
Аналитика / Налогообложение / Всегда ли законны повестки от налоговых инспекций?
Всегда ли законны повестки от налоговых инспекций?
Налоговые инспекторы часто просят предпринимателя прийти лично в инспекцию и прояснить что-нибудь. Инспекция пытается сделать это или по звонку, или на адрес налогоплательщика высылается повестка с требованиями явиться. Иногда в повестке даже обозначена угроза привода с полицией в случае неявки. Напуганные предприниматели начинают в таких ситуациях "терять волю" - потому что не знают, как реагировать, не знают - законно ли такое требование налоговой, каковы будут последствия, если вызов налоговой будет ими проигнорирован
05.07.2011Российская ГазетаСегодня налоговики активно используют свое право на истребование документов. Происходит это при каждой проверке в обязательном порядке. В первую очередь налоговики запрашивают документы у самого налогоплательщика согласно ст. 93 НК РФ, а также документы, касающиеся взаимоотношений с контрагентами (ст. 93.1 НК РФ).
Кроме законных способов истребования документов, инспекторы проявляют "фантазию" и используют хитрые уловки - под видом пояснений, объяснений, показаний хотят получить дополнительный "компромат" на налогоплательщика в надежде, что "компромат" даст сам налогоплательщик либо его выдадут контрагенты.
Нужно помнить, что информация, выведанная у налогоплательщика, может быть использована против него. Предпринимателям в такой ситуации не позавидуешь - они испытывают шок и оказываются перед трудной развилкой выбора. Основной вопрос, в котором нужно разобраться: законны ли требования налоговиков, когда их следует выполнять, а когда можно отказаться от исполнения без ущерба для себя?
Ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи ими пояснений в связи с уплатой налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Для вызова налогоплательщиков существует официальная форма "Уведомления о вызове налогоплательщика" (Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ в ред. Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@).
Уведомление содержит следующие пункты:
- порядковый номер;
- ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
- Ф.И.О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика;
- полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии);
- наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;
- подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). По этому пункту в уведомлении УФНС по г. Москве дала разъяснения в Письме от 07.06.2008 N 09-14/054957, где акцентировала внимание на обязанности налогового органа подробно описывать цель вызова налогоплательщика;
- подпись должностного лица налогового органа и его телефон. В Письме от 22.03.2010 N 03-02-07/1-122 Минфин России разъяснил, как должны быть оформлены указанные уведомление и требование и кто должен подписывать эти документы. Формы уведомления о вызове налогоплательщика и требования о представлении документов утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В качестве обязательных реквизитов не требуется подпись именно руководителя или заместителя руководителя налогового органа, а также не требуется печать налогового органа. Таким образом, уведомление может быть подписано должностным лицом налогового органа, отсутствие печати на уведомлении допускается;
- в случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нем должна быть проставлена подпись и Ф.И.О. руководителя организации, наименование организации.
Я перечислила все пункты и нюансы, которые должны быть соблюдены налоговой инспекцией. Вызов предпринимателя в налоговую инспекцию по форме "Уведомление о вызове налогоплательщика" будет совершенно законным, и на него можно и нужно реагировать. Иные повестки, сообщения и другие "вызовы", по которым налоговики требуют от предпринимателя явиться и дать пояснения, - незаконны. Такие "вызовы" можно игнорировать: наказать налогоплательщика за неявку в таком случае попросту незаконно.
Однако на практике налоговики, пользуясь незнанием предпринимателей и желанием "не ссориться" с налоговой, без всякого стеснения шлют повестки с требованием явиться и дать "пояснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности". В случае неявки грозят приводом. С одной стороны, налоговики вроде бы указали цель, по которой налогоплательщик вызывается, а с другой стороны - они однозначно пытаются слукавить. В "Уведомлении о вызове налогоплательщика" по официальной форме четко указано, что налоговый инспектор должен "указать подробное описание цели вызова налогоплательщика".
Формулировка "пояснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности" не конкретна, расплывчата, и из нее абсолютно невозможно сделать вывод, зачем вызывают и что ожидает налогоплательщика по приходу.
На такие уловки налоговики идут специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было застать врасплох и получить нужную информацию. Для получения таких "пояснений" налоговые организуют целые группы из своих сотрудников, поэтому налогоплательщик попадает сразу под два пресса: вместе с психологическим на него воздействуют еще и давлением численностью.
Если налогоплательщик все-таки оказался в налоговой и попал в ситуацию психологического давления со стороны группы налоговиков, то ему следует знать главное - он под защитой ст. 51 Конституции. Согласно этой статье каждый может воспользоваться своим правом и не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Вы вправе не отвечать на вопросы и в любой момент встать и уйти. Налоговые органы - это не правоохранительные органы: права задерживать и удерживать человека они не имеют.
Что же будет, если налогоплательщик не явился по законному Уведомлению о вызове налогоплательщика? Последует наказание в виде денежного штрафа: в случае неявки должностное лицо организации (индивидуальный предприниматель) может быть привлечено к административной ответственности. Штраф составляет от 2 до 4 тыс. рублей (ст. 2.4, ст. 19.4 КоАП РФ, Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21).
Темы: Налоговые проверки  Право истребовать документы  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 13.05.2016 Налоговики при встречной проверке могут запрашивать выписку у банков
- 07.10.2013 Непредставление документов налогоплательщиком может быть вызвано разными причинами
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 27.09.2021 Можно ли изымать документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика: позиция ФНС
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 15.02.2023
Решением налогового органа отменено
решение нижестоящего налогового органа, доводы жалобы налогоплательщика признаны необоснованными, установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагента в рамках хозяйственных операций, по которым были приняты налоговые вычеты, а также установлено, что деятельность налогоплательщика не является самостоятельной.Итог: требование удовлетворено, поскольку решение не является дополнением или изменение
- 11.01.2023
Общество ссылалось
на бездействие органов, выразившееся в уклонении от возврата бухгалтерских документов, финансово-хозяйственных документов, полученных для использования в контрольной работе.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку законодательством не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности, установлено, что общество не явилось за получением к
- 05.12.2022
Налоговый орган
начислил НДС, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на несвоевременное представление обществом налоговой декларации и занижение налоговой базы по взаимоотношениям со спорным контрагентом. Жалоба общества на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.Итог: дело передано на новое рассмотрение, так как фактически не рассмотрено требование об истр
- 07.10.2013
Подлежат выяснению причины невозможности
представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований - 05.05.2010 Отсутствие конкретных реквизитов (индивидуализирующих признаков) документов в требовании не позволяет налоговому органу привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае их непредставления. В тоже время, оспариваемое требование само по себе не нарушает права налогоплательщика, поскольку положения статей 89, 93 НК РФ в их совокупности и взаимной связи не содержат запрета налоговому органу истребовать любые документы, относящиеся к
- 18.04.2010 Поскольку подтвержден факт неполучения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, в его действиях отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 06.09.2013 Письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-02-07/1/35025
- 06.09.2010 Письмо Минфина РФ от 24 марта 2010 г. N 03-02-07/1-125
- 01.09.2010 Письмо Минфина РФ от 30 марта 2010 г. N 03-02-07/1-133
Комментарии