Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Совместные проверки ПФР и ФСС

Совместные проверки ПФР и ФСС

Какие полномочия предоставлены проверяющим? Какой период может быть охвачен выездной проверкой? По каким критериям отбираются кандидаты для проведения выездных проверок?

19.04.2011
Журнал «Современный Предприниматель»
Автор: Алексей Шершавин

Первые выездные проверки по страховым взносам начнут проводиться не ранее 2011 года, - указывалось в письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19. Ведь проверять следует уплату взносов за расчетный период, а таковым является календарный год. В течение 2010 года коммерсанты осваивали порядок расчета и уплаты взносов, установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), а представители Пенсионного фонда и ФСС России не беспокоили их выездными проверками. Проверять было, по сути, нечего. Период до 2010 года, то есть когда бизнесмены уплачивали ЕСН, находится в компетенции налоговой службы.
Теперь первый расчетный период по взносам на обязательное страхование окончен, и представители фондов приступили к проверкам коммерсантов.

План-график проверок
Территориальные отделения Пенсионного фонда и ФСС проводят совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов на основе утверждаемого плана (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). В письме Пенсионного фонда России N ТМ-30-24/13848, ФСС России N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 г. перечислены критерии, по которым сотрудники фондов отбирают плательщиков взносов для проверок (таблица 1).
Попасть в план-график может практически любой бизнесмен. Поводом станут такие нарушения как непредставление расчетов по страховым взносам, обнаружение несоответствий в расчетах по итогам камеральных проверок. В последнем случае не играет роли, представлял коммерсант пояснения к расчетам или нет. Получается, если ошибка (выявленное несо-ответствие) была решена мирным путем, от выездного контроля бизнесмен не застрахован.
Ревизоры обратят внимание не только на нарушения, но и на факторы, которые сами по себе санкций не влекут. В частности, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС (то есть выплата больничных) или выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов.
Проверку спровоцируют неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие задолженности по взносам свыше двух отчетных периодов подряд. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Уменьшение сумм начислений в сравнении с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников указывает на возможный уход ќв тень›, и может повлечь проверку. Кроме того, если специалисты фонда получат из налоговой службы информацию об участии коммерсанта (применении) в схемах минимизации, бизнесмен также, скорее всего, попадет в план выездных проверок.
В план-график не включаются предприниматели и фирмы, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность. Конечно, если фонды знают о приостановке деятельности.
В течение года в план могут вноситься изменения, для чего издается приказ руководителей (заместителей) отделения Пенсионного фонда и ФСС России. Корректировка может касаться не только списка потенциальных кандидатов (включение или исключение из перечня), но и сроков проведения проверки.

Таблица 1. Критерии для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график совместных выездных проверок ПФР и ФСС РФ на 2011 год

N п/п

Наименование критерия

1

Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС России

2

Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС России

3

Несвоевременное представление индивидуальных сведений

4

Наличие у плательщика сумм выплат, необлагаемых страховыми взносами

5

Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом

6

Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений)

7

Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд

8

Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников)

9

Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников

10

Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам

11

Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)

12

Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов



Контролируемый период
Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении ревизии. Но сейчас может быть проверен только 2010 год. Ведь именно с 1 января 2010 года фондам переданы полномочия по проведению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Выездные проверки уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды проводят налоговые инспекции. Соответствующие разъяснения даны в совместном письме ФНС России N ММВ-22-2/422@ и Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/9291 от 31 августа 2010 г. В рамках выездных проверок правильности уплаты ЕСН налоговые инспекции уполномочены выявлять в том числе ошибки, связанные с уплатой пенсионных взносов. Но привлекать бизнесменов к ответственности за выявленные нарушения в части уплаты пенсионных взносов контролеры налоговой службы не вправе. Обнаружив недоимку за период до 1 января 2010 года, инспектор должен передать сведения в территориальное отделение Пенсионного фонда, где зарегистрирован коммерсант. В свою очередь фонд вынесет решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за неуплату пенсионных взносов. Названное совместное письмо предписывает налоговым инспекторам направлять пенсионщикам акты камеральных проверок, выписки из актов выездных проверок, документы, подтверждающие недоимку по пенсионным взносам, и иные необходимые материалы. Все эти сведения передаются не позднее чем через два рабочих дня, следующих за днем подписания акта налоговой проверки.
Заметим, инспекция должна сообщить коммерсанту о том, что в течение 15 дней бизнесмен может представить в Пенсионный фонд свои возражения на акт выездной проверки. Если такие возражения ИП передал инспекции, контролеры передадут их в Пенсионный фонд.

Таблица 2.Права органов контроля за уплатой страховых взносов

N п/п

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право:

1

Требовать от плательщика страховых взносов документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов

2

Проводить проверки плательщиков страховых взносов

3

Проводить проверки плательщиков страховых взносов
Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой. С 1 января 2011 года ведомства могут вызывать страхователей только, если представленные плательщиками сведения являются неполными или носят противоречивый характер

4

Определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы

5

Требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований

6

Взыскивать недоимку, а также пени и штрафы по страховым взносам

7

Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды

8

Получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ

9

Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования

10

Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов

11

Предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам



Истребование документов
Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (п. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В ходе контроля представители Пенсионного фонда, одновременно с проверкой уплаты пенсионных взносов, осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
В свою очередь сотрудники из ФСС России, изучая уплату взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, одновременно проверяют правильность расходов на выплату пособий (страхового обеспечения).
Контролеры вправе истребовать у страхователей документы. Предпринимателю (его уполномоченному представителю) вручается соответствующее требование. Документы представляются в виде заверенных копий. Бумаги заверяются подписью коммерсанта и печатью (при наличии). Не допускается требование нотариального удостоверения копий, а также изъятие подлинников. Контролеры в случае необходимости могут ознакомиться с подлинниками, но только на территории (в помещении) плательщика взносов. Требовать представить подлинники они не могут. Исключение - когда проверка проводится по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Обычно выездная проверка проводится на территории плательщика, но если у ИП нет возможности предоставить помещение проверяющим, ревизия осуществляется по месту нахождения контролеров.
Запрашиваемые документы представляются в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования. Если коммерсант не успеет выполнить требование, то на следующий день после его получения следует письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов в указанные сроки, а также перечислить причины, по которым документы не могут быть представлены. В течение двух дней фонд примет решение о продлении сроков или отказе в продлении, о чем будет вынесено отдельное решение.
От отказа коммерсант не застрахован, и может случиться так, что ИП даже не узнает причин, по которым фонд отказался увеличить срок. Закон предусматривает право (не обязанность) контролеров продлить сроки представления документов. При этом форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков не предусматривает указание причин, послуживших, в частности, отказу (форма содержится в приложении N 22 к приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н). Непредставление документов или отказ представить документы в установленные сроки признается правонарушением и влечет штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 48-ФЗ). Кроме того, возможен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). Санкции можно попытаться оспорить. В статье 43 Закона N 212-ФЗ названы обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Прямо там не говорится о непредставлении документов из-за большого объема запрашиваемых сведений. Но статья устанавливает, что проверяющее ведомство или суд могут учитывать иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

Полномочия контролеров
Права и обязанности проверяющих названы в статье 29 Закона N 212-ФЗ (таблица 2). Отметим, полномочия контролеров в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 31 НК РФ) ограничены.
Представители фондов не вправе:
- производить выемку документов, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; - приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках и налагать арест на имущество плательщика;
- привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим ифизическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможность привлечения к проведению выездной проверки страховых взносов сотрудников ОВД. Привлекать к проверке налоговых инспекторов фонд может только для проверки обоснованности применения коммерсантом пониженных тарифов страховых взносов (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Таблица 3. Санкции за нарушения законодательства о страховых взносах и их сравнение с аналогичными нарушениями в сфере налогового законодательства

N п/п

Нарушение

Нормы Закона N 212-ФЗ

Нормы Налогового кодекса

1

Непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (налоговой декларации, расчета)

- штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ);
- если расчет не представлен в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления, штраф составит 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб. (п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ)

- штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате(доплате) на основании непредставленной декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее преставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ)

2

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов (налогов, сборов) в результате занижения базы для начисления, иного неправильного исчисления взносов (налогов, сборов) или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков

- штраф в размере 20% неуплаченной суммы (п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ);
- если деяние совершено умышленно, штраф составит 40% неуплаченной суммы взносов (п. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ)

- штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (п. 1 ст. 122 НК РФ);
- если деяние совершено умышленно, штраф составит 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (п. 3 ст. 122 НК РФ)

3

Отказ или непредставление в установленный срок в орган контроля за уплатой взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля

Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ)

- непредставление документов в установленный срок влечет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);
- отказ представить документы или иное уклонение от представления документов, либо представление бумаг с заведомо недостоверными сведениями, влечет штраф в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ)

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »