Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Всегда ли законны повестки от налоговых инспекций?

Всегда ли законны повестки от налоговых инспекций?

Налоговые инспекторы часто просят предпринимателя прийти лично в инспекцию и прояснить что-нибудь. Инспекция пытается сделать это или по звонку, или на адрес налогоплательщика высылается повестка с требованиями явиться. Иногда в повестке даже обозначена угроза привода с полицией в случае неявки. Напуганные предприниматели начинают в таких ситуациях "терять волю" - потому что не знают, как реагировать, не знают - законно ли такое требование налоговой, каковы будут последствия, если вызов налоговой будет ими проигнорирован

05.07.2011
Российская Газета
Автор: Кира Гин Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам"

Сегодня налоговики активно используют свое право на истребование документов. Происходит это при каждой проверке в обязательном порядке. В первую очередь налоговики запрашивают документы у самого налогоплательщика согласно ст. 93 НК РФ, а также документы, касающиеся взаимоотношений с контрагентами (ст. 93.1 НК РФ).

Кроме законных способов истребования документов, инспекторы проявляют "фантазию" и используют хитрые уловки - под видом пояснений, объяснений, показаний хотят получить дополнительный "компромат" на налогоплательщика в надежде, что "компромат" даст сам налогоплательщик либо его выдадут контрагенты.

Нужно помнить, что информация, выведанная у налогоплательщика, может быть использована против него. Предпринимателям в такой ситуации не позавидуешь - они испытывают шок и оказываются перед трудной развилкой выбора. Основной вопрос, в котором нужно разобраться: законны ли требования налоговиков, когда их следует выполнять, а когда можно отказаться от исполнения без ущерба для себя?

Ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи ими пояснений в связи с уплатой налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Для вызова налогоплательщиков существует официальная форма "Уведомления о вызове налогоплательщика" (Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ в ред. Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@).

Уведомление содержит следующие пункты:

- порядковый номер;

- ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;

- Ф.И.О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика;

- полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии);

- наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;

- подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). По этому пункту в уведомлении УФНС по г. Москве дала разъяснения в Письме от 07.06.2008 N 09-14/054957, где акцентировала внимание на обязанности налогового органа подробно описывать цель вызова налогоплательщика;

- подпись должностного лица налогового органа и его телефон. В Письме от 22.03.2010 N 03-02-07/1-122 Минфин России разъяснил, как должны быть оформлены указанные уведомление и требование и кто должен подписывать эти документы. Формы уведомления о вызове налогоплательщика и требования о представлении документов утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В качестве обязательных реквизитов не требуется подпись именно руководителя или заместителя руководителя налогового органа, а также не требуется печать налогового органа. Таким образом, уведомление может быть подписано должностным лицом налогового органа, отсутствие печати на уведомлении допускается;

- в случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нем должна быть проставлена подпись и Ф.И.О. руководителя организации, наименование организации.

Я перечислила все пункты и нюансы, которые должны быть соблюдены налоговой инспекцией. Вызов предпринимателя в налоговую инспекцию по форме "Уведомление о вызове налогоплательщика" будет совершенно законным, и на него можно и нужно реагировать. Иные повестки, сообщения и другие "вызовы", по которым налоговики требуют от предпринимателя явиться и дать пояснения, - незаконны. Такие "вызовы" можно игнорировать: наказать налогоплательщика за неявку в таком случае попросту незаконно.

Однако на практике налоговики, пользуясь незнанием предпринимателей и желанием "не ссориться" с налоговой, без всякого стеснения шлют повестки с требованием явиться и дать "пояснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности". В случае неявки грозят приводом. С одной стороны, налоговики вроде бы указали цель, по которой налогоплательщик вызывается, а с другой стороны - они однозначно пытаются слукавить. В "Уведомлении о вызове налогоплательщика" по официальной форме четко указано, что налоговый инспектор должен "указать подробное описание цели вызова налогоплательщика".

Формулировка "пояснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности" не конкретна, расплывчата, и из нее абсолютно невозможно сделать вывод, зачем вызывают и что ожидает налогоплательщика по приходу.

На такие уловки налоговики идут специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было застать врасплох и получить нужную информацию. Для получения таких "пояснений" налоговые организуют целые группы из своих сотрудников, поэтому налогоплательщик попадает сразу под два пресса: вместе с психологическим на него воздействуют еще и давлением численностью.

Если налогоплательщик все-таки оказался в налоговой и попал в ситуацию психологического давления со стороны группы налоговиков, то ему следует знать главное - он под защитой ст. 51 Конституции. Согласно этой статье каждый может воспользоваться своим правом и не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Вы вправе не отвечать на вопросы и в любой момент встать и уйти. Налоговые органы - это не правоохранительные органы: права задерживать и удерживать человека они не имеют.

Что же будет, если налогоплательщик не явился по законному Уведомлению о вызове налогоплательщика? Последует наказание в виде денежного штрафа: в случае неявки должностное лицо организации (индивидуальный предприниматель) может быть привлечено к административной ответственности. Штраф составляет от 2 до 4 тыс. рублей (ст. 2.4, ст. 19.4 КоАП РФ, Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Право истребовать документы
  • 07.10.2013  

    Подлежат выяснению причины невозможности представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований

  • 05.05.2010   Отсутствие конкретных реквизитов (индивидуализирующих признаков) документов в требовании не позволяет налоговому органу привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае их непредставления. В тоже время, оспариваемое требование само по себе не нарушает права налогоплательщика, поскольку положения статей 89, 93 НК РФ в их совокупности и взаимной связи не содержат запрета налоговому органу истребовать любые документы, относящиеся к
  • 18.04.2010   Поскольку подтвержден факт неполучения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, в его действиях отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ

Вся судебная практика по этой теме »