Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Очередной налоговый контроль

Очередной налоговый контроль

Налоговое законодательство за последнее лето обогатилось новым видом налогового контроля, который уже успел наделать много шума. Все это обсуждают, но как будет на практике, пока никто не знает. Речь идет о контролируемых сделках

07.11.2011
РБК daily
Автор: Дмитрий Малышев, директор департамента налоговой безопасности и судебной защиты «КСК групп»

Понятие «контролируемая сделка» вводится с 1 января 2012 года. Это сделка между взаимозависимыми лицами, сделка с посредником, который фактически не ведет свою деятельность, а только пропускает через себя денежные потоки и передает право собственности на товар (работы или услуги), это внешнеэкономическая сделка по реализации нефти, нефтепродуктов, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, драгоценных металлов и камней, а также сделка с офшорной компанией.

Стоит отметить, что не все сделки с взаимозависимыми компаниями, зарегистрированными в России, попадают под налоговый контроль. Проверяться будут, во-первых, сделки, где сумма дохода превышает 1 млрд руб. за год, во-вторых, сделки, где одна из сторон является плательщиком НДПИ, или освобождена от обязанности платить налог на прибыль, или является резидентом ОЭЗ с доходами свыше 60 млн руб. в год, а, в-третьих, это сделки с организациями, перешедшими на УСХН или ЕНВД, по которым сумма дохода за год превышает 100 млн руб.

Право проверять контролируемые сделки принадлежит исключительно ФНС. Территориальные инспекции не вправе проверять контролируемые сделки в рамках своих мероприятий налогового контроля (камеральная или выездная проверка). В этом случае инспекция может только уведомить ФНС, что налогоплательщик в проверяемый период совершил контролируемую сделку.

Новая проверка является камеральной и будет проходить по месту нахождения налогового органа. Основанием для проведения проверки является уведомление налогоплательщика о совершении контролируемой сделки за календарный год или, как уже было указано выше, извещение налоговой инспекции в случае выявления совершенной контролируемой сделки в ходе проведения проверки. Уведомление налогоплательщик обязан направить в территориальную инспекцию не позднее 20 мая календарного года, следующего за годом, в котором совершена контролируемая сделка. После чего инспекция в течение десяти дней пересылает полученные сведения в ФНС. Скорее всего направление информации будет происходить через региональное управление ФНС.

Получив сведения о совершенных контролируемых сделках, ФНС имеет право их проверить в течение двух лет. Сама проверка может продлиться от 6 до 12 месяцев. Проверяться будет уровень цены сделки с целью выявления занижения дохода и причинения ущерба бюджета. Для сравнения цен ФНС будет анализировать несколько сопоставимых сделок, которые не попадают под контролируемые сделки. В этом случае будет устанавливаться коридор цены с минимальным и максимальным пределом. Если цена по контролируемой сделке не попадает в этот коридор сопоставимых сделок и она ниже минимального предела коридора, ФНС имеет право доначислить соответствующую сумму налогов, пени и штрафов.

Позиция налоговиков, закрепленная в новых положениях Налогового кодекса, сводится к тому, что совершать сделки компании могут за любую цену, но бюджет не должен от этого страдать и должен получать необходимый размер налогов по сделке в соответствии с уровнем рыночных цен. Возможно, такие правила встанут на защиту среднего бизнеса и позволят поддерживать конкурентную среду. Ведь крупные компании такими сделками могут обваливать рынки и ставить конкурентов в невыгодное финансовое положение, ведущее к банкротству.

Тем не менее как, возможно, благородны ни были намерения государства, на практике возникнет масса споров между ФНС РФ и бизнесом по поводу обоснованности доначислений. Уж слишком неопределенны критерии сопоставимости сделок. Для того чтобы четко определить коридор рыночных цен, необходимо знать тенденции развития рынка, необходимо быть коммерсантом и вращаться в бизнес-среде. Государственные органы далеки от этого, что приведет к не совсем корректным доначислениям. В итоге компаниям придется защищать свои права и законные интересы в арбитражном суде.

Таким образом, бизнес-сообщество получает новый вид налогового контроля, который таит в себе достаточно неясных моментов. Как применять новые правила на практике и чем руководствоваться, определяя коридор рыночных цен на основании сопоставимых сделок, мы сможем узнать не раньше 2013-2014 года, после того как пройдут первые судебные процессы по таким спорам. В то время как компании, заключающие контролируемые сделки, уже находятся в зоне риска налоговых доначислений.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 26.10.2022  

    Налогоплательщик утверждает, что бездействие налогового органа незаконно.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.

  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
  • 11.01.2023  

    Общество ссылалось на бездействие органов, выразившееся в уклонении от возврата бухгалтерских документов, финансово-хозяйственных документов, полученных для использования в контрольной работе.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку законодательством не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности, установлено, что общество не явилось за получением к

  • 05.12.2022  

    Налоговый орган начислил НДС, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на несвоевременное представление обществом налоговой декларации и занижение налоговой базы по взаимоотношениям со спорным контрагентом. Жалоба общества на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, так как фактически не рассмотрено требование об истр

  • 21.11.2022  

    Общество указывает на то, что налоговым органом вне рамок налоговой проверки истребован большой объем документов и сведений без указания на конкретные сделки, равно как и без указания на контрагентов, относительно которых запрошены сведения.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговый орган вышел за пределы полномочий, установленных законом об истребовании документов (информации) вне рамок налогов


Вся судебная практика по этой теме »