? Если оно само не может управлять эффективно. Противно!

444
29 августа 2012 г. в 19:01

Если государство прекратит выплачивать пенсию работающим пенсионерам, таким образом для них увеличится пенсионный возраст. Если они хотят работать - пусть работают и сами увеличивают для себя пенсионный возраст.

Зачем всех грести под одну гребёнку? Состояние здоровья не у всех одинаковое, да и выбор всегда должен быть, мы ведь в свободной стране живём, верно?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
  • 12.05.2014  

    ФСС РФ не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является «аренда строительных машин и оборудования», что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 22-му классу профессионального риска.  Суды установили невозможность фактического осуществления обществом данного вида деятельности в связи с отсутствием у него на праве собст

  • 18.02.2014  

    Исходя из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 07.05.2010 г. № 03-02-07/1-226, специальный банковский счет ( счет платежного агента, принимающего средства от населения) относится к счетам, об открытии и закрытии которых необходимо сообщать в органы контроля за уплатой страховых взносов.

  • 06.02.2014  

    Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб. (абзац 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика
  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.

  • 06.08.2013  

    При наличии вины обоих участников ДТП страховое возмещение выплачивается в равных долях.


Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
Все законодательство по этой теме »

Экономика

Все законодательство по этой теме »